«Будьте здоровы» от 06.08.14

11.08.14
Николай Семеновский
главный врач Кировского областного перинатального центра


Ведущая — Татьяна Ситникова

Т. Ситникова: Вы на волне программы «Будьте здоровы». С этим приветствием к вам обращаются Татьяна Ситникова и главный врач Кировского областного перинатального центра Николай Владимирович Семеновский. Николай Владимирович, здравствуйте.

Н. Семеновский: Здравствуйте.

Т. Ситникова: Приветствуем всех и желаем здоровья. Думаю, у нас интереснейший разговор впереди, потому что у меня масса вопросов. То, что происходит в вашем центре — это отражение реальной жизни за окном, я бы сказала. Тому, кто впервые к нам заглядывает, я всегда задаю фирменный вопрос — ваш личный рецепт здоровья существует? 

Н. Семеновский: Нет. 

Т. Ситникова: Это то, что заложено родителями, или как повезло?

Н. Семеновский: На 50% заложено родителями, 35-40% — это условия существования, и 10-15% — это только здравоохранение. Поэтому, что родители заложили... Простейшее правило: от осинки не родятся апельсинки. 

Т. Ситникова: Как раз на эти 50% и будем ориентироваться, что же там заложено. Читала ваше интервью, там было указано, что вы первые роды приняли в 16 лет. Это был случай в машине, автобусе?..

Н. Семеновский: Это просто были дорожные роды. 

Т. Ситникова: В 16 лет, и не страшно? Или с этого все и началось? 

Н. Семеновский: Дед — охотник, видел, как это делается. Кошки рожали, собаки рожали. Женщины рожают — какие проблемы? Ножом отрезали пуповину, привезли в роддом. Благо, женщина рожала не в первый раз, она представляла, что это такое.

Т. Ситникова: Можно сказать, что этот случай серьезно повлиял на вашу судьбу?

Н. Семеновский: Возможно, частично, на то, что я выбрал эту профессию — помогать женщинам и детям.

Т. Ситникова: Перед эфиром считали, сколько же вы работаете в этой сфере. 23 года в перинатальном центре, и 14 лет возглавляете его. Открываю встречу с вами, я сказал, что для меня действительно жизнь, статистика, наблюдения в вашем центре — это жизнь за окном. Идут ли рожать второго, третьего ребенка, какой возраст рожениц, здоровье детей — это же отражение тех условий, в которых мы сейчас живем. Согласны?

Н. Семеновский: Согласен с вами. Сейчас количество родов растет, демография улучшается. Этот небольшой скачок совпал с тем, что государство создало определенные условия для мам — и материнский капитал, и больше внимания уделяют детским садам, женщины получают пособия. Сейчас в трудовой стаж стало входить уже 4,5 года. Все эти движения государства играют определенную роль. В ближайшие года получим большой провал, хотим мы этого или не хотим, потому что наложились сразу несколько провалов — послевоенный и провал 1990-х годов, когда рождаемость упала в разы, а смертность резко выросла. Пока еще ничего, по области идет небольшой прирост. 

Т. Ситникова: Охотно ли сейчас рожают третьего ребенка?

Н. Семеновский: Да, женщины идут рожать третьего. Количество женщин, рожающих третьего, четвертого ребенка возросло значительно по сравнению с тем, что было 10 лет назад.

Т. Ситникова: Если говорить о многодетных семьях, тоже такая тенденция наблюдается?

Н. Семеновский: Они есть, но я не заметил, чтобы был какой-то резкий рост. Надо еще разобраться с понятиями: трое детей — это уже многодетная семья, таких семей стало намного больше. Если пользоваться старым понятием, что многодетная — это пять и более детей, то таких семей, как и раньше, немного. 

Т. Ситникова: Все-таки, поймала себя на мысли, счастливая у вас профессия — первый крик человека, который шагает в жизнь, тех самых кировчан, которые сейчас ходят по городу, занимаются делами — все здесь случилось, да? 

Н. Семеновский: Профессия врача акушера-гинеколога, наверное, одна из самых счастливых именно в профессиональном плане, и самая тяжелая работа, потому что она оказывает помощь и маме, и ребенку, иногда и двоим, и троим за раз. Сейчас мы стоим не только при рождении, он и при зарождении жизни, потому что наш центр занимается не только родами, обычными и преждевременными, но и проблемами бесплодия. Надо сказать спасибо, что у нас в области открылось отделение вспомогательных репродуктивных технологий, и вот уже три года работает эффективно и самостоятельно. В прошлом году сделали 37,5% эффективности — это  среднеевропейский уровень.

Т. Ситникова: Обращаются только кировчане, или могут и соседние регионы?

Н. Семеновский: Мы оказываем помощь не только кировчанам, но и жителям других регионов, но их количество невелико — около 5%. 

Т. Ситникова: Бесплодные семьи — это действительно проблема в наше время?

