С. Медведева: Здравствуйте, кировчане. Осень идет и побеждает. В студии «Эха Москвы» в Кирове Светлана Медведева со своей авторской программой. В последнее время «Эхо Москвы» очень полюбило велосипедный спорт, есть специальный проект по продвижению этого вида спорта, но пока что на дорогах побеждают автомобилисты. О том, что есть возможность у любого автомобилиста попробовать себя в автомобильном спорте, мы сегодня и поговорим в студии. У меня в гостях Николай Губин, организатор официальных автомобильных соревнований на территории нашего региона. Здравствуйте, Николай.
Н. Губин: День добрый.
С. Медведева: И Надежда Анисимова, начальник управления молодежной политики и спорта администрации города Кирова, но сегодня Надежда в гостях как участница ралли «Я сама». Здравствуйте, Надежда.
Н. Анисимова: Добрый день.
С. Медведева: На самом деле, я тоже участвовала в ралли «Я сама». Автомобильный спорт в моем жизненном опыте оказался несколько иным, чем я себе представляла. Если углубляться в подробности: сегодня посмотрела реестр видов спорта и в колонке №2 «Автомобильный спорт», наверное, около сотни различных дисциплин. Николай, вы, как знаток, профессионал, расскажите нам обо всем многообразии автомобильного спорта и о том, как дела с ним обстоят в нашей области.
Н. Губин: Вы правильно сказали, что автомобильных видов спорта очень много, никакой передачи не хватит, чтобы про все рассказать. Для того, чтобы создать какое-то общее понимание, наверное, надо начать с того, что из всех видов спорта Кировской области есть то, что наиболее известно — это ралли, это картинг и направление off-road. Все эти направления живут, они у нас есть, другое дело, в каком они состоянии.
С. Медведева: Давайте начнем с ралли. Надежда, какие у тебя впечатления? Честно говоря, я представляла, что ралли — это гонка, что я сейчас на своем автомобиле буду преодолевать дистанцию, подпрыгивать, перелетать через лужи, но на самом деле все несколько иначе.
Н. Анисимова: Когда первый раз поступило предложение принять участие в этом мероприятии, у меня была такая же реакция. Я думала, что должна буду развить максимальную скорость, преодолеть овраги и буераки — все, что угодно, но это мероприятия совершенно отличается от всех тех стереотипов, которые сформированы у большинства участников дорожного движения. Замечательное мероприятие, интересное по своей организации. Когда первый раз принимала участие в качестве водителя, я практически не понимала, что за карту мне дали в руки. Какая-то нанесенная на бумажный носитель схема передвижения. Где повернуть, с какой скоростью двигаться? Хорошо, у меня был опытный штурман, мы с ним удачно стартовали, и в первом старте, в котором я принимала участие, мы заняли четвертое место в общем зачете. Все, что было после, было чуть слабее, потому что штурманами были девочки, неопытные абсолютно — мы вместе старались изучать премудрости ралли и преодолевали различные препятствия. Ощущения у меня только позитивные. Единственное, что каждый раз настраиваешься на победу, и я каждый раз расстраиваюсь, что у меня бывают такие банальные ошибки, за которые обидно. Но я не оставляю надежды на призовые места — я добьюсь этого результата рано или поздно.
С. Медведева: Давай вместе «стартанем» и получим разряд кандидата в мастера спорта.
Н. Анисимова: Отличное предложение, обсудим его.
С. Медведева: Мы с Надеждой вспоминаем это как приятное времяпровождение, но на самом деле, если есть возможность на соревнованиях присвоить норматив кандидата в мастера спорта, то это серьезное мероприятие. Это действительно соревнование, которое требует высокой квалификации. Николай, расскажите, что из себя представляет концепция ралли? Трасса, допуск участников? Может, кто-то уже сегодня начнет готовится к новому старту.
Н. Губин: Почему бы и нет? Можно уже начать готовиться. Сразу надо разделить ралли на три категории: это то, о чем вы думали до принятия участия в ралли — ралли первой категории сложности, где все то эмоциональное ощущение от большой скорости присутствует. Ралли первой категории в Кировской области — это ралли «Вятка». Проект был восстановлен в прошлом году. Это теперь этап Кубка России, кстати, он будет в это году на территории города Кирова.
