В Кургане в рамках автопробега, посвященного 25-летию «Эхо Москвы», побывали журналисты этого СМИ. Ведущие Оксана Чиж, Всеволод Бойко и Александр Пикуленко встретились с курганцами в Уральском институте экономики, управления и права.
«Нельзя погрузиться в жизнь города, когда ты приезжаешь в него на день. Можно только удивиться, ужаснуться, порадоваться и помчаться дальше», — начал беседу с аудиторией ветеран автомобильной журналистики Александр Пикуленко. Погрузиться нельзя, а вот впечатления все равно остаются. И первые были настолько удручающими, что выйдя в прямой эфир с одной из периферических улочек столицы Зауралья, Пикуленко разнес Курган в пух и прах.
— Большего безобразия на всем маршруте я не видел: это не город, это помойка! Что меня больше всего поразило — это вопиющее хамство богатых и прибитый бедностью слой населения, — под «хамством» автообозреватель имел ввиду удивительную способность курганцев с кошельком отгораживаться от проблем города с помощью автомобиля за 7 млн рублей.
Впрочем, такой «наезд» на родной город задел за живое даже молодую часть слушателей, большую часть которых составляли студенты журфака КГУ. «Почему вы написали в блоге про Курган только плохое? И не могли бы вы написать и о хорошем?» — последовали вопросы. «Вы хотели бы, чтобы написали хорошо или правду? Тогда это наша совершенно субъективная, но правда!» — последовал ответ Бойко.
«Сегодня целенаправленно гуляли по улицам недалеко от Тобола. Есть в Кургане фантастические дома. Фантастические они, с одной стороны, потому, что сохранили дух старого города и следы времени, когда внешний вид дома имел такое же значение, как и внутренний. С другой стороны, удивляет их тяга жизни: в некоторых случаях кажется, что стоят они вопреки собственному возрасту, состоянию и законам физики», — если бы знали московские журналисты, что Дом декабриста Розена (школа искусств №1), а вместе с ним и вся неравнодушная интеллигенция Кургана, борются не столько с законами физики, сколько с бюрократическими проволочками на пути к реставрации здания! Что уж говорить о других, беспризорных, памятниках архитектуры, которых в Кургане сохранилось немало, как верно подметили гости.
— Когда смотришь на Курган, становится очень жалко и обидно за какие-то вещи. Ты смотришь на эти деревянные дома, которые есть далеко не в каждом городе. У вас на пересечении улиц Климова и Кирова стоит фантастически красивый дом с падающим балконом. Там такая резьба! — переживала Оксана Чиж.
— В целом оно ("Эхо Москвы") осталось таким же, как и было, просто приходят новые имена, молодые журналисты со своим видением мира, со своим осознанием всего, — заступился за радио Александр Пикуленко. — Это площадка для всех, кроме отъявленных негодяев, а так, любое мнение, которое имеет интерес для широкой публики, высказывается.
— По каким критериям вы определяете негодяев?
— По уголовному кодексу, — добавляет Чиж.
Разговор уходит в профессиональные дебри — в конце концов аудитория полна журналистов. Ангажированность СМИ, социальные темы в спортивной журналистике, почему «Эхо» не работает в горячих точках, откуда нестыковки с действительностью в сюжетах Первого канала и есть ли будущее у аналитической журналистики.
— Социальные сети — это источник информации, который способен конкурировать с официальными государственными СМИ на данный момент, — Всеволод Бойко начинает говорить афоризмами.
Похоже, беседа увлекла не только хозяев, но и столичных гостей. «Даже прожженный волк дороги Пикуленко признал, что такой аудитории в этом пробеге еще не было, хотя и костерил Курган на чем свет стоит еще в утреннем эфире „Эха“, — напишет потом в своем блоге „Новый взгляд на Курган“ Бойко. — Спор был жаркий, продолжался больше двух часов и закончился уже у дверей машины. Но компромиссы, надеемся, были найдены.
А машине, кстати, так любимому Пикуленко Land Rover Discovery, предстоит еще колесить по российским просторам немало. Впереди Урал, южная Россия и возвращение в Москву.
Татьяна Хильчук, информационное агентство „Росмедиаконсалтинг“, фото Анны Макаровой