Н. Семеновский: Это серьезная проблема именно нашего времени, рост бесплодия очень высок. Причин здесь несколько: большое количество половых партнеров, раннее начало половой жизни — та же жизнь за окном. Самое страшное то, что идет рост именно бесплодных пар. Если раньше частой причиной было женское бесплодие, то сейчас и мужское, и женское. Мы можем помочь и довольно эффективно помогаем. Самое главное, чтобы это было вовремя. Эффективность некоторых видов бесплодия четко прослеживается. Если женщина, например, до 30 лет, то эффективность составляет 49-54%, если от 35 до 40% - 30-31%, еще старше — 10%. все нужно делать вовремя. 

Т. Ситникова: Кстати, вы затронули интереснейшую тему — женщины стали позже рожать. Раньше говорили о ранних браках — это тоже не очень хорошо. Сейчас европейские тенденции — встать на ноги, получить образование, купить квартиру...

Н. Семеновский: Вы правы, этот переход на европейские тенденции очень типичен для развитых стран. Сейчас задумываются прежде всего о том, чтобы сделать карьеру, получить образование, закрепиться и только после этого рожать детей. Когда это все происходит по уму, разумно, то они успевают в свои сроки вполне. Но иногда процесс затягивается — стал я работником на «Эхе Москвы», а почему бы начальником отдела не стать? А потом, почему бы не замом генерального? Так жизнь и проходит на работе. Это неправильно. Понять можно — народ хочет быть спокоен за свое будущее и за будущее ребенка. Карьера — это доход. 

Т. Ситникова: С другой стороны, может быть, это более осознанный подход к воспитанию ребенка, серьезное отношение к родам, к вынашиванию...

Н. Семеновский: Если стоит цель карьерного роста, то, наверное, сомнителен здесь осознанный подход, потому что по уму женщина должны кормить ребенка грудью — это наиболее эффективно и лучше как для ребенка, так и для женщины как профилактика рака молочной железы. Женщина должна кормить 1,5-2 года, но когда женщина занимается карьерой, редко бывает, что дольше полугода кормит.

Т. Ситникова: Совершенно недавно пресса освещала визит министра здравоохранения. Говорят, что вместе с министром приехал целый десант специалистов. Кто-нибудь заглянул к вам?

Н. Семеновский: Да, к нам заглянула замминистра, начальник отдела материнства и детства Байбарина Елена Николаевна. Человек очень опытный, ставший чиновником именно дослужившись до чина, она именно детский врач, была главным неонатологом страны. Во многом благодаря ее работе было обращено внимание на выхаживание детей с экстремально низкой массой тела, и самое важное — резкое снижение инвалидизации этих детей. Она побывала у нас, прошла по центру. Было хорошее общение, потому что было на что посмотреть. По результатам последних лет, мы занимаем 3-4 место в стране по эффективности выхаживания детей с низкой массой тела. Я не любитель хвастаться, но здесь есть, чем гордиться. Боле 30 лет родильный дом №2, теперь перинатальный центр занимается преждевременными родами. Было вложено много  денежных средств, они были вложены правительством области, страны, в том числе в строительство нового корпуса. Доктора проучены везде. Самое главное, что они вкладывают душу. Большой плюс, что мы раскрыли второй этап выхаживания детей именно на нашей базе. Только те центры, где есть сразу и первый, и второй этап, могут добиваться хороших результатов. Они работают на результат, у них полная преемственность.

Т. Ситникова: Это какие-то высокие технологии или очень классная команда спецов?

Н. Семеновский: Я бы на первое место поставил команду специалистов, потому что, извините, микроскоп в руках дикаря — это молоток. У нас стоит качественное оборудование и работают специалисты высокого уровня, которые именно душу вкладывают в дело, это заметно по результатам. В 2011 году мы принимали 98% преждевременных родов, сейчас — 78%, вроде бы ниже, но дело не в этом. Мы отказались принимать преждевременные роды с мертвым плодом, потому что извините, мы настроены на выхаживание, на спасение жизни. Показатель младенческой смерти в Кировской области показывает работу всей службы по охране материнства и детства. Эта смертность составляла в 2012 году — 7.1, это немного ниже, чем российский показатель, в 2013 — 5.8, за полгода 2014 — 4.8. Неонатальная смертность за 2013 год была и так не высока — 3.9, снизилась до 2.8. Это пока лучший показатель в стране на сегодняшний день. 

Т. Ситникова: И все-таки, это результат высоких медицинских технологий, или комплекса работ?

