Вчера в Кирове произошло, наверное, действительно значимое культурное событие местного масштаба. Истекает всероссийский «год кино» и на его излете местная девушка Анна Ефремова, ставшая в Москве режиссером, запустила в прокат свой фильм под названием «Турбо». В рамках показа картины по городам России Анна решила презентовать фильм и кировчанам. Несмотря на солидный список информационных партнеров всех мастей, я узнал об этом событии практически случайно. Решил своими глазами посмотреть на кино, тем более что оно авторское, а это значит – в широком прокате ленту мы увидим едва ли.
В 18-00 холл кинотеатра «Дружба» был переполнен. Как оказалось – вход в кинотеатр был по приглашениям, на мою удачу из холодной тьмы вечера вторника материализовалась культурный обозревать портала свойкировский Ульяна Колпакова (Uliana Kolpakova)
и провела меня в зал. А там уже был полный аншлаг, даже пришлось выносить стулья, кончились номерки в гардеробе и силы его работников. При этом далеко не все отдавали себе отчет в том, что конкретно будет происходить. Один мужчина, например, спросил (почему-то) меня о чем, собственно, кино? Я не знал, что ответить и сказал, что «о любви и мечте». Думаю, это был не самый неправдоподобный вариант. Наконец, вышла сама режиссер, раздала всем по жвачке «Турбо», вкратце рассказала о картине и пожелала приятного просмотра.
Что касается самого кино, то оно оставило у меня очень сложное впечатление. Описать основную сюжетную линию непросто, но она примерно такова. Столичная девушка Олеся работает в барбершопе, живет в атмосфере достатка и шика. После ссоры с малохольным пафосным бойфрендом Олеся знакомится на тусовке в клубе с неким молодым человеком в образе Бетмена. Он преследует даму, и герои постепенно вступают в связь. Молчаливый молодой человек восточной внешности восседает в роскошном лофте, просматривая мультик с Томом и Джерри и мысленно беседуя с портретом Брюса Уиллиса. Девушка тяготится таким странноватым кавалером, у нее идет кровь из носа, нападает меланхолия. Она бросает все и уезжает в крымскую деревню Поповка. Там Олеся снимает комнату и идет работать к беременной гадалке-румынке, которая содержит единственный в округе салон-парикмахерскую. Олеся встречает пожилого диджея из Америки с огромными дредами. Тот принимает ее за свою незаконнорожденную дочь Памеллу, тоже любящую жвачку Турбо. В результате оказывается, что его дочь это все-таки другая девушка. Диджей расстраивается, стрижется налысо. В финале Олеся после долгих поисков самой себя тонет в мире собственной рефлексии и альтернативных возможностей окружающей реальности (да, финал очень непрост).
Фильм идет 2,5 часа. Поскольку это авторское кино то какую-то внятную оценку картине, наверное, сложно дать. Но все-таки в начале этого поста мы с незнакомым зрителем задавались вопросом «А о чем это кино?». Так вот на этот вопрос можно ответить так: 1) Этот фильм обо всем (любовь, боль, страдание, мечта, поиск себя, смена амплуа и т.д.), каждый сам поймет для себя лично о чем кино; 2) Этот фильм ни о чем, это просто кино ради кино, такое наложение на пленку хаотичных и разрозненных мыслей, идей, образов автора. То есть это классическое такое авторское кино, которое и не должно быть всем понятным, но при этом все-таки очень хочет быть именно таким.
Картинка, правда, очень красивая. Молодая героиня облачается в разные одежды, смеется и плачет в атмосфере галерей, лофтов и дорогих авто. Она гуляет по осеннему берегу моря, спит голой на холодном песке, бежит по серому полю, едет на велосипеде в ночь. Снимает себя на полароид. Она мечтает об Оушен-Сити сидя в сельской избе с винтажной сумкой «СССР». Все очень модное, стильное, молодежное, красивое, хипстерское. Очень много всяческих символов 90-х, опять же дико модных сейчас: жвачка Турбо, школьные альбомы с анкетами, мультик с Томом, видеокассеты, Брюс Уиллис как нестареющий кумир красивых девчонок и т. д.