С. Медведева: По срокам, когда?
Н. Губин: Это 19-20 декабря, подготовка уже идет полным ходом. Скоро к нам приедет инспектор из Российской автомобильной федерации.
С. Медведева: На «Вятку» допускаются тоже все, или есть ценз?
Н. Губин: Кубок России проводится в соответствии с тем положением, которое утверждено. Здесь не так все просто: участник должен обладать лицензией Российской автомобильной федерации, требования по документам достаточно серьезные. Не допускаются участники без водительского удостоверения. Что мы все о людях, давайте о машинах! Достаточно большой спектр подготовленных автомашин. Самое главное — подготовка машины с точки зрения безопасности. Это не только огнетушитель, не только аптечка, это в первую очередь каркас безопасности. Причем это не просто трубы, которые можно купить на металлобазе, сварить в гараже. Это специальный каркас, придающий определенные свойства в соответствии с определенными расчетными параметрами. Каркас рассчитан на сохранение внутри себя экипажа ралли.
С. Медведева: Надежда так внимательно слушает. Вернусь к тебе. Ты на обеих своих машинах поучаствовала в ралли?
Н. Анисимова: Да, все машины принимали участие, в ралли показали себя с наилучшей стороны. Точно также принимала участие на тест-драйвовских машинах.
С. Медведева: Давайте вернемся к ралли «Вятка», пока оценивай свои возможности — может, примешь решение поучаствовать и в них.
Н. Губин: Перед тем, как решение принимать, надо начать с малых шагов. Надежда, может быть, шлем пора покупать? Продолжаю разговор. Для участия в первой категории ралли нужен обязательно не только шлем, но и подшлемник, и костюм, даже носки и обувь должны быть приспособлены для тяжелых условий эксплуатации. До старта ралли проводится административно-техническая инспекция, она осматривает автомобиль. На каждой детальке, которая связана с безопасностью, есть или бирка, или какой-то заводской номер, все это фотографируется. Все детали вносятся в технический паспорт автомобиля. Технический комиссар — а их в России всего шесть — машины знает, что называется, в лицо. Техническая составляющая многих отпугивает — это очень дорого. Расходы на участие в ралли первой категории — 100-150 тысяч рублей на одном этапе, а этапов в течение года до 20. Ралли — королева спорта, как с точки зрения эмоций, так и с точки зрения расходов. Давайте вернемся на более доступный уровень. Ралли третьей категории — это соревнования в соответствии с правилами дорожного движения, где надо прибыть из точки А в точку Б в свое назначенное время. Приедешь раньше на минуту — будет штраф, позднее — тоже. Чтобы «запутать» участников, мы вносим моменты ориентирования. Правила проведения не меняются более 10 лет. В прошлом году мы пересекли десятилетний рубеж. В апреле 2015 года ралли в статусе Чемпионата Кировской области по третьей категории пройдет уже в 12 раз. Раз есть первая и третья категории, то есть и вторая. Ралли второй категории сложности практически не культивируется в России — это туристский сбор. Планируется, что приезжают водители из разных концов России и участвуют в автомобильных соревнованиях. Не помню, чтобы ралли второй категории где-либо проводилось в ПФО за последние 10 лет. Ралли третьей категории хорошо проводится в Пскове. Количество машин на старте — 150. У нас в разные годы бывало по-разному. Было и 102 автомашины, но судить очень сложно: огромный массив данных, порядка 60 человек судей, а это не только расходы на машины, размещение, питание, это еще и выше вероятность механической ошибки.
С. Медведева: Где вы берете 60 судей? Предусмотрена ли какая-то сертификация судьи?
Н. Губин: Для того, чтобы была интрига... Ведь на «Формуле» 1 было трое наших судей. Мы даже таких где-то берем. Эти судьи автоспорта должны быть определенным образом обучены, они проходят семинары, сдают зачеты. На их руках судейская книжка, где написано, в каком соревновании человек принимал участие, в каких должностях. Таких у нас больше 70 человек. Мы это сделали за все эти годы.
С. Медведева: Надежда, когда в первый раз участвовала, как поступило предложение, или ты в силу своей профессии как организатор, учредитель решила сама поучаствовать?
