Моногорода и поддержка малого и среднего предпринимательства
02.12.16
В Кировской области насчитывается 11 моногородов (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов»). Благополучие и жизнь этих населенных пунктов зависит от одного единственного градообразующего предприятия, что, учитывая нестабильность российской (да и мировой) экономики, без плана экономического развития может обернуться упадком и последующей смертью таких поселений.
Стоит хотя бы вспомнить показательный пример Детройта (который хоть и не являлся в нашем понимании моногородом, но был заточен под выпуск одного вида продукции - автомобилей), где из-за упадка автомобилестроения численность населения за 40 лет сократилась с 1,5 млн. до 600 тыс. человек. Ну а 18 июля 2013 года власти Детройта официально объявили о банкротстве города из-за неспособности выплатить долги на сумму 20 000 000 000 долларов США...
Но вернемся в Кировскую область. Здесь 35 городов и поселков с населением более 4,5 тыс. человек, но фактически рискуют прийти в окончательный упадок более половины, из них 10 - моногорода (в 11 моногороде - пгт. Стрижи на 2016 год проживает всего 3 388 человек). Каким образом их спасти от краха и вернуть на путь развития? Давайте разбираться.
Долгое время «оздоровление» моногородов заключалось в финансовой поддержке того единственного градообразующего предприятия. Но, как показала практика, эта мера лишь оттягивает "неизбежное", да и на развитие города практически не влияет. Да и в условиях рыночной экономики, частный владелец предприятия может его в любой момент ликвидировать, перевести в другой регион или просто присоединить к другой компании (как это произошло с "КЧХК"), что может резко изменить финансовое состояние того или иного города, да и региона в целом. Сегодня ситуация изменилась.
Основные меры экономического развития моногородов, которые могут быть использованы в Кировской области:
1. Создание территорий опережающего социально-экономического развития.
Эта мера подразумевает применение на всей территории моногорода особого правового режима ведения предпринимательской деятельности, включающего льготное налогообложение (пониженные ставки по налогу на прибыль организаций, льготные или нулевые ставки по налогу на имущество организаций и земельному налогу и т.д.), облегченный порядок осуществления контроля и надзора.
2. Создание технопарков, технополисов, индустриальных парков и т.п.
Под технопарком (в идеале) понимается имущественный комплекс, в котором объединены научно-исследовательские институты, объекты индустрии, деловые центры, выставочные площадки, учебные заведения, а также обслуживающие объекты: средства транспорта, подъездные пути, жилые поселки, охрана.
Попытаюсь объяснить простым языком. Представьте себе территорию завода, где есть свет, газ, вода, на которой работает несколько промышленных, инновационных и т.п. организаций, которым помимо помещений предоставляются сопутствующие услуги (выставки, обучение, питание, консалтинг транспорт и т.д.) и налоговые льготы. Вот это и есть идеальный технопарк. К сожалению, в России дело часто ограничивается налоговыми льготами, да парой-тройкой дополнительных услуг.
В Кировской области по непроверенным данным (сайт Корпорации развития Кировской области уже несколько дней не работает) создано 3 технопарка (в Белой Холунице, Кирове и Вятских Полянах) и 1 индустриальный парк (в Лузе), также планируется создание еще одного технопарка (в Юрьянском районе). Как они работают, какие услуги предоставляют, кто является резидентами и как начать работу в таком технопарке - неизвестно, а, соответственно, не ясны и результаты данной меры развития моногородов.
При создании новых и развитии уже действующих технопарков Правительству Кировской области следует учитывать две вещи:
1) Транспортная доступность. В городах, где организуется технопарк должна быть развитая транспортная инфраструктура (железные дороги, автомагистрали), а это серьезные траты, но без них привлечь в технопарк и удержать в нем нормальный бизнес не получится: нет смысла переезжать из крупного города в отдаленный технопарк ради налоговых льгот, если расходы на транспортировку готовой продукции в разы превысят доходы от нахождения в нем.
