В последнее время много дискуссий про дымковскую игрушку. Я вот с удивлением обнаружил, что, оказывается, Максим Горький был одним из самых жестких ненавистников нашей вятской дымки. Об этом написано в ряде источников, например, в сборнике статей писателя «О молодежи» за 1949 г.
Вот такая была история в 1930-е годы. Художник и пропагандист дымковской игрушки Алексей Деньшин летом 1933 г. послал Горькому свою книгу «Вятские старинные глиняные игрушки», сопроводив ее словами «Великому и любимому писателю А. М. Горькому из далекой Вятки скромный труд от автора». Однако прочитав монографию Алексей Максимович дымковскую игрушку невзлюбил. 3 сентября 1933 г. в газете «Комсомольская правда» вышла статья писателя «Об игрушке». Горький делился с читателями мыслями о том, во что же должны играть дети молодого социалистического государства? Про дымку он пишет:
«Альбом вятских глиняных игрушек я получил. Это — старо и, конечно, не то, что нам нужно. Красочность — единственное их достоинство, а мы должны воспитывать ребят на современных формах: утка должна быть действительно уткой. Вовсе не нужно, чтобы она смущала восприятие ребенка своим сходством с поросенком или зайцем. Вятские глиняные лошади — это очень примитивный и уродливый проект настоящей лошади…».
Вообще Горький считал, что дымковская игрушка должна меняться в сторону совершенства формы и красочности, быть более занимательной. Сам он предлагал создать игрушку совсем нового формата. Из пространного ее описания следует, что это
должны были быть некие аналоги современных лего или пазлов в советской интерпретации, конечно. Горький предлагал «расчленить» разных животных на части, чтобы дети учились их собирать.
Вот так: дымку Горький не любил, а про пазлы все наперед знал, что будет актуально.