Уржум

Вятка, которую мы (не) потеряли Всё, что нужно знать о реставрации архитектурного наследия

08.11.16
Антон Касанов
Историк,блогер, автор проекта "Пешком по Вятке"
Проблема реставрации объектов историко-культурного уже очень долго остается актуальной. В последнее время о сохранения старой вятской архитектуры вновь достаточно громко заговорили в связи с реставрацией Репинского особняка и Спасского собора, а также корпуса бывшего ТЦ «Фабрика».
В реальности проблематика этого сложного и специфичного вопроса намного шире и требует всестороннего изучения. Антон Касанов поговорил с экспертами и попытался выяснить, будет ли старая Вятка реставрироваться, или все останется так, как есть.
Масштабы проблемы
В общественном мнении сейчас доминируют две противоположные точки зрения на проблему реставрации объектов культурного наследия в центре старой Вятки. Одни утверждают, что процесс идет, пусть и не так быстро, как хотелось бы: в последние годы мы видим, как происходит и покраска фасадов, и кардинальная реставрация тех объектов, которые совсем недавно были разрушены. Другие же утверждают, что существенных прорывов в этом вопросе, несмотря на большой общественный резонанс, не произошло. Более того, указывают, что значительное количество старинных зданий стоят в руинах, либо вовсе были уничтожены в последние годы или пропали бесследно, не дождавшись реставрации.

Истина, как всегда, находится где-то посередине. Заместитель министра культуры Кировской области Елена Царева считает, что обозначенные позиции не являются разными, а, скорее, представляют из себя единое целое: это составляющие одного сложного процесса. Министерство представляет себе масштабы проблемы. В последние годы оно значительно активизировало работу по реставрации объектов истории и культуры сразу по нескольким направлениям. Во-первых, работа шла в рамках государственной программы «Развитие культуры в Кировской области». Удалось отреставрировать ряд старинных зданий, в которых расположены подведомственные министерству культуры учреждения. К числу таких Елена Царева, в частности, отнесла Репинский особняк (корпус вятского художественного музея им. братьев В. М. и А. М. Васнецовых) и дом Общественного собрания (Театр на Спасской). Во-вторых, министерству удалось провести работу со спонсорами, которые готовы были помочь при реставрации. Так, одна из строительных кампаний смогла привести в порядок фасад здания, в котором размещается музей авиации и космонавтики им. К. Э. Циолковского.
Ремонт по красной линии
Наконец, масштабный проект реставрации старинных зданий в центре Кирова проводился в рамках специальной рабочей группы при Алексее Вершинине (в 2015 — 2016 гг. — заместитель председателя правительства Кировской области) при активном участии экс-губернатора Кировской области Никиты Белых. Специалисты Министерства культуры проанализировали все имеющиеся на территории исторической части объекты культурного наследия. Особое внимание они уделили зданиям, которые располагались на центральных улицах города: Ленина, Спасской, Казанской, Преображенской.
Бывший заместитель Председателя Правительства Кировской области Алексей Вершинин и бывший губернатор Кировской области Никита Белых
Планировалось отремонтировать 16 старинных зданий, на которые проектная научно-реставрационная строительная фирма «Анфилада-Р» разработала проектно-сметную документацию. Финансирование шло через фонд поддержки социально-экономических проектов «Вятка», управляет которым секретарь Общественной палаты Кировской области Андрей Усенко. Он же координировал работы в рамках всего проекта. Проходили встречи с руководителями коммерческих структур, чьи торговые учреждения размещаются на первом этаже двухэтажных старинных особняков, их просили принять посильное участие в проекте, провести ремонт второго этажа, сделать цельную, а не частичную реставрацию фасада. Елена Царева вспоминает, что подобный разговор, например, состоялся с собственниками зданий по улице Ленина (д. № 65, 67).
Здание на ул. Ленина, 65
Однако если посмотреть на то, как сейчас выглядят два эти особняка, станет понятно, что бизнесмены проигнорировали просьбу чиновников. Тем не менее, в рамках этого проекта были отреставрированы фасады многих других зданий. Провели работы в доме Татаурова (ул. Спасская, д. 8), корпусе торговых лавок (ул. Спасская, д. 6), доме Силина (ул. Спасская, д. 21), доме Пяткина (ул. Преображенская, д. 20), доме мещанского общества (ул. Ленина, д. 77), флигеле дома Гусева (ул. Казанская, д. 75) и т. д. Как отмечает Елена Царева, речь шла не только о ремонте фасадов, но и других элементов зданий.



