Готово-выборный баян
05.08.16
Андрей Зорин
председатель Кировской региональной организации Российского общества политологов (РОП), координатор Экспертного Совета журнала «ТДТ»
Смена первого лица в Кировской области кардинальным образом изменила предвыборный политический расклад.
18 сентября в Кировской области избираются не только депутаты в Государственную Думу по двум одномандатным округам и по партийным спискам, но и состоится избрание нового состава Законодательного собрания области (ОЗС) – также по партийным спискам и одномандатным округам. Кроме того, в этот день будут избраны представительные органы власти во всех районах и городах (исключение – город Киров), появятся там и новые главы.
Ожидания и совпадения
Предвыборные кампании ещё в начале июня ожидались достаточно прогнозируемыми. В области выстроилась система, основанная на договорённостях и взаимных обязательствах местных групп влияния, правительства во главе с Никитой Белых и федеральных структур. Депутатские места в Госдуме по одномандатным округам должны были отойди представителям «Единой России» (Рахим Азимов, Олег Валенчук), списки «ЕР» для повышения её привлекательности укрепились кандидатами от Общероссийского народного фронта, а проверка мобилизации сторонников «партии власти» и работоспособность её оргструктуры прошла в период праймериз. КПРФ и ЛДПР должны были получить свои проценты голосов на уровне прошлых лет, меж тем как «Справедливая Россия» особых ожиданий не вызывала – её практически списали с федерального политического Олимпа, под сомнения ставилось даже прохождение 5%-ного барьера. Из «СР» – в рамках российских трендов – ушли в «ЕР» представители «Уралхима», крупнейшей компании на территории области. Вмешательства в так называемую федеральную повестку со стороны местных элит и экономических субъектов не ожидалось: её в любом случае на всю страну диктуют телеканалы, действия правительства и президента.
Куда важнее – выборы в Законодательное собрание области. Вопрос местного парламента важен для любой исполнительной власти. Особенно в области, где предыдущий созыв едва не отправил губернатора в отставку, а необходимое большинство депутатов от «ЕР» сокращалось по весьма дурному – уголовному – поводу. По одномандатным округам в ОЗС основное внимание было уделено самым ресурсным, узнаваемым кандидатам, имеющим хорошую электоральную историю. Их прохождение от «ЕР» было достаточно прогнозируемым. Партия укрепилась однозначным определением Дмитрия Мазепина, собственника ОАО «Уралхим», ресурсы которого сконцентрировались в одном направлении: депутаты ОЗС Валерий Метелёв, Сергей Момцемлидзе и Елена Перминова покинули «Справедливую Россию» и пошли в местный парламент уже от «ЕР». Одновременно от «Уралхима» есть кандидат и в Госдуму по одномандатному округу – Рахим Азимов.
В списках партии по одномандатным округам стало заметно возросшее влияние «группы Крепостнова»: сохранение позиций кандидатов, успешно отработавших в предыдущем составе, а также новые лица – депутаты Кировской городской думы, чьи имена связывают с Валерием Васильевичем, а также руководители «подконтрольных» ему компаний (Иван Строй, Александр Булдаков, Дмитрий Никулин, Андрей Попов и др.). Были видны некоторые намерения и по будущему внутреннему устройству ОЗС: в списке кандидатов оказался Николай Коев, заместитель министра внутренней и информационной политики Кировской области, отвечающий за местное самоуправление.
Некоторое неудобство для «ЕР» вызывал только факт выхода из партии бывшего руководителя регионального отделения (возглавлявшего список на выборах в ОЗС в 2011 году) Василия Сураева и его возможное участие в кампании.
По договоренности с губернатором в Заксобрании также могла появиться фракция «Яблока» – с учётом, опять же, федеральных тенденций. Вроде бы всё было понятно: «ЕР» получает максимальную поддержку по всем направлениям со стороны СМИ, местных администраций, руководителей бюджетных организаций (тем более что на уровне районов тоже проходят выборы) и получает необходимое большинство.
КПРФ свою основную тему областной кампании обозначила достаточно рано и внятно: борьба с коррупцией в региональном правительстве, возглавляемом Никитой Белых. На этой теме они пытались увести к себе весь протестный электорат вне зависимости от политических взглядов и идеологических предпочтений. Поэтому главная линия противостояния намечалась между «ЕР» (вкупе с правительством Белых) и КПРФ. Для снижения рейтинга коммунистов, которые умудрились на выборах в ОЗС в 2011 году победить на территории города Кирова, готовилась «Коммунистическая партия «Коммунисты России», похожая на КПРФ до степени смешения.
Но тут вмешался пресловутый «Б-фактор» – задержание и арест губернатора Никиты Белых, которые были обставлены аккурат в стиле знаменитого эстрадного шоу «Х-фактор». Вся выстроенная система зашаталась в ситуации неопределённости. Начались неожиданности, проявились некоторые важные нюансы.
