В. Сметанин: Здравствуйте, в эфир программа «Полезный город». Меня зовут Владимир Сметанин. Сегодняшняя тема будет интересна руководителям предприятий, организациям, то есть, работодателя, и, безусловно, рядовым сотрудникам тоже, потому что вопросы охраны труда актуальны абсолютно для всех сотрудников организации. Итак, тема — «Специалист по охране труда на предприятии: штатная единица или аутсорсинг (человек, приглашенный из другой организации, которая специализируется в этой сфере)?». На эту тему я сегодня собираюсь побеседовать с нашими гостями, это представители Кировского регионального центра «Охрана труда» Дмитрий Хохлов, замдиректора Центра. Добрый день.
Д. Хохлов: Здравствуйте.
В. Сметанин: И Светлана Шулятьева, специалист по охране труда отдела сервисного обслуживания Центра. Добрый день.
С. Шулятьева: Здравствуйте.
В. Сметанин: Времени у нас не так много, поэтому предлагаю сразу же переходить к делу. Итак, специалист по охране труда на предприятии. Что входит в задачи этого специалиста или отдельной службы, которая создана на предприятии? Каков его функционал?
Д. Хохлов: Согласно Трудовому кодексу, специалист по охране труда нужен предприятию, если численность работников предприятия составляет более 50 человек. Тогда в штате вводится такая единица, либо даже вводится служба по охране труда. Если численность работников менее 50 человек, то здесь работодатель может такую единицу не вводить, но данную функцию все равно следует выполнять — либо лично руководитель выполняет эти обязанности, либо он может заключить договор с аккредитованной организацией, либо со специалистом, который будет оказывать такого рода услуги. В любом случае, ответственность за вопросы безопасности труда будет нести работодатель. Когда мы говорим про функционал, здесь нужно четко разделить, каких результатов работодателю следует требовать от своего специалиста по охране труда, либо от специалиста, привлекаемого на аутсорсинг. То есть, зачем вообще нужна охрана труда — так нужно сформулировать этот вопрос. Несмотря на то, что это обязанность по 212 статье Трудового кодекса, где перечислены 23 направления обязанностей, есть и задачи, которые я бы сформулировал как задачи для бизнеса. Нужно выделить следующее. Сокращение профессиональных рисков. Это риски, связанные с некачественными локальными нормативными актами. Проще говоря, это инструкции по охране труда, приказы, положения по организации работы по охране труда. Если они составлены с изъянами, или вообще отсутствуют, то это прямой риск, что данное требование не будет выполняться работодателями, руководители подразделений и работники не будут знать, что же от них требуется, и соответственно мы не сможем доказать при проверке, при несчастном случае, что какую-то работку проводим. Это также качество обучения сотрудников — следующая задача. То есть, можно потратить средства на обучение, но провести его формально. Все работники должны быть обучены охране труда, включая руководителя. Качество медицинских осмотров — то же самое. Эта процедура обязательна для некоторых категорий работников, но провести ее опять-таки можно по-разному — либо формально, либо по-настоящему, и, самое главное, среагировать на те замечания врачей, которые отражены в заключениях по итогам медосмотра.
В. Сметанин: Надо уточнить: у нас абсолютно все работники подлежат медицинскому обследованию?
С. Шулятьева: Предварительному обследованию — все, и во время трудовой деятельности, разница только в том, что кто-то проходит один раз в год, а кто-то — один раз в два года. Все это нужно смотреть по 302 приказу Министерства труда и социальной защиты.
Д. Хохлов: Еще есть риски, связанные с качеством средств индивидуальной защиты. Мы можем также формально обеспечить средствами защиты, приобрести самые дешевые, но их удобство и защитные свойства будут недостаточны для нормальной работы работников. Более того, дешевые средства защиты быстрее, как правило, выходят из строя, быстрее изнашиваются и приходится покупать дополнительные — вроде бы экономим, но по факту теряем деньги. Что касается административных рисков, то здесь эти риски связаны с проведением проверок — какие-то нарушения или вопросы по охране труда могут быть причиной проверок. Соответственно, будут штрафы. Когда мы обслуживаем предприятие, практика показывает, что либо не бывает оснований для проверок, если плановая проверка проводится — от нее никуда не уйти, по крайней мере, последствий этих проверок гораздо меньше для работодателя.
