Борис Павлович — режиссёр и руководитель социально-просветительских проектов в БДТ им. Товстоногова. Он ставит спектакли в театрах Петербурга, Таллина, Саратова, Кирова и других городов. За постановки в кировском «Театре на Спасской» дважды номинировался на «Золотую маску», а в БДТ отвечает за то, чтобы экспериментальная программа Андрея Могучего была понятна и интересна горожанам. На примере своих проектов Павлович рассказал The Village, как увлечь современным театром учителей, школьников, электронных музыкантов и губернаторов.
Мы недавно встречались с 16–17-летними учащимися одного лицея. Они рассказали, как на днях пришли на постановку пьесы Шекспира, рассчитывая на встречу с эпохой, на красивые исторические костюмы, а увидели джинсы, тяжёлые ботинки, какие-то видеопроекции, чёрта в ступе — как же так? Даже у таких молодых людей в голове есть программа, чёткое представление о том, что такое театр. Доходит до того, что некоторые школьники у меня спрашивают: «А где же суфлёрская будка?»
Театр, дающий возможность зрителю встретиться с шаблоном, насладиться им и успокоиться, будет всегда. Параллельно с консервативным существует экспериментальный театр, который пытается реагировать на изменения в воздухе. На то, как меняется речь людей на улице, визуальный язык информационного пространства, цветопередача, ритм и звуки, которые мы слышим. Сломать ожидания очень сложно. Приучить ждать, хотеть неожиданности, пытаться разгадать её — это достаточно непростая работа. Требуется определённое внутреннее мужество, отчаянность, чтобы сделать шаг на территорию нестабильного и неопределённого. Этому способствуют форматы встреч со зрителями, обсуждений, уличных акций, когда ищется пространство диалога. И тут возникнет взаимная заинтересованность между тем, кто делает театр, и тем, кто его воспринимает.
Эта совершенно свежая современная идея о выстраивании горизонтальных связей с аудиторией, о том, что информация должна не вертикально распространяться, а спорами проникать в среду, отлично работала. Ребёнок становился носителем театральной идеологии, сообщником, соучастником процесса. Вот и сейчас отношения «творец-потребитель» уже никому не интересны. Важно разрушить жёсткую конвенцию, согласно которой художник что-то создаёт, а зритель это смотрит, мы по одну сторону баррикад, вы по другую.
Я семь лет проработал в городе Киров — художественным руководителем местного «Театра на Спасской». Через год работы стало ясно, что невозможно делать спектакли в отрыве от городской среды. Потому что у тебя возникает нормальное человеческое желание видеть в зале понимающих людей, тех, с которыми ты говоришь на одном языке.
90 % зрителей по всему миру приходят в театр «отдохнуть». Что человек вкладывает в понятие «отдых»? Если я иду отдохнуть в поход — это значит, что я потрачу кучу физических сил, то есть отдых это необязательно безделие? И если я иду в театр, то, возможно, мощная духовная работа — это и есть отдых, правда?
Конечно, всегда есть искушённые ценители, но есть те, для которых театр — это просто единственная возможность выйти в культурное место. Помимо театра, в городе есть ещё и музей, что замечательно. Но сколько раз можно сходить в один и тот же музей, экспозиция которого обновляется в лучшем случае раз в месяц? Редкий фанат будет это часто делать.
«Театр на Спасской» — это молодёжный театр, значит туда ещё отправляют школьников, которые должны таким образом культурно развиваться. А школьник в гробу видел всё это искусство, просто ему дали билет. Он приходит с негативным ожиданием, заранее зная, что это фуфло. Естественно, в этой ситуации говорить с театральных подмостков о чуть-чуть сложных вещах проблематично. Нам нужно было сформировать своего зрителя.
Первый шаг, который мы сделали в этом направлении, — стали организовывать множество разных обсуждений: в самом театре по поводу спектаклей, в университетах со студентами, в школах со школьниками. Если некоторые лабораторные формы читок позволяли устроить обсуждение сразу на месте — мы и это делали. В основном это была молодая аудитория: её легче собрать, она более восприимчива, ну и всё-таки мы были ТЮЗом. Хотя и с пожилыми людьми у нас тоже были встречи, и это прекрасные собеседники. Просто, конечно, в первую очередь хочется воспитывать свою будущую аудиторию.
Когда ты только приезжаешь в город, ты не замечаешь никого, видишь только серые дома, унылых пешеходов. Когда проработаешь год, начинаешь смотреть по сторонам, разглядывать разных прекрасных людей, которые работают в библиотеке, в музее, художественной галерее. Через год в Кирове я понял, что интересно вовлекать всех этих интересных людей в театральную деятельность, делать что-то вместе.