Корректировка сценария
Самая оперативная реакция последовала именно со стороны правящей партии. Руководитель регионального отделения «ЕР», глава города Кирова Владимир Быков сразу же отмежевался от слов Никиты Юрьевича, что взятые им наличные евро предназначались для нужд города, заявив, что в городскую казну средства от губернатора доселе не поступали. Во избежание потери голосов по федеральному списку (губернатор избирался при поддержке именно «ЕР», партия своего кандидата не выдвигала), Кировскую область включили в региональную группу «нейтральных» по отношению к Никите Белых субъектов федерации – без Пермского края. Во главе группы поставили Олега Валенчука, который, кстати, в праймериз не участвовал.
Подготовка к соперничеству с КПРФ, которая собиралась вести кампанию в борьбе с Никитой Белых, в силу «Б-фактора» потеряла свою актуальность. Вариант КПРФ: «мы же говорили, предупреждали», – обращён в прошлое, а не в будущее избирателя. Тем более, было неизвестно, кто станет новым главой и какую чистку правительственных структур он проведёт. Да и у «Коммунистов России» со списком проблем не возникло: надёжные члены партии из Татарстана заявились на депутатство в Кировской области под присмотром своих людей из областного штаба студенческих строительных отрядов и областного совета ветеранов.
Но неожиданно нарисовался другой соперник – «Справедливая Россия». Затянувшаяся неопределённость с главой региона тоже добавила на некоторое время нервозности. Ситуация разрешилась с назначением вр.и.о. губернатора Игоря Васильева, человека для «ЕР» совсем не чужого. Но новый глава не обозначил своих намерений по решениям в хитросплетениях и интригах отношений местных баронов, их партийных структур и правительства. Перед ним в качестве первоочередной была поставлена совсем другая задача: выборы в Государственную Думу и, что ещё более важно, повышение репутации региональной власти в глазах избирателей после «случая» с предыдущим губернатором.
Оппозиция без оппозиционности
Существенная проблема начавшихся выборов в Законодательное собрание – при только что назначенном вр.и.о. губернатора – встала, прежде всего, перед оппозиционными партиями: как встроенными в парламентскую систему, так и находящимися вне её. Критика регионального правительства? Нелогично, так как оно явно сменится, а все претензии и упрёки будут похожи на кляузы или наказы для вр.и.о., при том что другая линия в социально-экономической политике правительства пока не обозначена. Критика правящей в области партии? Но там тоже произойдут изменения: очевидно, что такой влиятельный в «ЕР» человек, как Игорь Васильев, местное отделение явно отформатирует под себя. Против чего или кого выступать? Остаётся – лишь против конкретных персонажей.
В результате основной нерв кампании по выборам в ОЗС переместился в плоскость противостояния «ЕР» и «СР». В этом её заметное отличие от федеральной кампании. Чем же таким отметилась Кировская область? Персональным составом списка и одномандатниками, идущими от «СР». Во-первых, через эту партию в выборах участвует Василий Сураев, вышедший из «ЕР» бывший руководитель отделения. Василий Куприянович – человек весьма уважаемый и авторитетный в среде политической и бизнес-элиты, узнаваемый среди населения как директор Кировского молочного комбината, чья продукция популярна. Он неоднократно избирался как в городскую думу, так и в ОЗС. Во-вторых, через «Справедливую Россию» пошёл на выборы Михаил Скворцов, тоже депутат Законодательного собрания, избранный ранее от КПРФ, – и тоже авторитетный в элитах, узнаваемый предприниматель. От «СР», наконец, заявлен Валерий Туруло, депутат ОЗС от КПРФ, убеждённый коммунист, ярый оппонент политики регионального правительства и «ЕР». Потеряв ресурсы «Уралхима», партия приобрела людей, выступавших против политики «группы Крепостнова», которая, по их мнению, доминировала не только в «ЕР», но и в региональном правительстве. Для самой политической системы, сложившейся в области, такой персональный состав стал дополнительным свидетельством, что партийные структуры являются не более чем инструментом для приобретения политического веса и влияния.
Показателем нервозности «ЕР» стали материалы, заполонившие все СМИ о «СР» как «партии перебежчиков» и постоянное муссирование темы. Ожидаемо, что к этому вопросу, чем ближе будет день голосования, «ЕР» вернётся ещё неоднократно, – особенно, если Василий Сураев позволит себе приоткрыть завесу над внутренней жизнью раннее возглавляемого им отделения. Жаль только, что собственно в предвыборной кампании «СР» корреляции федеральной повестки с региональной не произошло. Уличные опросы, наглядная агитация ориентированы именно на федеральный список, в то время как для Кирова региональная проблематика – особенно при таком персональном составе местного списка «СР» – являлась бы более актуальной и понятной. Увы: уличные агитаторы по-прежнему просят поддержать отставку российского правительства, подписаться против налогообложения по кадастровой стоимости и пр.