В. Сметанин: График плановых проверок каков? Понятно, что могут быть проверки по факту какого-то несчастного случая...
Д. Хохлов: Ежегодно утверждается план проверок и вывешивается на сайтах органов надзора и контроля. Проводятся они раз в три года, не чаще. По факту бывает, что реже, потому что инспекторов недостаточно, а предприятий в Кировской области порядка 40 тысяч.
С. Шулятьева: Либо какие-то большие несчастные случаи, тогда сразу проверка. Даже если случай происходит не у нас, а в каком-то другом регионе в доме престарелых, то у нас сразу происходят повальные проверки по домам-интернатам и так далее.
Д. Хохлов: Решение всех этих вопросов, минимизация рисков — это и есть задача специалиста по охране труда. Такая работа направлена на повышение конкурентоспособности предприятия в целом за счет того, что можно в этом случае рассчитывать на лучших работников — работники все равно выбирают те места, где лучше условия труда, можно рассчитывать на более интересные заказы, объемы работы, потому что другие предприятия хотят иметь дело с надежными партнерами, и не надо забывать про лояльность персонала, потому что, как показывает практика, охрана труда — это самое эффективное вложение средств работодателя для повышения лояльности персонала, условия труда работников, удобства рабочего места повышают производительность в том числе.
В. Сметанин: Наличие специалиста по охране труда, его работа — это важная составляющая вообще всего бизнеса.
Д. Хохлов: Работодатель, выполняя требования Трудового кодекса, может задуматься, особенно в случаях, когда у него до 50 работников в штате, кто же будет эту функцию выполнять. Сейчас мы хотели бы поговорить подробнее именно о ситуации, когда мы выполняем услуги по охране труда силами наших специалистов в других организациях. Светлана подробнее расскажет именно о том, что мы делаем, какие есть особенности с точки зрения взаимодействия с заказчиком.
С. Шулятьева: Я, как специалист сервисного отдела по охране труда, могу сказать, что мы занимаемся в трех направлениях: мы проводим аудит, постановочные работы и сервисное обслуживание. Аудит — это когда наш специалист приходит в организацию, осматривает документы и производственные площадки, если это необходимо. Он выписывает предписания, но уже не как инспекция, мы — помощники. Если работодатель смотрит на это предписание и понимает, что он сам может это выполнить, то на этом заканчивается наша работа. Второй момент — это постановочная, работа, то есть, разработка всех необходимых документов по охране труда, которые должны быть в организации на сегодняшний день в соответствии с нашим законодательством. Это все приказы, положения, инструкции, перечни, программы и т.д. Сервисное обслуживание — это когда мы разработали этот пакет документов, и начинаем вести работу. Этот пакет документов должен быть не просто написан, а должен работать ежедневно. Большинство работодателей понимают под охраной труда просто проведение инструктажей — инструктаж провел, и все, забыл об этом. На самом деле, это не так. Это и медосмотры, и обеспечение средствами индивидуальной защиты, также должна вестись профилактическая работа по предупреждению травматизма на рабочих местах. Всем этим мы занимаемся с работодателями. Всю работу по аутсорсингу мы не можем выполнять за работодателя. Мы организуем, направляем, координируем, помогаем и подсказываем.
В. Сметанин: Вы назвали три больших блока работы. Может работодатель ограничиться одним блоком?
С. Шулятьева: По его желанию, да. Бывают такие случаи, когда организация выходит просто на аудит, хотят узнать, в порядке все у них или нет. Выписывается аудит, потом они понимают, что нужно кому-то это делать, и они заключают с нами договор, мы начинаем дальше работать. Если они понимают, что не нуждаются в посторонней помощи, сами могут все сделать — пожалуйста.
Д. Хохлов: Причем аудит актуален не только для малых предприятий, а для любой организации, потому что формируется так называемый «замыленный глаз» — что-то мы не замечаем со временем, и нужен свежий специалист, который сможет это выявить, предложить решения, помочь претворить их в жизнь с учетом особенностей той или иной организации.
С. Шулятьева: Мы работаем в команде. Если один может в чем-то затруднится, то обязательно этот вопрос решается в кабинете, в коллективе. Мы друг другу помогаем, и работодателю дается правильный ответ.
