Спасение дома Кроткова. Метод Резуника
01.08.14
Антон Касанов
Историк,блогер, автор проекта "Пешком по Вятке"
В последнее время мы много говорим о том, что город наш все более и более теряет свой патриархальный провинциальный облик и в результате все той же пресловутой многоэтажной точечной застройки исчезает исторический центр Вятки, аура ее маленьких улочек и дворов. Зачастую идешь по какой-нибудь улице, видишь забор вокруг здания с богатой историей и думаешь «Ну, все – пропал дом!». Печальных историй подобного рода за последнее время набралось очень много, но есть и исключение из правил, об одном из которых сегодня как раз хочется рассказать. Речь пойдет про чудесное преображение двухэтажного каменного дома поручика Кроткова на перекрестке Орловской и Казанской улиц.
Начнем издалека, с истории. Точная дата постройки углового дома на перекрестке не известна. Архитектор А. Г. Тинский в своих записках указывал период до 1835 г., в краеведческих справочниках обычно писали «1-ая треть XIX в.». Наш дом хорошо виден на старом фото начала века XX-го, сделанном с колокольни Александро-Невского собора. Вот он стоит внизу справа на перекрестке:
В 1835 г. здание вместе с флигелем в «Книге обывательских домов для взимания 1% сбора» оценивалось городской управой в 4500 рублей. 28 августа 1859 г. дом был куплен 48-летним купцом 3 гильдии Афанасием Прокопьевичем Важениным. Последний в 1862 г. получил разрешение на пристройку каменной лавки к существовавшему 2-этажному дому с подвалом по Казанской улице и каменного крыльца с восточного фасада. В 1864 г. в доме помещалось приходское училище, в 1865 г. – располагается трактир отставного рядового Аркадия Иванова. Питейное заведение со временем меняет владельцев: в 1872 г. трактир в доме Важенина содержит купец Илья Веретенников, в 1879 г. – крестьянин Яков Бровцын. В этот период времени сам владелец дома Афанасий Важенин лишается купеческого титула и, оставаясь уже мещанином, передает дом в собственность наследникам – вдове Ольге Важениной и ее сыновьям Василию, Алексею, Георгию, Александре и Александру.
В 1892 г. Ярославско-Костромской банк продает дом с торгов Якову Бровцыну. В начале XX в. недвижимость последнего на углу Орловской/Казанской оценивалась в 3148 рублей. Последним дореволюционным владельцем дома был крестьянин Павел Михайлович Косолапов, который приобрел его в 1910 г. В 1918 г. двухэтажный каменный дом с магазином на углу Коммунистической и Троцкого был муниципализирован и передан жильцам как коммунальное владение №136. Вот так этот дом выглядел зимой 1967 года:
Ключевой момент новейшей истории дома Кроткова случился в 2012 г. Здание с земельным участком было продано на аукционе 11 сентября 2012 года почти по стартовой цене 5 132 000 рублей (повысилась всего на 2 тысячи) некому предпринимателю Денису Владимировичу Резунику. Про последнего ничего толком не известно, но дружественный паблик
«Строим Киров» указывает, что, судя по всему, Резуник в качестве ИП работает в сфере операций с недвижимостью. Реконструкция дома Кроткова началась летом 2013, после того как снесли крышу здания у многих горожан, не безразличных к истории и архитектурному облику города, возникло привычное ощущение скорой утраты этого объекта как такового. Помню, как все прошлое лето мы с
suvorovus все ходили и гадали что же здесь будет, неужели дому надстроят этажи или вовсе на этом участке построят многоэтажку? Место все-таки очень хорошее, в самом центре, у парка и т.д.
Но…. Ничего этого не произошло и самые худшие прогнозы и ожидания не сбылись! В результате реставрационных работ у двухэтажного дома обновили фасад, полностью заменили окна и крышу, но облик здания остался прежним. Сегодня дом Кроткова стоит как новенький и, безусловно, украшает улицу Орловскую да и вообще историческую часть города.
Что же, браво Резуник! Что еще здесь можно сказать?
Если Вы знаете этого человека – обязательно пожмите ему руку.
P.S. Немного актуального. Между реставрацией здания Кроткова и нашумевшим строительством ТЦ на месте дома Машковцева (угол Ленина/Воровского) есть прямая историческая связь. Дело в том, что оба эти дома входили в ансамбль Семеновской (или Верхней торговой, Александровской) площади старой Вятки и своими фасадами выходили на нее. Дом Машковцевых, как вы знаете, не сохранился, а дом Кроткова наоборот. Последний вместе с прекрасными купеческими особняками Прозорова на Красноармейской, Савинцевых и Рязанцевых на Ленина, Гусева на Орловской, Святосерафимовским собором и зданием духовного училища на Урицкого – уникальные памятники застройки старой части города XIX – начала XX вв., ориентиры Семеновской площади, формировавшие ее ныне утраченные контуры. Вот почему, в частности, восстановление Дома Кроткова является для меня лично событием важнейшим. И по той же причине застройка угла Воровского/Ленина является событием вопиющим и, безусловно, кардинально уничтожающим исторический облик города. Жаль, что многие даже достаточно интеллектуально развитые люди этого не понимают.
Впрочем, этот пост о том, что, как говорит один мой друг, «не все так плохо и печально. Есть еще помимо всех прочих предприниматель Резуник и это хорошо.
Источник