Четвертая власть
18.02.18
Проект "АРТ-ЗАЛ"
Четырехкратный лауреат премии «Оскар», мэтр американской киноиндустрии Стивен Спилберг и ранее не обходил стороной исторические события Холодной войны (Шпионский мост). В новом опусе он раскрывает перед зрителями едва ли не самый болезненный момент истории США 20 века – Вьетнамскую войну, освещая ее впрочем не со стороны ведения боевых действия, а приоткрывая перед мировым зрителем переломный момент истории – раскрытие секретных документов американского правительства и конфликт между ним (как второй, исполнительной ветвью власти) и прессой (неформальная четвертая ветвь).
Разочаровавшийся в своих властях сотрудник Госдепа Дэниел Элсберг (Мэттью Риз) копирует и тайно передает газете New York Times сборник документов Пентагона по американо-вьетнамским отношениям с 1945 по 1967 гг., созданный по инициативе министра обороны Роберта Макнамары (Брюс Гринвуд). В результате в руки прессы попадают уникальные сведения, раскрывающие методичные планы правительства США по развязыванию войны во Вьетнаме, включая период правления почитаемого либералами Джона Фицджеральда Кеннеди и заканчивая текущим на момент событий президентством консерватора Ричарда Никсона. После публикации части документов на New York Times обрушивается кара со стороны администрации президента - запрет на публикации данных материалов и разбирательство в Верховном суде. В сложившей ситуации инициативу перехватывает газета The Washington Post, представленная прежде всего тремя колоритными фигурами: глава издательства Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип), потерявшая мужа и постоянно недооцениваемая правящим руководством и пытливый редактор газеты Бен Брэдли (Том Хэнкс), не желающий упускать сенсацию из рук и репортер Бен Багдикян (звезда культового сериала Breaking Bаd Боб Оденкерк), добывающий все досье прямо из рук Элсберга. Вместе им предстоит сначала одержать победу в виртуозно сыгранной дуэли мнений с оппонентами в рамках собственного издания, а далее над истеблишментом в Верховном суде США благодаря принципу разделения ветвей власти и неожиданному проявлению солидарности всех ведущих изданий страны.
Данный сюжет может показаться отечественным зрителям почти фантастичным, учитывая традиционную для нашей страны политику контроля государства за ведущими СМИ, а также благодаря пронизывающему картину, порой излишнему, но для жанра вполне традиционному демократическому пафосу.
В рамках журналистской драмы Спилберг в принципе не предложил ничего нового: неспешный темп повествования, ясно расставленные позиции - «хорошие» (пресса США) и «плохой» (президент Никсон), маститые актеры, непременное торжество свободы, восхваление идеалов американской демократии с непременным упоминанием отцов-основателей. Две самые сильные сцены картины - дискуссия по поводу публикации материалов между сотрудниками редакции и одним из членов правления, а также сцена выяснения отношений между персонажем Мэрил Стрип (глава издания) и ее старым другом - бывшим министром обороны Робертом Макнамара. Первый момент, искусно снятый Спилбергом, будет держать зрителя в напряжении не слабее триллеров Дэвида Финчера, второй - своего рода покаяние американских общественных сил за зачастую излишнюю поддержку тех или иных политиков, идеализацию многих фигур американской власти.
Снятая еще в 70-е годы драма Алана Пакулы «Вся президентская рать» обязательна для просмотра после обозначенной выше картины, поскольку к ней невольно отсылает финальный твист, связанный с уотергейтским скандалом. Получается своеобразный фильм-приквел про начало конца правления самого нелюбимого американскими медиаструктурами президента США, а учитывая современную ситуацию в США - по сути - предостережение еще одному президенту-республиканцу, вступившему в конфронтацию с ведущими изданиями страны.
Оригинал (фото)