В. Сметанин: То есть, все это происходит в доброжелательной атмосфере. Если говорить о вариантах выполнения функции службы охраны труда в организации?
Д. Хохлов: В принципе, варианты мы уже озвучили. Есть три пути — непосредственно сам руководитель, штатный специалист или служба, или аутсорсинг. Хотелось бы здесь сказать о специалистах по охране труда.
В. Сметанин: Кто, где из готовят, насколько они квалифицированы?
Д. Хохлов: Вопрос на самом деле животрепещущий. Готовясь к программе, я посмотрел свежие данные. Оказывается, что сегодня по России в целом возраст специалистов по охране труда — более 40 лет в среднем. Молодых специалистов не так много. Примерно 60% от всех специалистов по охране труда имеют высшее образование, и из них примерно 50% имеют профильное образование — безопасность техпроцессов и производств, безопасность в техносфере и похожие специальности.
В. Сметанин: У нас в Кирове готовят таких специалистов?
Д. Хохлов: Готовят, и у нас в Центре работает несколько человек, выпускников этого факультета. Конечно, это еще требует много времени для подготовки, потому что те знания, которые получают в вузе, недостаточны для реальной работы.
В. Сметанин: То есть, это как в поговорке — «забудь все, чему тебя учили, сейчас мы тебя обучим»?
Д. Хохлов: Да, программы несовершенны, недостаточно интерактивных методов в обучении, недостаточно практики. Человек приходит, некоторые вещи просто не зная. Еще есть такой момент: выпускник сегодня в течение трех лет, как правило, не работает по специальности — об этом говорит статистика. Мало того, что их недостаточно готовят, так они еще и на работу не идут. Почему не идут — многих не устраивает заработная плата. Это основной фактор, за исключением тех, кто просто ошибся с выбором пути, пошел учиться, потому что других вариантов не было. Когда сталкиваются с тем, что зарплата невелика, возьмем 12 тысяч рублей, для многих специалистов это кажется неприемлемым уровнем, они ищут что-то другое, в итоге из профессии уходят.
В. Сметанин: В общем, некая напряженность наблюдается на этом рынке.
Д. Хохлов: Да, и получается такой вопрос — можно ли рассчитывать работодателю за небольшую плату взять себе на работу хорошего специалиста? Если от этого оттолкнуться, то сложно рассчитывать. Именно поэтому мы говорим, что за эти же средства работодатель может качественно решить вопросы охраны труда через аутсорсинг, потому что услуги аутсорсинга сопоставимы с такими цифрами, если мы говорим о сервисном обслуживании. Кроме того, не нужно же создавать рабочие места, платить налоги, отпуска. Всегда человек на связи, даже если он только периодически посещает предприятие.
С. Шулятьева: Тем не менее, ежедневное консультирование никто не отменял, телефон, Интернет всегда работают. Бывают такие моменты, когда мы помогаем организация на сервисном обслуживании не только в охране труда, у нас работает и консультативная помощь — могут позвонить и задать вопрос, и с учетом того, что у нас сто организаций на сервисном обслуживании, соответственно, они все разных направлений — есть и медицина, и педагогика, и деревообработка, и ЖКХ. Мы можем дать ответ на любой вопрос практически.
В. Сметанин: Как выпускник вуза, получивший профильное образование по охране труда, может повысить свою квалификацию? Вы говорили, что квалификация оставляет желать лучшего после выпуска.
Д. Хохлов: Специалист по охране труда, который только входит в профессию — это может быть не обязательно профильный вуз, профильный факультет, это может быть любое высшее образование, если человек решил этим заниматься, либо в случаях, когда специалист по охране труда работает в течение 5 лет по специальности, и ему по времени тоже необходимо проходить повышение квалификации. Сегодня есть возможность нивелировать некоторые пробелы в практическом плане обучения в вузах, повысить квалификацию на специальных курсах. Такие курсы мы проводим. Основные отличия здесь — мы даем практические занятия, вся программа их них состоит, посвященных отдельным направлениям в работе по охране труда — расследованию несчастных случаев, разработке локальных актов, оказанию первой помощи пострадавшим, проведению контрольных мероприятия на объектах организации. Все это позволяет сформировать необходимые навыки и развить компетенции специалиста по охране труда.
