Того города Кирова, который мы видим сегодня, вполне могло бы и не быть. Архитекторы 30–50-х гг. XX в. проектировали его совершенно другим. Он должен был быть огромным, ярким и солнечным, с улицами шириной в 40 метров, с садами и скверами в каждом квартале, с оригинальными зданиями и учреждениями, с уникальными масштабными проектами.
Пост о том, каким мог бы, но не стал наш город.
В 2011 г. в Государственном архиве Кировской области (ГАКО) были выявлены и представлены широкому кругу лиц уникальные проекты кировских архитекторов 30–50-х гг. XX в. Этот период времени по праву считается романтической эпохой для вятского градостроительства и архитектуры. Молодая команда зодчих под руководством ленинградского архитектора Н. И. Козлова всерьез занималась проектированием областного центра с точки зрения новых подходов и веяний. Рассматривая их проекты и чертежи, легко прийти к выводу, что того города, который мы видим сегодня, вполне могло бы и не быть. Архитекторы 30–50-х гг. XX в. проектировали его совершенно другим. Он должен был быть огромным, ярким и солнечным, с улицами шириной в 40 метров, с садами и скверами в каждом квартале, с оригинальными зданиями и учреждениями, с уникальными масштабными проектами. Документы, хранящиеся в ГАКО, дают возможность представить каким мог быть наш город, если бы все задумки Н. И. Козлова и Ко удалось воплотить в жизнь.
Воротами города должен был быть речной вокзал. В настоящий момент его как такового в Кирове нет вообще по причине того, что река очень сильно обмелела и система пассажирских и товарных перевозок фактически умерла. Но в 1940-е гг. Козлов считал, что речной вокзал должен быть красивым и изысканным сооружением, чтобы привлекать взоры как горожан, так и тех, кто приезжал в областной центр. Сама река должна была стать очень мощной транспортной артерией, даже городские овраги планировалось сделать ее притоками, а катера и лодки подплывали бы к самой улице Ленина. Обратите внимание также на верхнюю часть эскиза Никиты Ивановича: здания по набережной Грина тоже должны были выглядеть совсем иначе, более эстетично и ярко. Вот такое сооружение планировалось построить:
По замыслу архитектора Козлова улицы города должны были стать широкими, комфортными бульварами, по краям тротуаров планировалось высадить большое количество зеленых насаждений для создания благоприятной экологической ситуации. Это должен был быть город-сад, утопающий в зелени. Вот так могла бы выглядеть улица (проспект) Карла Маркса:
А вот так виделась архитекторам улица Ленина, на рисунке — перекресток с улицей Герцена:
Как видите, часть старых домов по правой стороне улицы планировалось уничтожить для создания больших масштабных зданий. Вместо городских оврагов Козлов хотел сформировать систему водоемов для того, чтобы горожане могли кататься на лодках прямо в центре города. Обращают на себя внимание и мелкие, но крайне важные детали обрамления городских улиц: ровный асфальт, скульптурные композиции, арки, шпили на домах и т. д.
Одним из самых масштабных проектов 1940-х гг. был план создания в городе нового ботанического сада. По эскизному проекту Н. И. Козлова главный вход в сад должен был выглядеть так:
Архитектор Козлов в статье в газету «Кировская правда» от 29 сентября 1945 г. отмечал, что ботанический сад должен стать крупнейшим научно-исследовательским и научно-просветительным центром, живым музеем растительного мира и местом культурного отдыха горожан. Территория ботанического сада должна была составить 60 гектаров, по своим размерам он проектировался в 12-13 раз больше чем современный Александровский сад. Н. И. Козлов и академик Н. Рудницкий выбрали для создания сада огромную территорию в пределах улиц Горького — Комсомольской — Карла Маркса — Воровского. Планировалось построить восьмигранное с высоким (до 10 метров) стеклянным куполом здание тропической оранжереи, лабораторию, музей и кинотеатр. Общая сумма капиталовложений в строительство сада должна была составить, по примерным подсчетам, 12 миллионов рублей. 2 октября 1945 г. проект ботанического сада был утвержден исполнительным комитетом Кировского городского Совета депутатов трудящихся, однако построить его из-за сложной экономической ситуации после Великой Отечественной войны не удалось.
Все в той же газетной статье от 29 сентября 1945 г. Козлов писал: «На Октябрьской улице, в пересечении её с улицей Воровского, расположен главный вход в сад. Здесь — площадка для стоянки автомашин, портик, колоннада. От входа идёт, разрезая сад, центральная аллея с главной площадкой посредине». Таким образом, известный нам перекресток Октябрьского проспекта и улицы Воровского мог бы выглядеть совсем иначе.
