Из фотоархива Б.В. Курылева: пароходы 737 проекта
23.05.14
Александр Соснин
Глава круизной компании «Инфофлот»
Борис Васильевич Курылев, ушедший из жизни в октябре прошлого года, оставил фотоархив пассажирских судов. Сегодня этот фотоархив временно перекочевал в наш офис.
Я посмотрел – и очень захотелось кое-что отсканировать и поделиться с вами (с разрешения сына Бориса Васильевича). Тем более что, как и я, Борис Васильевич интересовался именно пассажирским флотом. Меня, как гуманитария по складу ума, совсем не занимают ни техника, ни транспорт как таковой. Если он только не перевозит людей – тогда это совсем другое дело. Ведь пассажирский пароход или пассажирский самолет – это уже не про технику, а про людей.
И вот с фотографий на нас смотрят речные пассажирские суда прошлого. Колесные пароходы 737 проекта – это веха истории многих советских речных пароходств. Сейчас их уже не осталось в эксплуатации, да и век большинства из них был недолог – мало кто из этих пароходов прослужил больше тридцати лет. Но в свое время такие суда были широко распространены на многих российских реках. А построены они были большой серией в 1950-е годы, восполняя потребность пароходств в пассажирском флоте после войны. Строились эти суда сначала в СССР, но основная их часть была построена в Венгрии.
Борис Васильевич во время своих путешествий по реке сфотографировал многие из них. Некоторые фотографии я публикую здесь. Про каждый пароход можно было бы много рассказывать, но я ограничусь только небольшими комментариями. На фотографии в начале этого материала, сделанной в 1963 году, – пароход «Пермь» Камского речного пароходства.
Пароход «Павел Бажов», 1960 год.
Пароход «Вячеслав Шишков». Фотография, видимо, сделана не позднее середины шестидесятых годов, потому что потом пароход был передан из Камского пароходства на Днепр. Там в начале 1970-х годов им командовал капитан Вадим Михайлович Лапидус, позднее переехавший в Ленинград и работавший капитаном на четырехпалубных судах «Александр Ульянов» и «Сергей Киров». Это был неординарный, интересный человек, запомнившийся всем, кому доводилось с ним общаться. О нем всегда вспоминают очень тепло.
Пароход «Ярослав Галан» ниже Горького, 1959 год.
Пароход «В.А. Жуковский», Кострома, 9 июня 1965 года. Кто жил в то время, можете ли вспомнить, что вы делали в тот день? Как ни странно, иногда это удается. Вы, например, отдыхали в Ялте. А пароход «Жуковский» в это время подходил с пассажирами к Костроме. Кстати, «Жуковский» – судно-долгожитель (конечно, по меркам этой серии): он был списан одним из последних в европейской части СССР, после навигации 1985 года. Почти всю жизнь пароход ходил по пассажирской линии Москва – Уфа. Билеты на пароходы линии можно было купить в речных кассах, в том числе в Москве. И очень даже просто. Вот пришел с улицы и очень недорого купил. Ну, не всегда, конечно, а если случайно оставалось нераспределенное место в шестиместной каюте.
Не мог не отсканировать «Маяковского», поскольку фотографии с ним – большая редкость. Этот пароход работал совсем недолго, а потом исчез.
То же – и с «Эдуардом Багрицким». Как и «Маяковский», этот пароход в 1950-е годы трудился в Волго-Донском пароходстве.
Пароход «Владимир Ставский» в Аксайской РЭБ, 1976 год. Здесь же спустя четверть века закончили свою жизнь легендарные волжские пароходы «Володарский» и «Спартак».
Пароход «Киев», 1960 год.
Пароход «Иван Кадомцев», июль 1966 года, Горький.
Пароход «Антон Макаренко». Это судно, в отличие от своих собратьев, которые были обычно задействованы на транспортных линиях, прожил «туристическую» жизнь. В течение многих лет «Антон Макаренко» работал на «московской кругосветке» и на других маршрутах с туристами.
Пароход «Волгоград» на канале имени Москвы.