Н. Анисимова: Действительно, первый раз услышала об этом мероприятии, находясь в должности... вернее, раньше информацию слышала в СМИ, всегда было желание принять участие, но не знала, как. Пришла на должность начальника спорта (мы выступаем соорганизаторами данных мероприятий, потому что они включены в календарный план), Николай очень увлеченно обо всем рассказывал и спросил меня, не хочу ли я принять участие. Дали ориентиры. Ни разу не пожалела о том, что приняла участие. Всячески стараюсь поддерживать проекты, связанные с автоспортом.
С. Медведева: Это действительно интересно. По-моему, участников все больше и больше. Привлекаются и те, кто раньше не пробовал себя в каких-либо соревнованиях. «Пикник-тур» - это тоже рейтинговое ралли или просто развлечение, связанное с автомобилем?
Н. Губин: «Пикник-тур» прошел совсем недавно, 24 октября. Это рейтинг и статус Чемпионата области и Кубка города Кирова. Внутри одних и тех же соревнований, среди одних и тех же участников могут проходить два разных уровня соревнований.
С. Медведева: Участники не одни и те же, «Я сама» — это все-таки девушки, как я понимаю. Или мужчины тоже могут туда вписаться?
Н. Губин: Давайте об этом пока не будем говорить, потому что «Я сама» допускает участие мужчин в качестве штурмана. На «Пикник-тур» допускается первым пилотом и мужчина, и женщина.
С. Медведева: Николай, вы наблюдаете соревнования. Как спортсмены, девушки и юноши конкурентоспособны? Ведь на дорогах очень часто считают, что девушки ездят хуже.
Н. Губин: Одна из задач женского ралли «Я сама» — разрушить этот стереотип. С одной стороны, мы понимаем, что на дорогах равны все, с другой, есть же такой стереотип, что женщина за рулем это что-то с гранатой.
С. Медведева: Я категорически с этим не согласна. Я лучше вожу машину, чем мой муж.
Н. Губин: Заметьте, все меньше и меньше таких разговоров стало, все больше женщин за рулем. Если говорить в процентном соотношении, у меня статистических данных нет, но по автошколам если судить, то 70% — это женщины. Мы посмотрите, кто ходит в автошколу. Скоро за рулем новых, красивых машин будут только женщины.
С. Медведева: Удобно, что тут говорить. Надо детей отвезти в школу, в детский сад, съездить в магазин — я думаю, девушкам машина нужнее, чем мужчинам. Приехал на работу и работай, зарабатывай деньги.
Н. Губин: Да, и вот таких автовладельцев больше 100 тысяч, они живут в городе Кирове и практически каждый день могут использовать своей автомобиль. Чтобы хоть как-то быть готовым... Вспомните ситуацию: 4 ноября, утро, весь город превратился в каток. Вот тут-то эти навыки были бы полезны всем, навыки участия, когда ты совершенно спокойно понимаешь и можешь рассчитать, что если тебе надо приехать в какую-то точку города в определенное время, то не только проложить маршрут в голове, но и просто тихонько посидишь и посчитаешь, успеваешь или нет. Исходя из этого ты снимаешь половину своего нервного напряжения.
С. Медведева: Честно говоря, 4 числа я сама вспоминала свое участие в ралли, когда вышла на улицу после ледяного дождя. Действительно, когда водишь машину каждый день, понимаешь, что навыки необходимы. Поучаствовав в ралли, где-то в собственных глазах немножко вырастаешь. Скажите, внутри соревнований кроме того, что нужно из точки А в точку Б приехать в заданное время, где-то нужно ехать вроде бы необоснованно медленно, где-то обоснованно быстро, есть еще конкурс по вождению, по мастерству преодоления разных фигур. В этом смысле как девушки себя показывают?
Н. Губин: Есть спецучастки — 300-400 метров, где участник обязан как можно меньшее время находиться, но скорость должна быть максимальной. Мы все понимаем, что за 300 метров автомобиль не сможет разогнаться и пройти ту трассу, поэтому расчет показывает, что те несколько секунд не страшны и не опасны. Надежда Анисимова была в рейтинге вторая или третья на одном из таких спецучастков. Это показатель того, что не только важно соотношение машина-штурман-водитель, но и определенное умение. Я после этого к ней подошел и спросил, сколько она лет за рулем.
