Понадобилось некоторое время, чтобы сформулировать для себя результаты «марша маломобильных».
Мне стало ясно, что акция удалась, когда министр соцразвития Кирилл Лебедев съехал по швеллерам в подземный переход у ЦУМа. С помощью волонтера у него это получилось.
Но все-таки: зачем мы все это затеяли? Дело в том, что в обществе существует такая иллюзия: да у нас почти все в порядке! И чего эти инвалиды требуют, ведь то, что приспособят для них, будет неудобно всем остальным. Да и где они все? Ни разу в жизни не видел человека на коляске на наших улицах. А весь город все равно не переделать. Это очень дорого и, выходит, никому не нужно.
Вот эти стереотипы мы – организаторы акции организация родителей детей-инвалидов «Дорогою добра», Ленинское районное общество инвалидов и организация инвалидов с детства «Лучик» – и хотели преодолеть.
Прежде всего – про неудобство для остальных. Доступная среда, а точнее, сейчас уже обычно говорят об универсальном дизайне, создается для удобства всех жителей города. В Германии провели эксперимент: установили при входе в супермаркет пандус и посчитали, сколько человек им воспользуется. Оказалось, 50% всех посетителей. Ведь пандус удобен и мамам с колясками, и пожилым, и тем, кто просто устал шагать по лестницам, возвращаясь вечером с работы.
А людей с инвалидностью мы не видим их именно потому, что городская среда буквально не дает им прохода. Очень страшно выйти из дома, доехать до первого бордюра, да там и застрять. Особенно веселит транспорт. По городу ходит несколько низкопольных автобусов и еще поменьше троллейбусов. То есть человеку на коляске надо узнать, по каким маршрутам они ездят, в какие дни и по какому расписанию. Это примерно то же самое, что объявить всем жителям: с Филейки до вокзала вы можете доехать по понедельникам, средам и пятницам, а из центра на юго-запад по вторникам и четвергам. Устроит?
Что же касается «дорого» и «весь город не переделать», то никто и не ждет, что город станет доступным весь и сразу. Но постепенно, по мере ремонта существующих и строительства новых конструкций это вполне реально. Главное – поставить такую цель. Ведь сделать доступным, или частично доступным, или адаптированным для нужд людей с ограничениями по здоровью можно любую дорогу и любое сооружение, лишь бы возникло такое намерение. А подобрать индивидуальное конструктивное решение всегда возможно. Ведь главное, чтобы стала доступной услуга, за которой отправился человек с инвалидностью.
Кстати, первые результаты акции появились еще до ее начала. Когда областным и городским ведомствам стал известен наш маршрут, они в спешном порядке заменили на нем четыре бордюра, установили кнопку вызова у здания поликлиники Областной клинической больницы и повесили при входе в нее объявление, что пандус для колясок находится с другой стороны здания. Правда, все это было сделано не по нормативам, так что все равно придется переделывать.
Может быть, устраивать такие акции регулярно в разных частях города? Глядишь, и начнет что-то меняться.
И да, во время акции я тоже села в инвалидное кресло. И скажу вам: это правда тяжело. Наверное, со временем приноравливаешься, но сразу сесть и поехать – сложно. Не понятно, как поворачивать, как преодолевать бордюры, что делать, если тротуар выполнен под уклон, чтоб к обочине стекала вода, и тебя просто сносит на дорогу. Спасибо волонтеру Юрию, который не дал мне упасть, при необходимости придерживал коляску и направлял ее движение. Я крутила колеса изо всех сил и на ровном участке могла ехать со скоростью неторопливо идущего человека. Правда, этот ровный участок был выложен брусчаткой, и меня немного потряхивало, но это уже такие мелочи.
К сожалению, мы не смогли придумать, как проверить доступность города и учреждений для людей с ментальными нарушениями. Это у нас впереди. Но уже сейчас я уверена: доступность зависит от отношения к ней. Когда станет нормальным думать о людях с инвалидностью в первую очередь как о людях, а не о инвалидах, объяснять, чего мы хотим, для кого и зачем, станет проще.