Иногда проводили реконструкцию крыши, так как разработчики говорили, что не целесообразно делать один только фасад, крышу необходимо тоже, так как этот фасад может через год потерять внешний вид. Каждый вопрос рассматривался индивидуально.
Елена Царева
Замминистра культуры Кировской области


Планировалось отреставрировать и самое старое каменное здание города — дом Аверкия Перминова (ул. Спасская, д. 10А). Однако от его ремонта пришлось отказаться как по причине расположения здания не на «красной линии» центральной улицы, так и из-за дороговизны самого проекта ремонтных работ, которые оценили в 10 миллионов рублей.
Дом Аврекия Перминова
Возрождение
Репинского особняка


2016 год запомнится и реставрацией 200-летнего Репинского особняка после долгих лет затишья. В 2008 году неприглядный обшарпанный фасад аварийного здания перед торжествами по случаю очередного Дня Города скрыли за баннером. Никто не думал, что он провисит годы. Особняк считался федеральной собственностью. Был проведен ремонт крыши, но на этом работы застопорились. Качество реставрационных работ было низким, «федералы» не придерживались никаких местных исторических реалий. Директор Вятского художественного музея им. братьев В. М. и А. М. Васнецовых Татьяна Мазур рассказывает о таком характерном эпизоде:


«Мы восстанавливаем мансарду, окна сделали, а их же в проекте, который реализовывала Москва, даже не было. То есть они сделали чуть-чуть, и качество работ было отвратительно по одной простой причине: федеральный заказчик сам определял подрядчика, и такого контроля, который сейчас мы по этому особняку ведем с ремонтными работами, никто не делал».
Татьяна Мазур
Директор Кировского областнгой художественного музея имени В. М. и А. М. Васнецовых


Прорыв в вопросе реставрации Репинского особняка произошел, по мнению Татьяны Мазур, только благодаря волевому решению Никиты Белых: «Объект по сути дела был брошенный, и как бы там ни было, и кто бы что ни говорил, но со стороны бывшего губернатора это был шаг: такой разрушенный объект взять в областную собственность, понимая, что теперь все бремя реставрации понесет бюджет».

После этого была проведена большая работа по актуализации проекта здания, осуществлены все необходимые бюрократические процедуры, и в этом году, спустя долгие годы, дело сдвинулось с мертвой точки — началась активная фаза реставрации. Сроки ее окончания пока неизвестны, все будет зависеть от финансирования. Внутри особняка предстоит еще большая работа: в помещениях должны установить новое оборудование, создать атмосферные интерьеры в характерном для здания стиле. При этом дом Репина претерпит и изменения, актуальные для нашей эпохи. В частности, появится лифт для маломобильных граждан.



Дом купца И.С. Репина до и после реставрации

Зачем бизнесу старые дома?

В сложных экономических условиях государство, ограниченное в финансировании, зачастую рассчитывает лишь на частного инвестора, который мог бы под определенные условия отреставрировать какой-либо старинный дом. В Кирове есть ряд положительных примеров, когда предприниматель квалифицированно и с уважением к прошлому города реставрировал старинный особняк. Самые яркие подобные истории — дом купца Москвитинова (ул. Герцена, д. 1), дом купца Иуды Колошина (ул. Московская, 32) и дом купца Важенина (ул. Орловская, д. 15). Однако возникает логичный вопрос: а зачем все это надо самим инвесторам? Ведь процесс реставрации сложный, забюрократизированный и затратный. Для многих бизнесменов намного проще выстроить новый дом или современный торговый центр, что мы в большом числе и наблюдаем в центре города.




Дом купца Москвитинова (ул. Герцена, д. 1) до и после реставрации



Дом купца Важенина (ул. Орловская, 15) до и после реставрации

Денис Резуник, предприниматель, отреставрировавший Важенинский особняк, объясняет свою мотивацию стремлением сделать город более красивым. Он отмечает, что при реконструкции здания не столкнулся с существенными трудностями, а затратными стали только работы по восстановлению лепнины и декора фасада, а также внутренних частей здания.


