Вятский омнибус - отец автобуса
15.11.13
Антон Касанов
Историк,блогер, автор проекта "Пешком по Вятке"
В этом году свое 70-летие отмечает кировский троллейбус, о чем я совсем недавно писал пост Троллейбусы в Кирове: 70 лет на линии. Байки и истории. Пассажирские же автобусы в нашем городе начали организованно перевозить граждан лишь с 1 мая 1934 г. Возникает логичный вопрос, на чем же передвигались вятчане/кировчане до появления привычных нам видов транспорта? Не совсем верно думать, что одинокая лошадка была единственным средством передвижения. На самом деле, в начале XX в. популярным транспортом для наших земляков являлся ныне забытый омнибус.
Что такое омнибус? БСЭ дает вот такую краткую справку: «Омнибус (от латинского «для всех») – многоместный конный экипаж с платными местами для пассажиров, совершавший регулярные маршруты в городах до появления автобусов. Широкое распространение омнибусы получили с 30-х годов XIX в. сначала во Франции и Англии, а затем и в других странах Европы». В Европе с развитием других видов транспорта использование омнибусов полностью прекратилось в начале XX в. Устаревшим термином «омнибус» во Франции стали обозначать пассажирский поезд (в отличие от скорых поездов и экспрессов).
Омнибус. 1906 г.
Однако в отличие от европейских стран в России начала XX в. омнибусы были чрезвычайно распространенным видом транспорта. В Вятке первые омнибусы появились лишь в 1909 г. Предпринимательница Анелия Августовна Пекарская организовала движение омнибусов по губернскому центру от железнодорожного вокзала «Вятка I» до гостиницы Миронова (напротив современного театра на Спасской). Достаточно динамичная деятельность Пекарской и ее омнибусов сподвигла Вятскую городскую думу рассмотреть вопрос о «правильном движении» этих транспортных средств на улицах города. 31 июля 1909 г. дума утвердила правила движения омнибусов по городу. По ним, движение омнибусов начиналось с 7 часов утра и кончалось в 7 вечера, между конечными пунктами были установлены 3 остановки. В этих местах были поставлены специальные вывески. Плана за проезд была следующей: для взрослых – 5 копеек за 1 остановку, для учащихся и детей – 2 копейки, дети до 4-х лет ездили бесплатно. Всего омнибус вмещал в себя 8 человек.
В омнибусах запрещалось курение и в них не допускались лица с признаками алкогольного опьянения и больные. Для лучшего извещения публики о проходе омнибусов они были снабжены специальными колокольчиками. На конечных пунктах – на станции Вятка I и у гостиницы Миронова стоянка омнибуса определялась в полчаса. Маршрут движения омнибусов был таким: от железнодорожного вокзала по ул. Владимирской (ныне К. Маркса) до здания земской губернской управы (ныне библиотека им. Грина), далее шел поворот на ул. Спасскую, и оканчивалось движение у гостиницы Миронова на пересечении улиц Спасской и Николаевской (ныне Ленина).
Сначала вятчане воспринимали омнибусы как некое развлечение или забаву. Газета «Вятская речь» в 1909 г. писала:
«Публика спешит воспользоваться новым способом передвижения в виде прогулки на вокзал». Однако тут надо заметить, что наряду с развлекательными целями омнибусы сразу же начали приносить и практическую пользу, так как время их отхода и прихода на вокзал было согласовано с прибытием и отправлением практически всех поездов. Постепенно омнибусы расширяли географию своего передвижения, в начале XX в. они ездили из Вятки в Слободской, удавалось за день сделать два рейса, плата за проезд составляла 1 руб. с человека. Зимой же омнибусы тоже ездили по городу, можно было даже заказать специальный экипаж с «меховыми одеялами».
Омнибусы долго служили вятчанам и только с появлением привычных нам автобусов лишь в конце 20-х годов XX в. начали исчезать с улиц Вятки.
P.S. Кстати очень забавно: в 1880-х гг. литератор Глеб Успенский с ностальгической грустью писал:
«Вот-вот уже исчезнут эти чудные кони в наборной сбруе, эти бубенчики с малиновым звоном... и вместо этого будет ходить по земле какой-то коробок, вроде стряпучей печки, и без лошадей, и будет из него валить дым и свист». Успенский, как показало время, был абсолютно прав.
по материалам и фото ГАКО, А.В. Колотова, www.krasplace.ru, www.hellopiter.ru, blog.fontanka.ru
Оригинал