КПРФ тоже напрягли «ЕР» своим персональным составом. И, прежде всего, наличием в списке под вторым номером экс-главы департамента образования области Анатолия Чурина, чей авторитет в учительской, интеллигентской среде неоспорим. Попытки административного воздействия на его участие в выборах успехом не увенчались – как-никак, пенсионер. Однако, думается, найдутся в списке КПРФ и другие кандидаты, против которых оппоненты начнут именно персональную работу – как индивидуальную, так и при помощи СМИ, листовок и плакатов.
ЛДПР сохранила традиционность в своих приёмах предвыборной кампании, агитируя за контроль и порядок. Список и кандидаты неожиданностью не стали – в отличие, к примеру, от выборов 2006 года, когда депутатами Заксобрания от ЛДПР стали Олег Валенчук и представители близких к нему структур. Возглавил нынешний список либерал-демократов в ОЗС лично Владимир Жириновский, неоднократно бывавший в регионе и достаточно популярный здесь политик. Однако без прокола и здесь не обошлось: партии пришлось снять с выборов по одномандатному округу в Госдуму депутата Заксобрания Николая Дубравина, что стало несколько неожиданно для технологичной в своих кампаниях партии. Некоторые эксперты увидели в этом решении стремление сыграть на руку кандидату от «ЕР» Рахиму Азимову, чтобы не оттягивать на себя необходимые ему голоса.
Если говорить о списке «Яблока», то он – и это бросается в глаза – был, безусловно, сформирован при участии Никиты Белых, о чём, в частности, свидетельствует наличие в нём группы кандидатов из Пермского края, а также людей из системы ЖКХ и экспертов НКО. При этом местное отделение партии не смогло, видимо, отреагировать на «Б-фактор» и зарегистрировало список в его первоначальном виде. Единственным любопытным фактом стало возвращение в «яблочную» плоскость – и регистрация в качестве кандидата – Николая Целищева, директора лицея информационных технологий №28, депутата ещё второго созыва Заксобрания (в то время – Областной думы), известного в образовательной среде человека.
По линии этой партии в ОЗС идёт и Артур Абашев, позиционирующий себя как индивидуальный предприниматель, а не как известный общественный деятель. Именно он вышел в одиночный пикет против ареста Никиты Белых – и это не смотря на то, что на пике белыховского правления лично организовывал «похороны» бывшего либерала.
Кроме упомянутых партий, на выборы в ОЗС заявились региональные отделения «Родины», «Патриотов России», партии «Зелёных» и «Рот Фронта». Однако участие в выборах непарламентских партий – особенно в условиях кировской реальности – требует отдельного анализа.
Репутация власти, доверие и коалиции
При назначенном вр.и.о. губернатора и ожидаемых от него изменениях в правительстве и местных администрациях предвыборная кампания не смогла перейти в открытый референдум доверия региональным властям. Сценарий, который рассматривался в самом начале кампании, – особенно с подачи КПРФ, – реализовать не удалось. Не происходит и однозначного объединения фигуры вр.и.о. с «Единой Россией», на которую можно было бы перевести все проблемы региона. Население связывает свои надежды в решении проблем с «человеком Путина». Перенос на местные выборы федеральных тем также выглядит неубедительно: где Москва – и где мы? и что нам до российского правительства, когда на дворе время садов и огородов, от которых зависит, как перезимовать! Оппозиционные партии не смогли задать собственные повестки дня, чётко обозначить местные, понятные на конкретных территориях конкретных сёл и городков темы – и обозначить свою чёткую, конкретную по этим темам позицию.
При этом «ЕР», КПРФ и ЛДПР достаточно точно работают со своим «ядром избирателей», с завидной регулярностью приводя их на избирательные участки в день голосования. Они имеют для этого отработанные механизмы, структуры, коммуникации и даже формы контроля. Для «СР» и других партий это явная проблема, поэтому они рассредоточены на всех, а так в выборах не бывает – приводить на избирательный участок необходимого своего, а не чужого избирателя. При таком раскладе призыв идти на выборы для «СР» и непарламентских партий увеличивает их шансы быть избранными. Ну, или, по крайней мере, снижает заданную прогнозируемость результатов при явке в пределах 30-35%.
Перед протестным электоратом, которого весьма опасаются правящие классы в условиях экономического и социального кризиса, выбор тоже стоит не слишком очевидный. Идейные коммунисты и левые оппозиционеры раньше голосовали за КПРФ, а сейчас здесь ещё и «Коммунисты России» и «Рот Фронт». Для патриотически настроенных граждан существенное отличие есть только у «Яблока», которое не признаёт законность воссоединения Крыма с Россией. Коалиции и договорённости по координированным кампаниям не сложились.
Разве что «СР», – и это заметно, – пытается через конкретные персоналии продемонстрировать свою «истинную» оппозиционность. Но, повторюсь, это было актуально при прежнем правительстве и прежней «ЕР», где явно ожидаются изменения. А впереди ещё целый месяц предвыборной кампании.
Оригинал
много слов,из которых неясно:расклад в озс останется прежним или позиции ер ослабнут?Ответить
Уж лучше бы этот пресловутый политолог молчал..невостребованный клоунОтветить