2) Информационное сопровождение. Это серьезная проблема Правительства Кировской области. Бизнес должен знать о возможных мерах поддержки, льготах, технопарках и т.д. Для этого недостаточно выкладывать информацию на сайте профильного ведомства, необходимо проводить серьезную информационную кампанию (в т.ч. реклама на ТВ, уличная реклама). Нужно "кричать" о возможных мерах поддержки бизнеса (в частности технопарков), чтобы бизнес знал, пользовался и развивался. Ведь чем богаче бизнес в регионе, тем богаче сам регион. Сейчас же, складывается впечатление, что правительство специально утаивает такую информацию, "лишь бы никто не пронюхал, не дай Бог обратятся, еще денег попросят…
3. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
По моему мнению - это основная мера, которая позволит развить экономику и моногородов и всей Кировской области. Остановимся на ней подробнее.
Если спросить у предпринимателя, что он хочет получить от государства, то самый популярный ответ будет - деньги. Но как показывает мой личный опыт, очень часто выделенные предпринимателям субсидии не оправдывают ожиданий. Поясню. Скажем, регион выделяет субсидию в размере 1 млн. рублей строительной компании на покупку бетономешалки, под условие, что в течение 3-х лет компания вернет налогами и страховыми платежами всю сумму субсидии, а также создаст 2 рабочих места. Так вот часто, из-за неграмотного маркетинга, кризиса, высокой конкуренции или просто злого умысла вместо 1 млн. руб. в бюджет налогами возвращается в разы меньше, рабочие места не создаются, а компании банкротятся. В результате 1 млн. руб. бюджетных средств, которые могли пойти, да хоть на реконструкции электроподстанций, просто "вылетают в трубу".
Поэтому, региону следует сосредоточиться на мерах нефинансовой поддержки предпринимателям (особенно, учитывая размер госдолга и дефицит бюджета). Какие это меры, и как они могут предоставляться, показано в инфографике ниже (я вижу это как отдельное здание/помещение с "all inclusive").
КСТАТИ: С теми мерами поддержки малому и среднему бизнесу, которые предусмотрены у нас в стране каждый может ознакомиться, прочитав Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
Порядок запуска:
На первом этапе: создание в г. Кирове центра поддержки бизнеса, в котором предприниматель (или тот, кто только собирается начать бизнес) может как получить государственные услуги в режиме "одного окна" (по аналогии с центрами "Мои документы" для физических лиц), так и обратиться за мерами государственной поддержки, пройти обучение, выступить на форуме и т.д. Для тех, кто планирует заняться, например, промышленным или инновационным производством, есть возможность бесплатно получить рабочее место и воспользоваться высокотехнологичным оборудованием (стоимость комплекта такого оборудования обойдется региону в 10 млн. рублей (стоимость 3-х автомобилей Toyota Land Cruiser Prado (в комплектации 4.0 AT Elegance)).
На втором этапе: открытие в 3-х крупных городах: Кирово-Чепецке, Слободском и Вятских Полянах (в зависимости от результатов 1-го этапа - возможно открытие в "усеченном варианте").
Третий этап: запуск в районных центрах.
4. Привлечение инвестиционных проектов.
Честно говоря, в Кировской области сейчас рассчитывать на это могут разве что Киров, Кирово-Чепецк, а также Слободской при условии объединения в агломерацию с первыми двумя городами (объясню суть в следующий раз), ну еще Вятские Поляны, Красная Поляна и Сосновка (тоже при объединении в агломерацию).
5. Строительство и реконструкция объектов инфраструктуры (дороги, трубопроводы, газопроводы, электроподстанции и т.д.), благоустройство территории и объектов социального обслуживания (школы, больницы и т.д.) для привлечения работоспособного населения в город (при наличии предложений на рынке труда).
Вот, пожалуй, основные направления на которых следует сосредоточиться Правительству Кировской области, дабы улучшить социально-экономическое положение малых городов и всего региона. Продолжение следует…
Оригинал