Н. Анисимова: В 1998 году получены права, порядка 10 лет активно за рулем.
Н. Губин: В первую очередь важен опыт вождения. Раньше это называли словом «стаж». Стажер — это значит, что ты 100 тысяч километров прошел, и к тебе уже по-другому относятся.
С. Медведева: Я начала отмерять в голову, сколько я за рулем — почти 20 лет. Ежедневно, в любую погоду, в любое время суток.
Н. Губин: Надо понимать, что не только количество лет опыта важны, но и пробег. Запишите себе, какой пробег вы сделали вместе с автомобилем. Ведите спортивный дневник. Барьер после 100-150 тысяч — это уже опытный водитель.
С. Медведева: Надежда, удавалось ли посмотреть соревнования другой автомобильной дисциплины? Я как-то раз была свидетелем — Наталья Шкарпова проводила гонку, это было уже немного другое. Гонка по кругу, в тяжелых условиях, на специальных автомобилях...
Н. Анисимова: Я участвовала как зритель только в соревнованиях по картингу, так как организуем их совместно и в рамках Дня города, и в рамках празднования 23 февраля. Удается посмотреть только старт или финиш, потому что на ограниченные спецучастки нет доступа, все достаточно серьезно в плане обеспечения безопасности. Все-таки я не оставляю надежды, что увижу это движение на скорости воочию.
С. Медведева: Я полагаю, что не так просто это увидеть, так как у нас в Кирове проблема с полигонами, с теми местами, где такие соревнования можно вести. Ошибаюсь ли я?
Н. Губин: Можно говорить о многих проблемах, но эта проблема не первоочередной важности. Начнем с того, что у нас пока нет Федерации автомобильной спорта. Мне понравилась та тема, которую вы задели в разговоре сейчас — а зрителям куда можно прийти посмотреть? Ведь автоспорт делится еще на две категории: смотрибельный, зрелищный и тоже интересный, но его сложно увидеть, даже несмотря на то, что современные технические средства многое позволяют, взять, например, «Формулу 1», но это дорого. Давайте вспомним хороший проект «Ледовый трек». Спасибо заводу «Маяк», что поддерживает их. Кстати, вы упомянули Наталью Шкарпову — на гонке на выживании на «Ледовом треке» она заняла первое место 23 февраля. Гонка на выживание — нет такой дисциплины, это больше шоу, когда запрещены определенные удары, водительская дверь всегда должны остаться целой, препятствия и так далее. Это не спорт, а шоу. Что касается спорта, это «Трек-400» - ледовый трек. Я могу раскрыть небольшую тайну: мы готовимся восстановить этот проект не менее чем на два года. Могу даже назвать стадион — «Дружба». В общем, я очень надеюсь, что у нас получится. Понятно, что это не простая задача. Вы говорили о сложностях — сегодня вы сами знаете, что залить лед, поддерживать его — это дорого, технически сложно.
С. Медведева: Такое мероприятие предполагает быть окупаемым? Раз зрителям интересно — придут, купят билеты.
Н. Губин: Надо более точно говорить о том, что такое окупаемость. Если взять количество людей, пришедших, купивших билеты, посмотреть на массу этих денег, а затем на массу затрат, то это разные массы. С этой точки зрения окупить сложно. Если на одни и те же расходы провести несколько мероприятий, то есть понятие «точка окупаемости». Заниматься автомобильным бизнесом на территории нашего региона сложно.
С. Медведева: Стадион «Дружба» будет стабильным партнером в этом смысле?
Н. Губин: Мы очень надеемся, с собственниками мы говорили, что если это и делать, то делать не один год.
С. Медведева: Я не сомневаюсь, что на первый соревнования точно придут. Если все будет хорошо организовано, то дело пойдет. Любят же хоккей с мячом, почему не полюбить автомобильный спорт?
Н. Губин: Да, наш опыт проведения именно этого направления говорит о том, что трибуны всегда были полные, даже при температуре в -27°C.