Пароход «Демьян Бедный» на Москве-реке.
Пароход «40 лет ВЛКСМ» (бывший «Рыбинск»). Скорее всего, между 1962 (переименование судна) и 1964 годом (передача парохода на Днепр). То есть довольно редкий кадр, на котором уже переименованный пароход запечатлен еще в Волжском бассейне.
Пароход «А. Серафимович», 1963 год.
Пароход «Уфа». Вместе с «В.А. Жуковским» этот пароход работал на линии Москва – Уфа до 1985 года. А на фотографии он изображен в молодости, в 1961 году.
Пароход «Сергеев-Ценский» в Касимове.
Пароход «А.П. Чехов», 1963 год. В следующую навигацию он уйдет на Днепр.
Пароход «А.Ф. Писемский» на канале имени Москвы, 2 августа 1972 года. А что вы делали в этот день? Я еще не родился, но планировал сделать это в течение ближайших месяцев. Вообще, если не ошибаюсь, я был в этот день в Киеве. То есть там была моя мама, и, получается, что и я. Однако поскольку я не имею представления, за какое время до рождения душа вселяется в тело, то вполне возможно, что в тот день я был не в Киеве, а наслаждался последними днями в тонких мирах перед очередным воплощением. И, надо же, при этом точно так же, как сейчас, существовал канал имени Москвы вместе с пассажирскими пароходами и радостными речными путешественниками на палубах. Есть подозрение, что все это будет благополучно существовать и после нас.
Дальше пошли фотографии без подписей места и даты.
Пароход «Н.Г. Помяловский».
Пароход «Сергей Алымов».
Пароход «И.С. Никитин».
Ну а это просто фото с палубы подходящего к пристани парохода 737 проекта.
Пароход «К.М. Станюкович» с палубы какого-то однотипного судна. На сегодня это единственное сохранившееся в сносном состоянии судно этого типа в европейской части России, но без особых перспектив работы.
Пароход «Владимир Арсеньев».
Пароход «Свердловск»
Пароход «Рязань» много лет стоял напротив Белого городка без дела, пока не сгорел. А на фотографии он живой и в рейсе с пассажирами.
Здесь он же – в знакомом большинству речных туристов ракурсе. Подходит к Угличу.
Пароход «Евгений Петров» отходит от волжской пристани. А за ним к ней подходит какой-то дизель-электроход 785 проекта.
Пароход «Сталинград» в Горьком. Позднее его переименовали в «Волгоград», а работал он в то время на пассажирской линии Москва – Горький. Линия проходила по Москве-реке и Оке.
Вот такие фотографии уже ставших историческими пароходов 737 проекта. В следующий раз отсканирую фотографии судов другой серии. Хорошего вечера!
Источник
На сегодня единственный сохранившийся и эксплуатируемый пароход этого проекта - "Красноярск" на ЛенеОтветить
В далекие времена довелось путешествовать на пароходах "Аркадий Гайдар","Борис Горбатов","Константин Тренев","Александр Полежаев".Это 1957-1959гг.,по маршруту Саратов-Золотое-Камышин. Ответить
Мои родители рассказывали, как на прстом колеснике Кренкель шли в только что освобожденный Сталинград, везли продукты и еще что-то, а обратно возвращались с пленными. Мама с двоими детьми не сошла на берег, как это было принисано, а сидела, в основном, с нимина корме, когда было опасно. Сестра тоже помнит, она была уже большенькая...Меня-то интересует фото этого парохода, чтобы можно было показать внукам...Пароход старый, одновалубный, такой как "Сура", Красная Чувашия", но чем-то от них отличался. Буду очень благодарна, если смогу увидеть этот исторический для нас пароход Ответить
добролюбов.добрый пароход 1974 год туристический рейс москва уфа с южного порта в северный а осенью в первый класс но до сих пор помню как сковыривал не до конца засохшие капли краски на перилах.запах мазутного дыма и реки.....Ответить
мой дед Н. З. Ланкин был механиком на пароходе Маяковский, остались фотографии, ордена, медали Ответить