Не столь давно в преддверии осенних субботников по благоустройству города я подняла тему обращения с опавшими листьями. Организации, ответственные за порядок на определенных территориях, предпочитают осеннюю листву вывозить на свалку, не заботясь о дополнительной подкормке почв в парках и скверах.
А в первых числах октября интернет запестрел публикациями о том, что в Москве (к великой радости экологов) за нарушение этой нормы к коммунальщикам даже будут применять штрафные санкции: "За незаконную уборку опавших листьев коммунальщики получат штрафы размером до 300 тыс. рублей. Власти Москвы проведут проверки на соблюдение законодательства, согласно которому убирать листву на газонах запрещено — за исключением узких полос вдоль дорог. Также нельзя использовать острые грабли и метлы из-за высокого риска повреждения корней деревьев и напочвенного покрова."
Ряд источников упоминает о том, что коммунальные службы требованиями закона пренебрегают, чтобы "повысить себе зарплату, начисляемую по количеству контейнеров вывезенного мусора". О том, что вывоз опавшей листвы с места ее расположения - это "двойной грабеж бюджета" (сначала на вывоз, затем - на дополнительное удобрение почвы весной, причем местами коммунальщики продают муниципалитету компост, произведенный из тех самых вывезенных листьев!), говорят и специалисты, и общественники.
После обсуждения "горячей" темы в социальных сетях я попыталась выяснить, как обстоит дело с опавшей листвой в Кировской области. Оказалось - не очень здорово.
Звонок в департамент экологии и природопользования показал: данный вопрос вообще не относится к полномочиям департамента. Это, мол, связано не с охраной окружающей среды, а с благоустройством, потому заниматься проблемой опавших листьев должны муниципалитеты в соответствии с законами, в частности, с 131-ФЗ. А департамент им даже советов давать не может, поскольку не уполномочен.
Звонок в межрайонную природоохранную прокуратуру Кировской области (тел. 57-07-81) гораздо лучше прояснил ситуацию. Как ответили специалисты этого надзорного органа, в Кировской области опавшая листва всё еще рассматривается как отходы: накопление ее недопустимо, с хозяйствующих субъектов требуют поступать с листьями так же, как с другим мусором, то есть обеспечивать вывоз и размещение на полигонах. Это при наших-то бюджетах, где денег на вывоз ТБО не хватает хронически! А ведь осенью, да и весной, растительный мусор составляет если не 90% всего, что требуется вывозить с территории, то уж точно более 50%, да и место для компостирования листвы, как правило, найти не составляет труда...
Узнав о московских событиях и принятых на территории Москвы законах, защищающих почвы от обеднения, мой собеседник внимательно выслушал все аргументы (о сохранении плодородности почвы, противодействии ее промерзанию, обеспечении питания для дождевых червей и насекомых и пр.), возражать или отзываться о них с пренебрежением не стал, но заметил: мол, как бы то ни было, надзорные органы следят за соблюдением действующего законодательства. Если ситуация такова, что здравый смысл противоречит закону, начинать нужно с законодательной инициативы.
Например, с обращения в районную Думу, разработки поправок в областные правила благоустройства территорий либо отдельного законопроекта и вынесения этого нового документа на обсуждение в Заксобрание области.
Мне представляется возможной и другой путь: обращение в общественную палату Кировской области, в составе которой есть эксперты-экологи и которая должна бы являться своеобразным "проводником" между широкими слоями общества и действующей властью. Вот вам, пожалуйста, прецедент - обеспечьте "проводимость!" Заранее спасибо!
За основу было рекомендовано взять московский документ. Текст "Постановления Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП. "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы"" занимает 12 страниц и в полном объеме размещен по следующей ссылке (с изменениями от 25 декабря 2007 года):
http://www.pandia.ru/text/77/160/8829.php
Не уверена, что для Кировской области целесообразно использовать весь этот документ целиком, кроме того - специалисты по природопользованию, возможно, внесли бы корректировку в некоторые нормативы с учетом наших природных условий, климата, состава почв и пр.
Но ознакомиться с данным документом и "озеленить" местные правила благоустройства в населенных пунктах все же считаю необходимым - и в интересах самой окружающей среды, и ради разумного сохранения наших вечно катастрофически дефицитных местных бюджетов.
Оригинал