Одним из показателей, который постоянно интересует и общество, и СМИ, и федеральные власти, является уровень дотационности региона. Причем, как это часто бывает, здесь происходит путаница и смешение понятий. С одной стороны, увеличивается уровень федеральный поддержки – плохо, «не можем сами заработать себе на жизнь», «зависим от центра» и т.д. С другой, если объем федеральный средств уменьшается – опять плохо, «губернатор не лоббирует интересы региона», «центр нас больше не поддерживает» и так далее. В общем, и так, и этак плохо.
Для того, чтобы давать адекватные оценки, надо, как обычно, разобраться. Уровень дотационности – это показатель развитости и самодостаточности региона. Понятно, что регионом-донором быть выгоднее – больше возможностей и самостоятельности. Мы, стремимся к тому, чтобы постепенно снижать зависимость от поступлений из федерального бюджета. При этом, что называется, деньги деньгам рознь. Зачастую федеральные средства идут по каким-то конкретным программам/проектам на конкретные цели. То есть не будь этих проектов или программ не было и федерального финансирования. Например, было дано Президентом РФ обещание обеспечить всех нуждающихся ветеранов жильем - и в регион стали поступать деньги на эти цели. Не было бы этого обещания - не было бы и этих денег. Естественно, они отражаются в доходной части бюджета и влияют на соотношение собственных доходов и безвозмездных поступлений. Но на уровень дотационности влияния не оказывают и не связаны с развитием региональной экономики и эффективностью работы региональной власти.
Мы просчитали и оценили именно уровень дотационности бюджета. То есть, оценили именно долю и потребность в федеральных средствах на текущую работу. И получили вот такие графики по областному и консолидированному (включает областной и все мунципальные) бюджетам.
Как мы видим, доля межбюджетных трансфертов сокращается и сокращается серьезно.