Так моим другом и соавтором стал Рома Цепелев. Это икона вятских хипстеров из проекта Illuminated Faces, который играл на «Пикнике Афиши» и был номинантом премии Курёхина. Внятный состоявшийся электронный музыкант. Рома написал музыку к поставленному мной спектаклю «Толстая тетрадь» по Аготе Кристоф и потом ещё к десятку постановок. Понятно, что с ним в театр пришла его аудитория — эти самые хипстеры. И остались нашими постоянными зрителями.
Хипстер — человек проевропейский. Для него категории эстетики и стиля фундаментальны. В Петербурге эстетику соблюдать проще, чем в Кирове, где очень легко скатиться в обыденность. Поэтому это сообщество там очень закрытое, очень болезненно относится к охране своей идентичности. Пойти в театр — это значит совершить шаг в пропасть. Это же что-то архаичное, советское. И когда они понимают, что музыку к спектаклю пишет, условно говоря, их духовный лидер, то тогда они готовы это увидеть. И потом выясняется, что в театре говорят на вполне современном языке, ставят какие-то интересные книги, находящиеся на их орбите, например Эрленда Лу, и так далее.
Потом было ужасно интересно, когда я пришёл в клуб на концерт Цепелева и увидел там людей из кировской библиотеки имени Герцена. Они бы в жизни не оказались в таком месте, но я беру у них книги, по которым затем ставлю спектакли. И они уже стали поклонниками музыки, которую Рома к этим спектаклям написал. Когда в эту библиотеку записался Рома Цепелев, это было просто прорывом. И сделал он это не потому, что там есть бесплатные интернет и кофе с печеньем, а просто вдруг ощутив её дружественным местом с точки зрения своей субкультуры.
Таким образом театр оказался связующим звеном между разными социальными группами. В этих связях есть колоссальная энергия, они друг друга обогащают. После прецедентов, созданных «Театром на Спасской», другие коллективы стали действовать в том же духе. Например, я был счастлив, когда местный театр кукол сделал свой международный театральный фестиваль.
Устойчивость воздействия таких экспериментов на городскую среду зависит от методов работы. Мне, например, не очень близок пермский проект — по тактике вхождения. Там была такая история: «мы сейчас вас научим правильному искусству». Характер подачи этого искусства, на самом деле высококачественного, был очень агрессивным и неуважительным к среде.
Я вползал более горизонтально. Мне показалось интересным найти в самой среде носителей актуального искусства и раскручивать проект вместе с ними. Они там уже были, но не они определяли культурный облик города. А когда последние пару лет местная бизнес-газета подводила итоги года, в десятке главных деятелей культуры трое были из нашего театра. До этого все знали, что вот есть в Кирове художник Елена Авинова, есть хореограф Ирина Брежнева, они делают какой-то странный экспериментальный театр. А сейчас они стали мейнстримом, о них глава области рассказывает гостям региона.
В 2010 году губернатор области Никита Белых объявил, что в Кирове будет построен театр оперы и балета. Я прочитал об этом в новостях, находясь в Петербурге, и был совершенно потрясён. Денег в Кировской области немного, и культура там живёт очень бедно. Бюджет в миллион на какой-то кировский проект — это большая победа, в то время как в Петербурге или Москве от миллиона только разговор начинается. И во всей этой ситуации объявить о такой стройке с нуля было нонсенсом. Об этом я написал в своём довольно резком открытом письме к губернатору, опубликованном в местной газете. Между нами развернулась медиавойна. Я упирал на то, что опера — самый дорогой вид исполнительского искусства и мы получим или самодеятельную ерунду, или бесконечный долгострой. Департамент культуры тут же вывесил на сайте сообщение о том, что по ГОСТу в городе с учётом его населения театров не достаёт.
Со вторым и третьим советами оказалось сложнее, но диалог начался. Мы начали говорить о культуре как таковой, и пошёл процесс упорядочивания этой системы. Например, в Кирове появился ежегодный театральный грант в три миллиона рублей. Артистам была выплачена единовременная премия ко Дню театра. Через какое-то время появилась губернаторская прибавка к зарплатам, началось выделение служебного жилья. Фестивали, лаборатории, грантовые конкуры постепенно стали чем-то вполне привычным.
Есть такой датский театр Betty Nansen Teatret, очень авторитетный в Копенгагене. Там, например, Боб Уилсон ставил спектакли, а музыку к ним писал Том Уэйтс. И у них есть программа C:NTACT, в рамках которой профессиональные постановщики работают с непрофессиональными актёрами, включая детей. Пару лет назад они сделали презентацию в рамках театрального фестиваля «Арлекин» — искали партнёра, чтобы запустить подобный проект в России. Несложно догадаться, что ни один из петербургских театров не откликнулся. У нас есть представление, что работа с непрофессиональными артистами — это самодеятельность.
А я в 2004 году ставил спектакль в Русском культурном центре в Таллине по подобной технологии — о русских детях, которые учатся в эстонской школе. Там к тому моменту вроде бы закончились погромы 90-х годов, казалось, что национальной напряжённости уже нет. Газета «День за днём» провела конкурс сочинений среди школьников на тему « Я — русский?», который показал невероятную кашу в головах у этих детей.
