Иногда мне пишут самые разные люди, предлагают организовать прогулку-экскурсию в каком-нибудь «экзотическом» районе Кирова. Например, в Вересниках. Кстати, почему бы нет? Уверен, что везде есть масса всего любопытного и интересного, много неизученных исторических аспектов.
И вот яркий пример. На днях Игорь Багин (Igor Bagin), который последние годы весьма углубленно занимается изучением своей родословной, рассказал такую историю. Его дядя Николай Вольф в советский период выступал в соревнованиях русских троек. У него была одна съеженная упряжка, то есть 3 лошади, которые побеждали практически во всех состязаниях, в которых участвовали. Сам Вольф был личностью во многом легендарной. Он даже в кино снялся вместе со своими верными лошадьми.
Вольфа часто можно было встретить на вятском ипподроме, который в 30-е годы прошлого века перенесли в поселок Вересники. Дорожка кировского ипподрома была в СССР одной из лучших, и каждые выходные проводились соревнования областного и краевого уровня.
У Николая Вольфа был в упряжке любимый конь по кличке «Пионер», его очень ценили, холили и лелеяли. Но во время одного из выездных мероприятий в другом городе конь внезапно умер. Для вятских конников это была настоящая трагедия. Тогда спортсмены решили перенести его сердце и голову обратно в Киров, захоронить на ипподроме и установить на этом месте памятный знак. Так и было сделано.
Прошло много лет, мы с Игорем решили посмотреть, остался ли этот мемориал и поехали на небольшую велоэкспедицию по районам ДОК-Лесозаводская-Вересники. Местные жители были весьма расположены к общению и старый ипподром мы нашли достаточно легко. Любопытно, что грустный станционный смотритель, к которому мы обратились за помощью, уверял нас, что могила коня Вольфа сохранилась. Однако, обнаружив бывшее поле ипподрома, мы нашли его в максимально запущенном и увядающем состоянии. Кое-как просматривались беговые дорожки, уже давно заросшие густой травой. Старая будка смотрителя ипподрома стоит уже много лет в руинах. Все, что было в этом районе ценного – давно по русской традиции растащили, даже песок и тот вывозят.
Могилы лошади Вольфа мы не нашли. Встретили сотрудника бывшего ипподрома, весьма колоритного мужчину, который в красках нам рассказал, как умирал спортивный комплекс. Историю про коня Вольфа он помнил смутно, все-таки дела давно минувших дней. Я обратил внимание, что у него были обожженные руки, в каких-то язвах или коростах. Сотрудник ипподрома что-то долго и энергично рассказывал Игорю, про то, как раньше было весело на скачках и какие роковые девушки становились спутниками конников. Я к этому спитчу быстро потерял интерес и смотрел, как за бывшим ипподромным полем и двухэтажными бараками Вересников виднелись гигантские новостройки в южном районе города. Просто какие-то два мира, живущие опосредованно друг от друга.
Потом мы еще долго колесили вокруг бывшего района ипподрома. Наконец, набрели на несколько покосившихся бараков. У крыльца одного из них стояла пожилая дама с ребенком. Мы подошли и спросили про Вольфа и могилу его любимого коня. Женщина искренне обрадовалась и сказала, что давным-давно знала Вольфа, да и коня его помнит. Она подтвердила, что история с мемориалом не байка, а правда. Хотя сейчас следы его уже пропали. Сам Вольф уехал в Чехию, женщина просила передать ему привет. Когда-то очень давно старший брат этой дамы также выступал в соревнованиях троек. Но в его арсенале не было быстроногого «Пионера».
Я сделал снимок: женщина стоит с Игорем и маленьким мальчиком на пороге деревянного барака. Спрашиваем, как вы тут живете вообще? Это же не дом, а руины самые настоящие. Говорит: «Так и живем, весной чуть не уплыли, Венеция да и только». Рядом бывшая газовая станция, давно заброшенная, теперь площадка для сушки ковров. Деревянные тротуары, горы мусора в соседнем пролеске, руины домов-деревяшек….
Наверное, старый конник Вольф уже давно отвык от таких «пейзажей». А мы – нет.
Когда ехали обратно «в город» вспомнил, как в прошлом году мне рассказали, будто на месте старого ипподрома может появиться «Галактический парк» - огромный спортивно-развлекательный комплекс, где бы дети могли погрузиться в космическую одиссею по полной программе. Да уж, путь из Вятки в космос короток, но не настолько, наверное.
P.S. В качестве бонуса: «Любители рысистых испытаний заполняют по воскресеньям Кировский ипподром». Рисунок художника В. А. Шикалова из справочника «Город Киров» (Кировское книжное издательство, 1959 год).
Оригинал