Я часто бываю в старинных городах России и заграницей. И гуляя по ним, понимаю, что лицо города видно по сохранности исторического центра. Туристическая привлекательность города зависит от того, как он выглядит. Всем интересно, как жил город 200–300 лет назад. Мало кому интересно гулять среди многоэтажек. Это видно на примере таких городов как Таллин, Санкт-Петербург, Барселона, Лондон. Даже в Токио существует пятно с исторической застройкой. Эти места не дают трогать, соблюдая исторический облик старого города. У меня тоже раньше было потребительское отношение к городу, а сейчас, когда я могу как-то сделать его красивее, я стараюсь это сделать. Чтобы кировчанам и моей семье приятно было жить и гулять по нашему городу. Вот почему я попытался восстановить этот дом и дать ему вторую жизнь
Денис Резуник
Предприниматель

Нерадивые реставраторы

Далеко не все инвесторы трепетно относятся к сохранению облика исторических зданий. Наглядный пример — ситуация вокруг корпуса Гостиного двора (ул. Московская, д. 4). В 2011 году некий предприниматель совершил незаконную надстройку мансардного этажа, из-за этого здание начало разрушаться в марте этого года. Сначала раскрошился фасад, затем треснула капитальная стена. Причина разрушений — пресловутый третий этаж. Для того, что бы спасти здание мансарду необходимо снести, но сделать это невозможно, так как уже несколько лет не могут найти собственника третьего этажа. Елена Царева поясняет, что «в 2013 году пытались найти, кто это сделал, но никто привлечен не был, следственные органы не установили, кто виновен. В этот раз мы собирались комиссией с прокуратурой, УВД, ФСБ, приняли решение о возобновлении судебного разбирательства. И вот прошло какое-то время, и за неимением состава преступления они отступились от него. Сейчас мы там работаем с инвесторами и выдали необходимые разрешения на произведение противоаварийных работ». Комментаторы в социальный сетях, реагируя на анекдотичную ситуацию с «неуловимым» собственником третьего этажа, предлагают надзорным органам поступить «по-собянински» — начать снос мансарды, а там, глядишь, и ее владелец объявится.

Гостиный двор на ул. Московской, 4

Кстати, это не единственный случай негативного влияния инвестора на состояние объекта культурного наследия. Так, в октябре 2014 года следственными органами было возбуждено уголовное дело по факту повреждения дома Еськовой (ул. Ленина, д. 55). Здание пострадало из-за незаконных строительных работ, которые изменили объемно-пространственные композиции интерьеров дома. Разрешения на работы у подрядчика не было, расследование уголовного дела находилось на контроле у прокуратуры.

Главный архитектор фирмы «Анфилада-Р» Евгений Скопин считает, что ответственных инвесторов, готовых восстанавливать старые дома по всем существующим правилам и законам, в Кирове очень мало: «Не все понимают задачу, воспринимают здание как обычный дом. А ведь это памятник, здесь нужно соблюдать определенные требования, подходы, например, не надо пробивать дверей и окон там, где их раньше не было, не надо загромождать фасад дурацкой рекламой». Архитектор отмечает, что в Москве есть дизайн-код, и собственники не могут нарушить композицию фасадной части дома, в то же время в Кирове, несмотря на наличие соответствующего закона, у многих старых зданий буквально не видно фасада из-за обилия висящих на нем пестрых рекламных баннеров.

Возрождение храмов


Царево-Константиновская церковь

Все постсоветские годы в областном центре шли серьезные работы по реставрации старых вятских храмов и церквей. Новую жизнь обрели Царево-Константиновская (Знаменская) церковь, храмы Преображенского женского монастыря, Трифоновова мужского монастыря, храм Иоанна-Предтечи. В настоящий момент идет реставрация Спасского собора. По мнению Евгения Скопина, за исключением Ахтырской кладбищенской церкви, которая по-прежнему служит техническим сооружением при областной больнице, все остальные культовые постройки удалось восстановить. В качестве перспективы развития Скопин предлагает заняться воссозданием ряда утраченных в 1930-е годы соборов. По мнению проектировщика, центр Кирова «нуждается в вертикалях и в постройках, которые могли бы его по-настоящему украсить. Например, Покровский храм или Пятницкая церковь на берегу, можно их восстановить, после разрушение храма на его месте до сих пор пустырь».
В свою очередь, Елена Царева считает, что в областном центре ситуация с восстановлением храмов намного лучше, и сейчас стоит уделить внимание районам Кировской области, где многие храмы увядают и нет понимания, как спасать эти православные святыни. Пока надежда только на энтузиастов и благотворителей. Например, настоятель Троицкой церкви села Медяны протоиерей Андрей Дудин завершил уже второй сезон восстановительных работ в храме. Процесс реставрации церкви он активно освещает на своей странице в Facebook, фактически ведя краудфандинговую кампанию. «Всем, кто принимал участие в этих трудах, низкий поклон и сердечная благодарность. Ваши пожертвования на банковскую карточку обеспечили стройку стройматериалами: 14 500 штук кирпича, 120 мешков цемента, 30 тон песка, работа техники и др.», — пишет Андрей Дудин, подводя итог летнему сезону строительных работ.


