С. Медведева: Добрый день, дорогие кировчане! В студии «Эха Москвы» в Кирове Светлана Медведева. Бодрым голосом после отпуска я вас привествую. Мы сегодня говорим о спорте, о наших впечатлений, которые мы получили от спорта в отпуске. У меня в студии Ян Чеботарев, известный вятский юрист и Светлана Занько, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» в Кирове. Светлана единственная, кто в отпуске еще не был, но, надеюсь, мы сможем зарядить вас положительными эмоциями. На самом деле, спорт — явление не только вятское, не только российское, но процветает и по всему миру. Лишний раз в этом убедилась, посетив две замечательных теплых страны — Черногорию и Хорватию. Что удивило. Уже на подлете, из самолета видела, как изобилуют эти города спортивными площадками. И даже в городе Дубровни, где квадратный метр стоит бешеных денег, очень маленькие квартирки и дворы, в одном колодце была спортивная площадка. Особенно бросилось в глаза то, что люди спортом занимаются и даже на отдыхе. Как ни странно, самый популярный — это велосипедный спорт. Первая моя встреча с велосипедистами-экстремалами, серьезными людьми произошла в Хорватии. Это была вереница велосипедистов, велосипеды которых были полностью обвешаны грузом. Люди были весьма серьезно настроены. Первый раз в жизни увидела, что бывают велосипеды с аккумуляторной батареей. Всегда задавалась вопросом: как путешествуют по горам? Для меня горка у «Алых парусов» во время участия в велопробеге, меня пугала, я думала, что должна буду остановиться и пешком вести велосипед.
Я. Чеботарев: А как же переключение передач?
С. Медведева: Все равно. Слава богу, этого не случилось. Увидела, что в Хорватии бывают велосипеды с аккумуляторной батареей, небольшой моторчик, который просто помогает. Видела, что транспортируют велосипеды на паромах для того, чтобы обеспечить путешественникам возможность переправляться через водные преграды. Это все произвело на меня необычайное впечатление. Знаю, что Ян тоже был за границей, сегодня поговорим об этом, как там у них.
С. Занько: А я расскажу, как там у нас было за то время, пока вы отдыхали.
Я. Чеботарев: Вам лучше, у вас предвкушение отпуска. У нас же все в прошлом.
С. Медведева: 708-502 — телефон студии. Звоните, задавайте вопросы, делитесь своим мнением. Ян Евгеньевич, вы где были в отпуске и что там видели?
С. Занько: Прошу прощения, можно, я уточню для себя? Мы сейчас говорим о спортивной инфраструктуре в различных городах и странах?
С. Медведева: Практически так. Для меня все-таки погружение в велосипедную тему было в этом отпуске основным. Я, как правило, обращала внимание на это. Поэтому давайте поговорим обо всем, но больше о велосипедах.
Я. Чеботарев: Мы отдыхали с супругой в Литве, были в Друскининкае и в Вильнюсе. В Друскининскае мне удалось самому покрутить педали. Обращал внимание в том числе и на то, как организовано пользование данным видом транспорта в Литве. Честно говоря, очень удобно. Во-первых, все города, где мы были, наверное, как и во всей Европе, не шибко велики — не мегаполисы. Вильнюс — город размером с Киров, практически на каждом углу велопарковки, у каждого магазина точно. Мне очень понравилось то, что есть выделенные полосы именно для передвижения велосипедистов. Там, где широкие тротуары, узкие проезжие части, выделенная полоса идет по тротуару, где идет уширение проезжей части, то там велосипедная полоса по проезжей части. Никто не смеет из автомобилистов на эту полосы заезжать...
С. Медведева: А из пешеходов?
Я. Чеботарев: Пешеходы спокойно ходят по тротуарам. Естественно, когда подъезжает со спины или спереди велосипедист, ему достаточно просто воспользоваться звонком, и ему освобождают место. Все достаточно бесконфликтно, очень приятно, не говоря уже о том, что сама по себе Прибалтика достаточно чистая. Литва мне понравилась. В Друскининкае мы катались не по городу, а по пригороду, скажем так, лесопарковой части. Даже грибочки умудрились насобирать. Отличные дороги, везде велопарковки, велосипед можно взять в аренду достаточно дешево, за час езды на велосипеде — 2 лита, 260 рублей, достаточно разумные деньги.
С. Медведева: Ну да, у нас подороже. Я слышала, что есть места, где по 500.
