Городу Кирову необходим реальный, целостный план восстановления малых рек и развития их прибрежных территорий.
По территории нашего областного центра протекает несколько малых рек, из которых наиболее известны две: Хлыновка, или Хлыновица (длина – 17 км, ширина в межень в устье – 6 м, глубина в летний период – 20-50 см), в своё время давшая первое историческое название – Хлынов – нынешнему Кирову, и Люльченка (длина – 26 км, площадь водосборного бассейна – 92 кв. км), берущая начало в районе ипподрома и пересекающая практически всю юго-западную часть города, захватывая Лепсе, ОЦМ и Филейку. И в каком удручающем состоянии находятся сейчас обе эти речки, думаю, ни для кого не секрет.
Между тем, любая река, протекающая по городской территории, – это идеальное пространство для воплощения всевозможных архитектурных решений, делающих облик города запоминающимся и неповторимым. А пойма этой реки – практически единственная и едва ли не последняя возможность создать в центре перегруженного урбанистического пространства комплекс парков и скверов для отдыха горожан, для прогулок с детьми, для занятий спортом.
Администрация города Кирова всегда подтверждала существование данной проблемы. Так, в 2007 году в Генеральном плане развития города, – который, кстати, принимался на двадцатилетний срок, – «обустройство пойм малых рек: Люльченки, Хлыновки, Сандаловки, Чернушки» значилось одним из основных пунктов. При этом что касается благоустройства Люльченки, отделяющей западный район Кирова от его центральной части, то городская администрация, насколько мне известно, планировала очистить русло от загрязнений и илистых отложений, укрепить берега, используя различные конструкции, включая бетонные плиты и габионные решётки, связать оба берега с помощью декоративных мостиков, проложить пешеходные и велосипедные дорожки, организовать площадки отдыха, оборудованные скамьями и беседками.
Более того: семь лет спустя, в 2014-м, выступая на встрече в «Бизнес-клубе», тогдашний глава города Владимир Быков заявил: «Разработаны концепции обустройства пойм малых рек Люльченки и Хлыновки с созданием мест отдыха горожан и размещением велосипедных трасс. В перспективе задумано, чтобы западный район был бы связан с Нововятским велосипедными дорожками». Однако более подробная информация об упомянутой Владимиром Васильевичем концепции, о конкретных действиях и сроках выполнения заявленных мероприятий, до общественности до сих пор не доведена. Что наталкивает на мысль о том, что реального, целостного плана рекреации рек и развития прибрежных территорий по-прежнему не существует, а деятельность муниципалитета в этом направлении ограничивается проведением локальных субботников по очистке берегов от мусора силами молодёжи и общественных активистов.
Тем временем, территории вблизи Люльченки и Хлыновки интенсивно застраиваются различными складскими комплексами, жилыми домами, гаражами и торговыми центрами. Что – при отсутствии утверждённого плана восстановления, сохранения и комплексного обустройства малых рек – может привести (и уже приводит) к превращению водных артерий в сточные канавы, делая невозможным создание здесь полезного общественного пространства в виде скверов и ленточных парков.
Чтобы этого избежать, все небезразличные жители города Кирова, все сообщества социально активных граждан, общественные организации и другие институты развития должны проявить гражданскую инициативу по формированию социального запроса к органам местного самоуправления с законным требованием: навести порядок вблизи малых городских рек. И начать, на мой взгляд, следует с проведения общегородского конкурса идей и подготовки эскизов вариантов обустройства прибрежных территорий. Площадь, которая может быть задействована под новое строительство зелёных насаждений общего пользования, известна: вдоль Хлыновки это 52 гектара в районе посёлка Нового и 57 гектаров в районе Левашей и Вахрина, а вдоль Люльченки – 50,5 гектара в районе улицы Солнечной.
Параллельно с этим городская администрация просто обязана принять участие в Федеральной программе по расчистке русел рек и их руслообустройству, что позволит выполнить большую часть необходимых работ за счёт средств федерального бюджета в рамках предоставляемых региону субвенций. Кроме того, необходимо провести инвентаризацию земель вдоль малых рек, организовать экологические и гидрологические исследования, разработать и утвердить правовые документы по регулированию деятельности в плане содержания и эксплуатации данных территорий.
В конечном итоге у города Кирове должна появиться комплексная долгосрочная концепция по восстановлению и обустройству рек и прилегающих земель с детальным планом действий и чётко сформулированными требованиями к собственникам прилегающих к рекам территорий. Реализация такой концепции не только снизит экологическую нагрузку на городские реки, но и позволит в едином ключе развивать прибрежные территории, создавать необходимую инфраструктуру для отдыха и занятий спортом с участием (в том числе – инвестиционным) всех заинтересованных сторон.
При этом приступить их выполнению перечисленных мероприятий следует незамедлительно. Благо, финансирование для этого, – по крайней мере, на ближайший год, – потребуется совершенно незначительное.
Оригинал