Церковь в селе Медяны Юрьянского района, 2012 год

Бюрократия и Спасский собор


Реставрация Спасского собора, ноябрь 2016 года

В областном центре тем временем набирает ход реставрация одного из старейших православных храмов региона — Спасского собора. С этой целью в конце декабря 2015 года, по благословению митрополита Вятского и Слободского Марка, был создан благотворительный фонд «Восстановление Спасского собора г. Кирова». Активисты используют большой набор методов для сбора средств под нужды реставрации. Например, 23 октября в городе прошел благотворительный концерт с участием популярной вятско-питерской группы «Торба-на-Круче». Все собранные средства пошли в благотворительный фонд. Настоятель собора Петр Машковцев оценивает сметную стоимость восстановительных работ примерно в 52 миллиона рублей. Основные сложности при реставрации (помимо материальных) заключаются в нехватке информации по храму, по строительству и планировке которого не сохранилось никакой документации (проекта, описания, фотографий интерьеров). Поэтому многие работы проводятся почти наугад, без каких-либо исторических подтверждений.
Петр Машковцев также сетует на бюрократические проволочки и критикует государственные органы за пассивную позицию.


Храм является памятником архитектуры, поэтому все действия надо согласовывать с местным министерством культуры, в итоге многие вопросы просто вязнут в бумажной волоките, не могут разрешиться из-за запутанных законных актов, друг другу противоречащих. От государства поддержка очень слабая, так как местная власть настроена практически только на бумажные отписки, но никак на созидательный труд. Если сама власть не заинтересована в возрождении культурных объектов, то это ощущается в том, что больше создается препятствий в работе, нежели помощи.
Петр Машковцев
Настоятель Спасского собора


По словам настоятеля Спасского собора, реальная помощь сейчас ощущается только от представителей бизнеса и различных общественных организаций. Помогают и простые люди. Так, в апреле 2016 г. кировские СМИ сообщили о том, что 86-летняя пенсионерка Нина Комарова пожертвовала собору 4 миллиона рублей.

Спасение дома
архиерейских певчих

Многие старые дома в центре старой Вятки имеют непростой юридический статус: фактически они являются важными памятниками культуры и градостроительства, но на бумаге таковыми не значатся, так как не входят в соответствующие реестры. Остроту ситуации показала история со старыми домами по Динамовскому проезду № 26 и 28. В конце 2015 года стало известно, что городская администрация приговорила к сносу здания, входящие в комплекс построек архиерейского двора. Общественность попыталась отстоять здания, имеющие значительную историческую ценность для застройки города. В результате «Дом архиерейских певчих» по Динамовскому проезду, 26 был включен в перечень выявленных объектов культурного наследия. Однако теперь у дома очень сложный юридический статус — он и памятник истории, и аварийный объект. Этот дом нельзя снести, но и что с ним делать дальше тоже непонятно. На какие средства проводить реконструкцию? Собственники квартир в доме отказались ждать его ремонта и намерены выбрать себе другое жилье.

Вид на «Дом архиерейских певчих
Ситуация во многом практически тупиковая. Елена Царева считает, что «можно произвести замеры здания, сформулировать архитектурные требования с тем, чтобы его снесли и сделали на его месте в тех же параметрах с соблюдением архитектурных решений новое здание». Однако нам еще неизвестны подобные примеры, когда воссозданное здание в полной мере повторяло оригинал. В тоже время среди жителей дома не наблюдается полного единства: одни выступают за снос дома, другие жалеют его.