В. Сметанин: Наверное, немаловажную роль тут играет то, насколько большое предприятие. Есть у нас и крупные, и малые. Кстати, если определиться с формулировкой, что такое крупное, а что малое предприятие?
Д. Хохлов: Мы здесь отталкиваемся от численности работников, поскольку это регламентировано Трудовым кодексом. Еще раз говорю, что аутсорсинг как передача компетентных функций организаций непрофильных актуальна при любой численности работников. Есть разные вариации. Для крупного это — условный аудит, для малого — постановочная работа и сервисное обслуживание.
В. Сметанин: Хотелось бы, чтобы мы сейчас попытались разложить по полочкам, в чем выгода этих вариантов для крупных и мелких предприятий?
Д. Хохлов: Давайте тогда остановимся на преимуществах передачи на аутсорсинг функций охраны труда. Мы для каждого работодателя совместно с ним подбираем оптимальный объем работы. Отсюда — гибкая ценовая политика и полный учет особенностей заказчика. В зависимости от того, есть ли специалист на предприятии, который курирует эти вопросы, грамотность, уровень этого специалиста, от этого будет зависеть и объем работы. Иногда нам нужно просто решить конкретный вопрос — скажем, помощь в расследовании несчастного случая, или помощь во внедрении какого-то нового оборудования или цеха. То есть, какие-то разовые работы, они могут быть актуальны для любой организации. Опыт решения работы по охране труда в разных отраслях также помогает нам находить самые неожиданные решения в этих вопросах. Такие решения не могут родиться у штатного специалиста, потому что он имеет ограничения в этом плане. Экономия средств, безусловно, выгода для работодателя. Мероприятия, который мы делаем, выполняются в срок, потому что составляются договоры, четкие сроки, а штатный специалист всегда сможет найти причину, почему та или иная работа еще не выполнена. Снижаются затраты, связанные с последствиями несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания за счет того, что сокращаются риски, сокращается и размер штрафных санкций, улучшаются условия труда работников. Наша задача — не только документы передать, но и работу реальную выполнить. Предприятие это замечает, потому что приобретали одну спецодежду, стали покупать другую, при этом бюджет на эти расходы не поменялся, а результат улучшился. Деятельность Центра «Охрана труда» аккредитована и застрахована. То есть, с нас можно спросить, в том числе и в суде — гражданская ответственность Центра застрахована на 1 млн рублей. Сопоставить с внешним специалистом, который «шабашник», грубо говоря, имеет какие-то знания, опыт, но в случае чего с него спросить нельзя. С нас спросить можно, за нами тоже есть пристальный контроль со стороны Министерства труда, к нам приезжает инспекция, наши специалисты имеют специальные требования к обучению. Надежно с нами работать, надежно.
В. Сметанин: Давайте сейчас конкретные примеры приведем. Организации в Кирове, в области обращаются к вам «пока не клюнет», или есть добросовестные организации, которые на перспективу все продумывают, чтобы потом не было проблем в плане охраны труда?
С. Шулятьева: Совершенно верно, есть предприятия, которые приходят к нам до того, как к ним должна прийти инспекция, чтобы мы их подготовили. Бывает, тогда, когда у них предписание уже есть на руках, чтобы мы им помогли. Особенно приятно, когда поступают звонки на консультацию по поводу того, что работодатель хочет организовать у себя охрану труда, и для этого заключается с нами договор на разработку документов и на сервисное обслуживание. Такие организации есть.
Д. Хохлов: Они, как правило, и являются лидерами в своих отраслях, если посмотреть.
С. Шулятьева: Это громкие и весомые имена в нашей области, и даже за ее пределами.
В. Сметанин: Ну что, сейчас имеете полное право пригласить к сотрудничеству.
Д. Хохлов: Да, наших потенциальных клиентов, работодателей мы ждем у нас в офисе на Октябрьском проспекте, 22А. Телефон для связи — 38-02-09, либо 38-01-42. Будем рады всем.
В. Сметанин: Истекает время нашей программы. Я благодарю наших гостей. Дмитрий Хохлов, замдиректора Кировского регионального центра «Охрана труда» и Светлана Шулятьева, специалист по охране труда отдела сервисного обслуживания. Спасибо больше и успехов!