И все это в фильме смешивается в какую-то странноватую аморфную массу. Похоже знаете на что? Вот когда делаешь ремонт в квартире и сдираешь со шкафов все постеры, которые повесил туда в 98 году, отдираешь закаменелые жвачные резинки, вытаскиваешь из под комода журнал с наклейками Евро-96. И вот это все кидаешь в только что купленный в супермаркете дорогой мусорный мешок, и несешь, куда следует. Так вот у меня ощущение, что я 2,5 часа лежал в таком мешке со всеми этими штуками из 90-х, рафинированными современной картинкой хипстерского разлива.
Кино больше похоже на этакий стильный клип. Такие снимает, допустим, (я уж тут точно не эксперт) группа «Серебро». Там тоже все ходят красивые, юные, в окружении всяческих символических отсылок к той или иной ситуативной картине. Но все пустое, как смысл песни, которую никто не слушает. Все просто смотрят и…Ну а почему бы нет? Ведь красиво. Это да.
Герои «Турбо» ходят, рефлексируют, иногда устало перебрасываются фразами (слов в кино минимум). Зачем они все это делают не понятно никому кроме них самих. В конечном итоге нас ждет не то, что открытый финал, а вообще сразу несколько открытых финалов, так что каждый может сам подумать, к чему пришел фильм и пришел ли он к чему-то вообще.
Дойдя до этого места можно уже подумать, что тут начал хейтерить Анну Ефремову и утверждать, будто она сняла что-то очень фрагментарное и малопонятное. Это возможно.
Но на самом деле я пришел к выводу, что дичайше завидую этой девчонке. Потому, что не каждому дано воплотить в целостную картинку на экране совокупность конкретно своих личных мыслей, желаний, стремлений, рефлексий, страданий и накопленных в течение жизни образов.
Если серьезно, то, наверное, фильм о мечте и о том, что ты можешь стать, кем угодно, поменяться с другим человеком судьбой как жвачкой «Турбо». Но тут уместно сказать, что этот фильм конкретно о мечте Анны Ефремовой. Жуя «Турбо» в Кирове 20 лет назад она, наверное, мечтала снять такой фильм, что б все поразились, стильный и яркий. Так вот ее мечта сбылась. Думаю, это неплохо. Но то, что зрители уходят с показа ничего толком не поняв, и в недоумении – для режиссера все-таки не очень хорошо.
Оригинал
Ребята, если есть желание провести время с пользой для своего существа в самом широком его понимании, при этом увидеть необычные и атмосферные картины, настоящее авторское кино и не потратить даром 2,5 часа, тогда лучше уединиться и посмотреть Сталкера Андрея Тарковского. А что касается Турбо, то это клип, в котором нет глубины, драматизма, смысла, в нем настолько пусто, скучно и плоско, что после просмотра возникает только одно чувство: побыстрее покинуть периметр, дабы не пришлось из вежливости врать режиссеру... А за Крым Анне большое спасибо и работа оператора на уровне. Турбо - претензия на фестивальное кино в лайт версии, но это вино слишком разбавлено, чтобы порадовать вкус искушённого ценителяОтветить
Некоторые «ценители» искусства бывают очень забавны, когда ничтоже сумняшеся лихо судят о вещах, требующих сугубо профессиональной выучки: о замыслах автора, о жанре, о технике «ремесла» и т.п. Они, к примеру, и жанр определят ("клип"), и содержание фильма «обессилят» ("нет глубины, драматизма, смысла, в нем настолько пусто, скучно и плоско"), и амбиции автора разоблачат ("Турбо - претензия на фестивальное кино..."). Да, уж! «Вятские ребята – хватские…». Древний мудрец со своим «Соревнуются умелые, а судят их совсем не умелые» просто отдыхает. Ответить