Заехал в дом в 1983 году, с тех пор там не было никакого ремонта, только оштукатурили и покрасили лестничную клетку и коридоры. Кровлю меняли в 1989 — 1990 гг., с тех пор нерадивые работники, убирающие снег, наделали в ней дыр. Считаю такой подход по отношению к старинным домам просто кощунственным! Получается, администрация дождалась, пока дом станет аварийным, и решила расселить всех, а дом продать».
Олег Демышев
Житель дома архиерейских певчих

Демышев считает, что старый центр города нужно вообще оградить от какой-либо застройки и только сохранять и содержать старые дома, заниматься реконструкцией и благоустройством.


Возвращение
капитального ремонта

Помочь в поддержании в надлежащем состоянии подобных домов мог бы механизм капитального ремонта. С недавнего времени многоквартирные дома, имевшие статус памятника, были исключены из системы капремонта. Самым удорожающим моментом в реконструкции таких домов является разработка проектно-сметной документации лицензионными фирмами и проведение ремонтных работ. Министерство культуры провело ряд встреч и консультаций с представителями фонда капитального ремонта, министерствами госимущества и жилищно-коммунального хозяйства по этому актуальному вопросу. Они достигли определенных договоренностей, выработали документы и в начале лета представили их Правительству Кировской области.

После прихода в правительство новой команды управленцев во главе в врио губернатора Игорем Васильевым министерство культуры снова подняло данную проблему. Елена Царева отмечает: «Сейчас мы обратились к новому заместителю правительства, который курирует наше направление с просьбой вновь вернуться к рассмотрению этого вопроса и получили согласие. Мы возобновим, актуализируем информацию и соберем все заинтересованные стороны. Если мы даже по 2–3 здания в год будем делать, это все равно в определенном смысле результат». Однако некоторые спикеры скептически относятся к подобной инициативе. Например, эксперт Общественной палаты Кировской области в сфере ЖКХ Андрей Воробьев считает, что в связи с дефицитом областного бюджета без финансовой поддержки от федерального центра этот механизм работать не будет.

Сверхпроекты
и туманные перспективы

Кафедральная площадь, 1900-1905 гг. Фото: Сергей Лобовиков

Общепринятой является практика масштабных изменений города к той или иной памятной дате. В скором времени у Кирова будет юбилей, под который еще несколько лет назад разрабатывались глобальные проекты изменения облика областного центра. В том числе и по реконструкции старых зданий. Татьяна Мазур в этом контексте указывает на популярное среди интеллигенции предложение снести стадион «Динамо» и восстановить Кафедральную площадь. «Дмитрий Драный (С 2012 по 2014 гг. — глава администрации г. Кирова. — Прим. ред.) „бился" за то, что б к 650-летию построить новый стадион в Вересниках, а „Динамо" убирать. Но здесь мы утыкаемся в федеральную собственность МВД. У Драного был проект реконструкции площади, тогда бы здания исторические вокруг него были бы приведены в порядок и монастырь. Площадь заиграла бы на 100%. А Москва сразу же вычеркнула все, что на реконструкцию шло, все было убрано в первую очередь. А ведь это было бы на века, раскрыть поколениям как было в Вятке».

Из-за экономического кризиса подобные «суперпроекты» теперь выглядят совершенно утопичными, хотя интеллигенция по-прежнему вынашивает планы и реконструкции Кафедральной площади, и восстановления Александро-Невского собора и многие другие интересные, но финансово затратные идеи.
Что же будет дальше с проблемой реставрации старых зданий в Кирове? Вопрос остается открытым. В министерстве культуры отмечают, что ждать больших финансовых вливаний в реставрацию объектов культурного наследия не стоит из-за очень сложной ситуации с региональным бюджетом. У чиновников останутся механизмы привлечения инвесторов, есть возможности усилить направление по капитальному ремонту старинных зданий, какие-то объекты могут быть переданы в федеральную собственность. Многое будет зависеть и от нового руководства области: будет ли находится вопрос сохранения историко-культурного наследия в актуальной повестке дня, либо скатится на ее периферию в качестве второстепенной проблемы.


Фото в тексте: twimg.com, devyatka.ru, kirovnet.ru, progorod43.ru, livejournal.com/kasanof,
личный архив А. Галушко, А. Кирюхина, А. Дудина

Оригинал
Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Комментарии отсутствуют
Пожалуйста ответьте на вопрос, который Вы видите на картинке.