2 апреля – всемирный день распространения информации об аутизме. Мы не хотим пересказывать факты, которые легко найти в гугле. Мы хотели бы рассказать о самых распространенных мифах, неверных стереотипах, с которыми сталкиваются родители детей с аутизмом и специалисты по проблемам аутизма в своей работе и изменить их.
Миф первый. Аутизма не существует, все проблемы этих детей от плохого воспитания.
Если бы все было так просто, многие родители детей с аутизмом были просто счастливы, ведь достаточно изменить способ воспитания, и проблема исчезнет. С другой стороны, тогда людей с аутизмом в мире сразу стало бы гораздо больше – кто из нас не уверен, что его воспитали «неправильно»?
К сожалению, аутизм – это действительно серьезное заболевание. Каждому 68 ребенку в мире ставиться диагноз «расстройство аутистического спектра». Аутизм – это нарушение, которое характеризуется целым спектром особенностей. Он мешает человеку общаться и строить отношения с другими людьми. Отклонение также проявляется в следовании жесткому режиму и многократном повторении действий, например, навязчивом желании приводить в порядок вещи или следовать строго определенному режиму. Симптомы могут варьировать от очень незаметных до весьма серьезных.
Миф второй. Аутизм придумали врачи, чтобы скрыть свою некомпетентность, когда они не могут поставить ребенку правильный диагноз.
Это продолжение предыдущего мифа. На самом деле, в нашей стране врачи долгое время избегали ставить диагноз «аутизм», предпочитая писать в карте ребенка любые другие диагнозы, кроме этого. И у родителей довольно долго могло сохраняться представление, что с их ребенком все в порядке, надо только с ним побольше позаниматься. Но так упускалось очень важное время, когда можно многое сделать для адаптации и восстановления социальных, коммуникативных и поведенческих функций ребенка.
Поэтому, как только у родителей появляется подозрение, что с их малышом что-то не так, ему необходимо обратиться к педиатру или неврологу с просьбой проверить его на симптомы аутизма и либо снять все подозрения, либо направить к профильному специалисту, который поставит точный диагноз.
Миф третий. Все люди с аутизмом – либо гениальны, либо умственно отсталы.
И то, и другое – заблуждение. Как и среди обычных людей, среди людей с аутизмом есть те, чьи способности и таланты выше среднестатистических, а есть те, у кого возникают выраженные трудности в обучении. И все это аутизм.
Согласно статистике, больше половины людей с аутизмом имеют IQ от среднего до высокого. У некоторых людей действительно встречаются удивительные способности: умение перемножать в уме трехзначные числа, собирать гигантские паззлы, запоминать с фотографической точностью карты городов, гениально играть на скрипке, рисовать, программировать. При этом в других областях их познания могут быть значительно снижены. Но это не означает, что все люди с аутистическими нарушениями такие, а если у человека есть выдающиеся способности, или, наоборот, нарушения интеллекта, то у него непременно аутистическое расстройство.
И важнее всего здесь то, что, насколько бы ни была тяжела форма аутизма, абсолютно любой ребенок обучаем.
Миф четвертый. Аутизм – это страшное несчастье. Семья, в которой есть ребенок с аутистическим нарушением, навсегда замыкается в своей беде и выпадает из жизни общества.
На данный момент в Центре поддержки семей с детьми с особенностями развития «Дорогою добра» получают поддержку 27 семей, в которых воспитываются дети с теми или иными проявлениями аутизма. Мы не можем сказать, что все они постоянно веселы и счастливы. У любой семьи с любыми детьми периодически бывают свои трудности. Но мы можем сказать одно: эти семьи живут своей жизнью, воспитывают своих детей, любят их и намерены прожить совершенно сказочную жизнь: долгую и счастливую.
Скорее нам самим надо менять отношение к людям с аутизмом и признавать в них обычных людей с некоторыми отклонениями от условной нормы. Ведь большинство ограничений, которые испытывают эти семьи, – в неготовности общества адекватно воспринимать таких детей, в том числе в неразвитости системы инклюзивного образования: дошкольного, школьного и высшего.
Миф пятый. Ребенок с аутизмом тяжело болен, ему нельзя ничем помочь.
Худшее, что можно сделать для ребенка с аутизмом, – это смириться с тем, что он не такой, как и все, и никогда таким не станет, и на этом оставить в покое. Во-первых, аутизм – это не болезнь, а только расстройство, нарушение некоторых психологических функций человека. Поэтому некорректно говорить, что человек им «болен» или «страдает». Во-вторых, разработаны методики помощи людям с аутизмом, которые могут свести к минимуму нежелательные проявления этого нарушения. Многие из них применяются при работе с детьми с аутизмом в нашем центре. Ну и в-третьих, ребенок – это всегда ребенок. Он растет и развивается. Не все станут Энштейнами, да и нет такой задачи – из всех детей поголовно их выращивать. Обучение может иметь совсем другие цели.
Все люди разные, и у каждого бывают свои «странности», все зависит лишь от того, что мы называем нормой. Если мы научимся принимать тех, кто отличается от нас, наша жизнь станет богаче и радостнее.