Я. Чеботарев: У меня девочка с работы брала велосипед за 1000, но каталась 4 часа. То есть, примерно одинаковые цены, что у нас, что там. Сами велосипеды мне очень понравились. Я давно не садился за руль, сейчас подумываю о приобретении...
С. Медведева: А у меня уже есть.
Я. Чеботарев: Поздравляю. У меня почему-то складывалось впечатление, что скорости переключаются как-то не так, как сейчас. Я привык к советскому рычагу переключения на руле, а оказывается, что сейчас все проще, достаточно просто повернуть ручечку, и скорость переключиться. В Вильнюсе обратил внимание на то, что пункты велопроката работают в автоматическом режиме, прямо на улице стоит небольшая стойка из 6-8 велосипедов красивого рыженького цвета. Любой желающий может подойти, опустить в автомат несколько монеток и получить этот велосипед во временное пользование для того, чтобы проехаться по городу до другой такой же точно станции, где он может велосипед оставить. Цена не сопоставима со стоимостью общественного транспорта. С учетом, что центры всех городов в Литве небольшие, компактные, улочки достаточно узенькие, и велосипед — это самое популярное средство передвижения.
С. Медведева: Говорят, что в Амстердаме примерно также. В Лондоне точно есть такая система. Когда были на Олимпийских играх, Светлана Журова очень активно пользовалась этой системой, когда можно взять велосипед в одной точке города и оставить в другой.
Я. Чеботарев: Еще скажу про общественные учреждения. Мы были в банке, деньги меняли. В банке при входе есть специальная кабинка, душевая, где велосипедист, человек, который приехал в банк по каким-то делам, может освежиться. Меня это удивило, но это правильно, хорошо. Когда человек ездит на велосипеде, но немножко потеет...
С. Медведева: И на душевой прямо написано, что это для велосипедистов?
Я. Чеботарев: Да, там картинка.
С. Занько: То есть, инфраструктура заточена для комфортного проживания и передвижения людей.
Я. Чеботарев: В этой части больше велосипедов, нежели автомобилей. Во всяком случае, в курортных городах велосипедов точно больше.
С. Занько: Я хочу сказать, что велосипедных историй наслушалась за это время очень много. До этого года я не была погружена в велосипедную культуру до этого года, надо сказать, что простимулировали наши гости. Благодаря, в общем-то, и вам, Светлана Владиславовна, ведь спортсмены приходят еженедельно. Потом посмотрела, какое количество коллег катается на велосипедах, и ребенок мой с велосипедом. Приезжаем в парк отдыха, и хочется повести ребенка на аттракционы, или ты попутно заезжаешь в магазин, и тебе этот предмет передвижения оставить негде. Ты не можешь его оставить, поэтому передвигаешься от точки дом-парк-дом, а дальше идешь по своим делам, хотя прекрасно можно было посвятить весь день велосипеду. Я тоже получила в подарок велосипед в этом году, он у меня не с таким количеством скоростей, и на ручке ничего не переключается — он такой городской, удобен для того, чтобы я передвигалась от дома до работы, и по каким-то близким местам. Что мне понравилось — я действительно доезжаю быстрее на велосипеде, чем на машине, до своей работы, я познакомилась с большим количеством людей благодаря тому, что стала ездить на велосипеде, это приятно. Я писала об этом на сайте, который мы создали в рамках проекта «Велотур Вятка-Киров 2014», что действительно нет паркинга. Я сейчас не говорю о велодорожках, это мечта, надеюсь, сбыточная, но не ближайших лет, и мы все это прекрасно осознаем.
С. Медведева: Это очень необходимая мечта.