Они писали: «Я русский, потому что люблю Пушкина и Волочкову», «Я русский, потому что у меня бабушка из Рязани», другие прямо указывали «русский-то я русский, но когда закончу учёбу, уеду в Швецию» и так далее. Стало понятно, что огромный кластер подрастающей молодёжи — это бомба замедленного действия для Эстонии, у них отсутствует внятная идентичность. Оттолкнувшись от этих сочинений, мы сделали документальный спектакль «Своя территория», где дети разыгрывали разные гипотетические ситуации на тему. Идея вынести сочинения на сцену пришла в голову театральному продюсеру из Таллина Светлане Янчек. Например, моим любимым эпизодом был тот, где они становились членами местного парламента и, натянув на голову разноцветные чулки (художники спектакля Саша Мохов и Маша Лукка сочиняли костюмы на основе фантазий юных артистов), начинали обсуждать, как решить национальный вопрос. Поступали предложения отдать Северо-Восток Эстонии России, воздвигнуть Великую Эстонскую стену через всю страну и так далее. Наш спектакль верно диагностировал ситуацию — через три года убрали Бронзового солдата, и центр Таллина был разгромлен подросшим поколением тех школьников.
Для Кирова подобным по остроте оказался вопрос о том, готовы ли его жители связывать с городом свою судьбу, оставаться в нём. Так появился проект под названием «Я (не) уеду из Кирова», где реальные старшеклассники рассказывали со сцены, почему они покинут город или останутся в нём, когда закончат школу. Схему мы использовали ту же, что и в Таллине, начиналось всё со школьных сочинений на тему. Правда, от 80 % полученных работ было ощущение, что ребята приняли участие в очередном конкурсе от Комитета по молодёжной политике «Добрый город». Я понял, что уже выросло целое поколение конформистов, которые уверены, что знают, чего от них хотят, предугадывают этот запрос и отвечают на него.
В ходе подготовки мы задавали ребятам разные вопросы в поле нашей темы, имеющие драматическое начало. Например, если они уедут (а большинство участников хотело именно этого), то что они возьмут с собой? И мы просили их по-настоящему собрать чемодан. Там были прекрасные вещи: например, сделанная папой аудиозапись первых слов, фан-альбом Мадонны, доклад о бобрах, подготовленный одной из участниц, после которого она решила стать биологом, и так далее.
Спектакль был сыгран 18 раз на полный зал в 400 мест. Обсуждение премьерного показа вёл губернатор Кировской области. Поскольку он либеральный губернатор, то согласился, что этот проект будет не пропагандистским, а аналитическим. Но в итоге всё равно оказался эмоционально не готов к увиденному. Завязалась жаркая дискуссия между ним и школьниками. Он защищался фразами вроде «Чисто там, где не мусорят», дети в ответ отвечали ему, что следить за чистотой не их работа, их работа — учиться, и прочее. Но факт того, что этот диалог возможен и никем не подготовлен заранее, уникален.
Когда я в прошлом году вернулся в Петербург, мой интерес к социально-образовательным проектам совпал с тем что, собирался делать Андрей Могучий. Когда он возглавил БДТ, то назвал свою программу на ближайшие три года «Эпохой просвещения». Он в ответе за поиск новых художественных форм, за то, чтобы театр был в вибрации времени. А мы с коллегами взялись «развернуть» все эти начинания на город.
Я отталкиваюсь от идей французского писателя Даниэля Пеннака, у которого есть целая философия, как приучить ребёнка к чтению: сделать этот процесс приключением, в этом и состоит мастерство педагога. Было бы круто, если бы в мире театра появились такие сталкеры. Мы, например, придумали лабораторию для школьных педагогов, которые хотят помогать детям взаимодействовать с искусством, тем более что в городе его полно — и современного, и академического. Им не хватает понятийного аппарата, который позволит выйти за рамки «нравится — не нравится», и мы его даём.
Первые модули этой весной прошли около 100 учителей. В основном это преподаватели гуманитарных предметов, завучи по внеклассной работе, ведущие театральных кружков, и есть даже одна учительница информатики. Мы учили, как готовиться к походу в театр, смотреть спектакли и обсуждать их. Прежде всего педагоги учились быть зрителями. Чуткий зритель улавливает тонкие вещи, а неподготовленный — испытывает абстрактные эмоциональные ощущения.
По окончании семинаров от многих посыпались идеи: они хотят проводить в своих школах конференции вместе с БДТ, делать спектакли, где бы играли родители, организовать межшкольный дискуссионный клуб и так далее. Со всем этим мы будем им помогать. В сентябре эта история продолжится и выйдет на регулярный уровень. И, возможно, через два-три года во всех школах, которые станут наши партнёрами в этом проекте, вдруг поймут, что уже не могут безо всех этих театральных занятий.
Источник
духовный наставник..Ответить