С. Медведева: Да, я тогда была там, и не пожалела. Там действительно такой накал страстей, и эти машины как на ладони, сопереживание пилоту, страх и драйв, общение с теми, кто рядом — это очень достойное спортивное мероприятие. Не планируете ли вы все-таки федерацию в правильное русло пустить, чтобы уже по-чиновничьи правильно развивать этот спорт?
Н. Губин: Останавливает одно: если эти серьезно заниматься, то нужен бюджет. Бюджет надо находить, и не на один год. Если делать что-то, то делать серьезно.
С. Медведева: Да, есть нюансы, которые в связи с федеральным законодательством появились — нужно прохождение аккредитации, сейчас оно платное. Цена за вид спорта, плюс за каждую дисциплину. Если будете открывать федерацию, сколько дисциплин в Кировской области заслужили право на жизнь?
Н. Губин: Давайте подумаем. Безусловно, картинг. Недавно вышла книга к юбилею нашего ведущего тренера, Санникова Сергея, который сейчас олицетворяет собой картинг. Безусловно, это любые кольцевые гонки — либо автокросс, либо ледовый трек. Безусловно, ралли. Мы как-то незаслуженно сегодня забыли про off-road — это соревнования для автомобилей, которые таким образом улучшены, что способны вне дорог общего пользования проходить такие маршруты, где и пешком сложно пройти.
С. Медведева: Я тут как-то летала на вертолете над Кировской областью. Это просто огромная территория с лесами и болотами, есть где провести off-road.
Н. Губин: Эти направления достаточно живые, имеют право на существование. Другие — тоже да, но сами понимаете, можно привезти сюда болид «Формулы 1», но зачем? Демонстрационная версия у нас уже была на одной из автовыставок.
С. Медведева: Это круто. Дороги улучшаются с такой скоростью, что скоро «Формула 1» будет для нас реалией. Давайте хотя бы помечтаем. На самом деле, вот уже 4 дисциплины — это уже немало. Это для тех, кто серьезно готов посвятить себя спорту, и для тех, кто готов просто проверить свой навык. Это уже немало, уже заслуживает уважения.
Н. Губин: Я думаю, что, исходя из того количества автолюбителей, которые живут в городе, у нас можно культивировать любую дисциплину, было бы только желание и финансы. Но желание — на первом месте.
С. Медведева: Можно начинать и с небольшими финансами. Все-таки автомобильным спортом занимаются люди, которые готовы заплатить за себя стартовые взносы, но, наверное, найдутся и те люди, которые готовы поддержать федерацию в процессе ее становления. Думаю, что надо этим заняться, потому что после того, как пройдете аккредитацию, есть возможность получать государственные деньги на проведение мероприятий.
Н. Губин: Дело не только в финансах. Участники, как и судьи, занимаясь каким-то видом спорта, имеет право на фиксирование своих результатов и достижений, а сегодня даже что касается присвоения звания мастера спорта по картингу — приближения к этим результатам есть, но здесь административные сложности.
С. Медведева: Я не случайно же задала вам этот вопрос, потому что действительно, те процессы, которые связаны с получением определенных званий — серьезные. Нужно совершенствоваться. Очень приятно, что в ралли «Я сама» можно получить звание кандидата в мастера спорта. Это очень неплохой результат, и в биографии любого человека это будет предметом гордости.
Н. Анисимова: Хотелось бы обратить внимание, что во всех видах спорта выполнение разрядов происходит с детской, школьной скамьи, а здесь неважно, какого ты возраста — ты реально можешь стать кандидатом в мастера спорта. Конечно, это очень заманчиво и интересно.
С. Медведева: Уважаемые друзья, говорила бы и говорила с вами о возможностях автомобильного спорта, но время нашей передачи заканчивается. Николай, я вам пожелаю все-таки открыть федерацию. Нам с Надеждой — продолжать ездить по дорогам, при хорошем стечении обстоятельств участвовать в соревнованиях, и, возможно, будет кандидатами в мастера еще и по автомобильному спорту. Дорогие друзья, на этом с вами прощаюсь. Сегодня мы говорили об автомобильном спорте в Кировской области. У меня в гостях были Николай Губин, организатор официальных автомобильных соревнований и Надежда Анисимова, начальник управления молодежной политики и спорта администрации города Кирова, участница ралли «Я сама». Всего доброго! С вами была Светлана Медведева.