С. Занько: Мы это обсудим сегодня обязательно. Задачи велопроекта мы поставили узкие, исполнимые — например, установка велопарковок, потому что негде оставить этот недешевый предмет. Друзья, нужно помнить не только о велосипедах. Я прекрасно помню, как я с коляской с ребенком передвигалась по городу, нужно куда-то зайти, и ты не знаешь, куда приткнуться. Вижу, как велосипедное движение среди малышей развивается, мамы как раз и ходят с такими маленькими велосипедиками, их тоже негде оставить. Когда мы ставили себе цели установки велопарковок (мы их устанавливаем, чуть позже могу перечислить, где они уже поставлены), мы поняли, что нужны не только торговые центры, которые, безусловно, нуждаются в велопарковках, поскольку это забота о клиентах, это правильная маркетинговая политика. Это должны быть не только офисы, слава богу, наши друзья, коллеги, спикеры, с которыми мы разговариваем, это осознают, они уже устанавливают - «Бизнес-инкубатор» поставил, у спортивных объектов - «Дымка», «Быстрица», «богатыри» поставили, большие торговые центры - «Квадрат» будет ставить. Сегодня утром Светлана Удельная сделала репортаж, в ближайшее время он появится на сайте — устанавливали велопарковку у поликлинике №40, и произошла интересная вещь. Только эту парковку установили, к ней мгновенно подцепились детские велосипеды и коляска. Мгновенно. Когда шел разговор с главврачом, она говорила, что, конечно, должны понять, что сюда приезжают ребята до 18 лет — на велосипедах, мамочки с колясками, все это пытаются занести внутрь, потому что нужно как-то сохранить, а этого нельзя делать, потому что не пройти, не проехать и вообще антисанитария, и мы поняли, что совершенно очевидно, что именно там парковки точно нужны. Именно там — это везде, получается. Заметьте, что я не сказала сейчас про места отдыха, например. Как замечательно, если бы у нас была какая-то велодорожка, велотрасса. Я понимаю, что другие объекты социального значения очень в них нуждаются. Что мы сделали в рамках проекта, который длится больше 2 месяцев — мы нашли производителя, который устанавливает велопарковки со скидкой, практически велопарковка на два места стоит 800 рублей. Дорогие мои, каждый владелец магазина, офиса, чиновник — любой человек, который кому-то что-то хочет подарить, я бы, например, поликлинике это сделала, и сделаю еще этим летом — 800 рублей на велопарковку — это совсем немного, это первое. Второе, о чем задумались по ходу, о чем вы говорили, Ян Евгеньевич, насчет безопасности, это очень важно. Буквально вчера провели переговоры с одной из компаний, которая продает оборудование для видеонаблюдения. Очевидно, что нужно вывести 1-2 камеры на улицу, соединить с общей системой охраны для того, чтобы было понятно, что здесь ведется видеонаблюдение. Я подъезжаю к торговому центру, к поликлинике, стоит парковка, я вижу, что могу прицепить сюда велосипед или коляску, и вижу значок, что ведется видеонаблюдение. Не украдут и не испортят. У торговых центров ведется наблюдение, безусловно, но не забота ли это о своих клиентах прежде всего, когда все это есть? Мы договорились о том, что эта компания будет поставлять оборудование по закупочной оптовой цене. Они практически без выгоды устанавливают, чтобы поддержать проект. Не будем скрывать планов — мы с удовольствием будем пиарить эти компании, если они заботятся так, здесь социальная ответственность проявляется. Это важно, поэтому все, кто заинтересовался, заходите на сайт велотура, там есть координаты, в ближайшее время прайсы будут вывешены. Это всем по силам, на самом деле, но не всем нужно, к сожалению.
С. Медведева: Вернемся на грешную землю. Ян Евгеньевич перед началом передачи говорил, что неделю всего отработал, и уже такой уставший. На самом деле, когда отдыхаешь, видишь позитивный опыт, кажется, что просто счастье есть, возвращаешься домой, и оказывается, что счастье есть не везде. Сегодня мои коллеги на работе активно обсуждают тему велопробега. Никто из них не стал ярым фанатом, но это их заинтересовало.
Я. Чеботарев: Во сколько начало?
С. Медведева: Да, Светлана, расскажите, в чем проблема?
С. Занько: Я думала, что проблема только в одном — в режиме работы тех структур, которые дают разрешение на проведение мероприятия. Надо понимать, что это не какой-то из пальца высосанный пиар-проект радиостанции. Я хочу об этом сказать и нашим слушателям, и тем, кому не нравятся какие-то действия — этот проект возник из нужд людей, которые сюда приходят, с нами общаются. Мы делаем это все для нас всех вместе. Я уже узкие темы обозначила — у нас была задача поставить 30 велопарковок, мы успешно ее решаем сейчас...
С. Медведева: Я уверена, что будет не 30, а больше. Это находит отклик. Когда я даже прост говорю своим знакомым, что мы этим занимаемся совместно, то находится отклик.