Еще один масштабный проект касался создания нового городского колхозного рынка. По задумке Н. И. Козлова, рынок должен был располагаться примерно там, где сейчас находится современный Центральный рынок, но на проектах архитектора-художника он выглядел, конечно же, совсем иначе. В Государственном архиве Кировской области удалось найти эскизы и рисунки Козлова, на которых ярко видна суть его задумки. Все документы относятся к периоду 1940–1942 гг. Вот так Козлов видел центральный вход на рынок:
Кроме центрального, у рынка должны были быть и побочные входы с различных сторон. Как и во многих других своих проектах, Н. И. Козлов предполагал наличие у мест торговли большого количества зеленых насаждений, строительство небольших эстетически привлекательных башенок и других элементов декора. А вот так, по задумке Н. И. Козлова, должна была выглядеть такая, вроде бы, банальная конструкция, как овощной павильон:
На рисунке он больше напоминает некую прогулочную террасу. Здесь уместно вспомнить отрывок из рукописи «Город в ближайшем будущем», где архитекторы Козлов и Громаковский мечтали о том, дабы «…яблоки, груши, виноград, стали обыденным явлением для жителей г. Кирова». Сбывать данные товары было бы удобно на таком большом и приятном рынке, как на рисунках Н. И. Козлова.
Проекты архитекторов касались всех сфер жизни горожан. Вот, например, каким Козлов хотел видеть главный стадион Кировской области — «Динамо»:
Проектировался небольшой уютный стадиончик, однако городу была нужна большая, громоздкая универсальная арена. В итоге появилось 10-тысячная «чаша» стадиона «Динамо», которая в несколько измененном, но близком к оригиналу виде существует в Кирове до сих пор, а проект Козлова был «убран в стол».
В 30–50-х гг. XX в. даже простые городские дома планировалось строить в достаточно оригинальной манере, украшая их замысловатым декором и скульптурными композициями. Каждый дом должен был быть с одной стороны индивидуальным, необычным творением, а с другой — частью тщательно разработанного архитектурного ансамбля. Вот примеры жилых домов, которые проектировались Н. И. Козловым:
Многие здания проектировались Н. И. Козловым для застраивавшегося в послевоенный период Октябрьского проспекта. Собственно, Козлова можно назвать одним из его «отцов». Продолжая застройку Октябрьского проспекта к северу от улицы Розы Люксембург, он поднял существовавшую здесь малоэтажную застройку до четырех-пятиэтажной. Устроил бульвар по оси проспекта, разделив движение в противоположных направлениях. Не все здания удалось построить в том виде, в котором планировалось, но были и исключения. Вот яркий пример: проект дома по адресу Октябрьский проспект, 50, которое до сих пор украшает наш город:
Так оно выглядело после завершения строительства: в конце 50-х — начале 60-х гг. прошлого века:
Много было в ту эпоху проектов и идей у городских архитекторов. Существовали и просто фантастические инициативы с оттенком присущей той эпохе гигантомании. Например, по одному из проектов все входы на Театральную площадь должны были перекрывать огромные, высотой с 9-этажный дом, арки. К издержкам времени можно отнести и желание архитекторов снести уникальный особняк Булычева. Им виделось, что здание НКВД (ныне УВД) единым серым фасадом протянется вдоль улицы Ленина до сегодняшней филармонии.
На месте снесенного Александро-Невского собора предлагали построить «Клуб культуры промкооперации». За ним — создать сад, который выходил бы на самый берег и по берегу шел до Трифонова монастыря. Там архитекторы хотели разместить «Антирелигиозный музей». Внизу, у Вятки, виделись им стадион, ипподром и «семейные пляжи». В центре города у одного из оврагов Е. М. Громаковский и Н. И. Козлов предлагали построить огромное здание зверинца с экзотическими зверями.
К сожалению, всего этого в городе построено не было. Причина очень простая — недостаток финансовых средств. В послевоенные годы, когда ресурсы страны были истощены, строить подобные шедевры было невозможно. Об эстетическом облике тех построек, которые все-таки появились в советский период, можно спорить, однако в условиях того времени людям было необходимо в первую очередь жилье. Причем его должно было быть как можно больше. Увы, эстетические характеристики этих построек были намного ниже, чем у того, что проектировал Н. И. Козлов и его команда единомышленников. Кировские архитекторы были во многом романтики, мечтавшие сделать из заводского Кирова город-сад с рядом грандиозных построек в стиле архитектуры Санкт-Петербурга. К сожалению, это им не удалось, и сегодня мы имеем то, что имеем. От «города мечты» остались только проекты, чертежи, рисунки, рукописи архитекторов прошлого, которые еще требуют детального изучения. Пока же остается только любоваться на «другой Киров», удивительный город, которого уже никогда не будет. Именно этот процесс изобразил на своем рисунке 1940-х гг. Н. И. Козлов: архитекторы смотрят с галереи Центральной гостиницы на город Киров своей мечты:
Фото: ГАКО
Оригинал