Н. Семеновский: Комплекса работ, в том числе того, что у нас создана трехуровневая система оказания помощи. В свое время было много шума, что закрываются родильные отделения в районах и прочее, но если нет в районе врача акушера-гинеколога, то зачем там родильное отделение? Если вопрос стоит о душевности, то раньше было душевнее рожать в колхозном родительном доме, это вообще сказочно душевно. Одни роды в неделю, там есть врач, акушерка, санитарочка — все вокруг тебя прыгают. Сейчас задача — бороться за каждого ребенка, за каждую женщину. Те отделения, где не могут оказать квалифицированную медицинскую помощь, закрываются. Во многих районах нет акушеров-гинекологов. Это чисто кадровая проблема. Это еще только начало — лет через 10 мы получим такую кадровую проблему, что даже за большие деньги попасть к врачу будет невозможно. Я не пессимист, я хорошо информированный оптимист. Дефицит медицинского персонала огромный при той заработной плате, о которой громко заявляют — 40 тысяч рублей. А скажите, сколько на ставку? А на ставку 10-12 тысяч. Чтобы человек получал 40, он должен работать за троих, поэтому он «выгорает», теряет здоровье, и поэтому люди начинают уходить из медицины. Слова часто расходятся с делом. Если ничего не изменится, то мы потеряем медицинские кадры лет через 10-15. Тогда только два варианта: или как в сталинские времена всех осудить, по принуждению заставить ходить на работу, или платить такие деньги, что к нам поедут врачи из ближайших республик — Узбекистан, Таджикистан, Казахстан. 

Т. Ситникова: Давайте на финале погорим о будущем поколении, насколько здорово оно шагает сейчас в жизнь? Бьют врачи тревогу. Все-таки эта проблем заложена уже родителями, при рождении?

Н. Семеновский: Детское здоровье — очень серьезная комплексная проблема. Если мы будем сравнивать детское здоровье детей, которые родились 40 лет назад  и сейчас, то в общем-то, детское здоровье ухудшилось. Но тогда слабые дети умирали, а сейчас они выживают. В общем плане они идут по жизни. Подкачало оно потому, что в 1990-х годах государство поставило крест на здоровье населения, хотя гордо говорила о другом. В ельцинский период было уничтожено такое понятие, как диспансеризация населения, и большинство молодежи — это все больные, просто недообследованные люди. Те, кто родились с 1985 по 2000 года — это уже только выявлять болезни, поддерживать и лечить. Профилактики нет, она была закрыта. Государство обратило на это внимание 5 лет назад. Снова возвращается диспансеризация, пусть многие критикуют, но это первые шаги к здоровью. Есть положительные тенденции, которые должны сыграть хорошую роль. 

Т. Ситникова: Сейчас очень коротенький вопрос от моих коллег.  Скажите, почему на севере Кировской области, в Афанасьевском районе, глухом, лесном, самая высокая рождаемость? Есть ответ?

Н. Семеновский: У них часто электричество отключают, в темное зимнее время без света делать нечего, этим и занимаются. 

Т. Ситникова: Понятно. Каков ваш прогноз на ближайшее время, про демографический провал мы сказали, а взлета когда ждать? 

Н. Семеновский: Взлета не будет, все. Мы прошли эти периоды, взлетов не будет уже в любом случае. Мы с вами обговорили тенденцию, когда и сколько рожают. Сейчас уже даже нет воспроизводства населения. Когда дойдем до воспроизводства — будет достигнут какой-то уровень стабильности. Это проблема общества. Чем оно становится умнее, тем меньше оно хочет плодиться и размножаться. Ему хочется жить самому, ради себя. Пример — это развитые страны, где практически везде нет прироста населения, одна убыль. Если прирост и есть, то за счет эмигрантов. Например, во Франции наблюдается прирост населения, но за счет приезжих из Африки, которые плодятся и размножаются. 

Т. Ситникова: Спасибо вам огромное, молниеносно пронеслась встреча. Я знаю, что вы прекрасно ухаживаете за детьми с низкой массой тела, и у вас сейчас при центре работает целый комплекс: общественный совет, центр будущих родителей. Вот это все «для галочки» или реально работает? 

Н. Семеновский: Это на самом деле реально. Мы первые в стране развили социальную службу в акушерском стационаре. У нас появился первый в стране специалист по социальной работе с высшим образованием в родовспомогательном учреждении. Она прошла обучение, ездила по обмену опытом в Швецию. После нас стали внедрять уже в приказном порядке вводить такую службу в перинатальных центрах. Это именно помощь тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Это все реально работает. 

Т. Ситникова: Кого сейчас больше рождается — мальчиков или девочек?

Н. Семеновский: Каждый год по-разному. Классически, мальчиков всегда рождается всегда чуть-чуть больше, но сами знаете, что здоровье мальчиков послабже. 

Т. Ситникова: Самое главное, чтобы все были здоровы. Николай Владимирович, спасибо вам огромное. Интереснейший вы человек. При всем реальном подходе к жизни — очень хорошая профессия. Николай Владимирович Семеновский, главный врач перинатального центра был у нас в гостях. И вам здоровья, заглядывайте еще. До свидания.

Н. Семеновский: Будьте здоровы, до свидания. 
Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
14.08.2014, 12:30Активная
Николай Владимирович, а планируете ли увеличение штата акушерок? Т.к. много жалоб от родивших, что мало было внимания в процессе родов от медицинского персонала.Ответить
Пожалуйста ответьте на вопрос, который Вы видите на картинке.