С. Занько: Вторая задача — мы хотели, чтобы в этом году появилось 2-3 маршрута по городу, пускай не длинных, наиболее используемых, где можно было бы проехать спокойно. Нужно убрать бордюры для того, чтобы можно было нормально двигаться на этом транспорте. К сожалению, остались старые дороги, где бордюры еще не по СНИПам нынешним, снова напоминаю, что это касается не только велосипедистов, это касается и колясок — я помню, как я ее поднимала, потом переходила и ставила. Здесь еще задачей проекта было, что мы не просим ни у кого денег, прежде всего не просим денег у городской администрации, потому что прекрасно осознаем, что такое бюджет, и на что в первую очередь идут деньги. С другой стороны, мы опять же осознали, что больших денег не требуется, и это можно сделать силами самих ответственных велосипедистов, просто людей — это можно сделать, это простые задачи. От города нам нужно было содействие в плане подсказать, направить, помочь, потому что мы не юристы, не чиновники, не знаем всех процедур. Была большая задача, чтобы город быстрее реагировал на наши заявки, вовремя помогали советом и административными ресурсами, чтобы мы могли это сделать, и мы об этом сообщили властям, главе города, которые присутствовали на нашем первом велопараде, и он с достаточным энтузиазмом воспринял эти идеи. Подали письма 7 июля на очередной велопарад заявку, и два письма — велосипедисты собирали подписи у всех, кто заинтересован в этом, 150 подписей собрали за несколько часов, и я отправила письмо от нашей радиостанции. Главной задачей было в конце концов встретиться — город, ГИБДД как безусловный участник этого процесса, потому что нужно, чтобы все было безопасно, и велосипедисты для совместного обсуждения. Пока ответа на эти письма не пришло, встречи никакой не состоялось, пришел только один ответ на заявку по очередному велопробегу, велопараду. Мы получили отказ, вполне ожидаемый, если рассматривать нашу заявку прямо по тексту — маршрут, безусловно, был неудобный, как написали, так нам и ответили. Но дело в другом. Все были в курсе того, что происходит, все понимали, для чего это делается, и мы рассчитывали, что просто встретимся с городской администрацией, с ГИБДД, отрегулируем маршрут...
С. Медведева: Давайте уточним, для чего это делается. Это делается для пропаганды здорового образа жизни.
С. Занько: Не только, еще нужна подготовка населения к изменению транспортной системы нашего города. С транспортной системой у нас большие проблемы, с траффиком, с дорогами, с общественным транспортом, и как сегодня сказал инструктора по вождению моей коллеги Анны Лапшиной, что лет через 15 на велосипеды все равно пересядет половина участников дорожного движения. Нужно постепенно к этому готовиться. Мы этими велопарадами хотели привлечь внимание не столько городской администрации, потому что они в курсе, уже вроде бы как привлекли, а показать людям, что, товарищи, нас тут много, на велосипеде ездить не зазорно, а очень хорошо и приятно.
Я. Чеботарев: Света, ведь на подобные мероприятия разрешения не требуется.
С. Занько: Конечно, если это не официально заявленный велопарад. Официально заявленный велопарад дает возможность широко озвучить это в СМИ, с призывом, и тогда больше людей узнает, потому что когда мы с вами в первый раз ехали, люди по обочинам стояли, смотрели, а потом писали в группах Вконтакте, в Фейсбуке, почему не осветили, мы бы тоже присоединились. Далее, это дает возможность перекрыть частично движение, как было, например, когда мы проносили олимпийский факел, чтобы быстро проехать, не мешая движению автомобилистов, пешеходов, не нарушая никаких правил. Это дает возможность расширить категории людей, которые участвуют — по закрытой улице могут проехать и дети. Конечно, нам никто не мешает передвигаться по городу определенными группами, соблюдая ПДД, но с этим много сложностей. Никто не мешает людям сесть на велосипед и поехать, конечно.
С. Медведева: На самом деле, то, что придумало в свое время Минспорта, такие соревнования, как «Кросс наций», «Лыжня России» — это как раз пример того, как объединяет людей, как стимулирует людей такое общее мероприятие, для того, чтобы не одним днем побегать и закончить на этом, а побегать дальше. Тут то же самое. Можно покататься в одиночку, маленькими группами тысячу раз, но если человек один раз попадает в общую атмосферу, общее движение, по всей вероятности, он заразится эти на будущее, и всем от этого будет только польза.
С. Занько: Как вы считаете, Ян Евгеньевич?
Я. Чеботарев: Я считаю, что это хорошее начинание. Очень жаль, что администрация не нашла возможности пойти навстречу.
С. Медведева: А вообще чем объясняют?
С. Занько: Я говорила, что как письмо было написано, так и ответили. Невозможно обеспечить безопасность движения по этому маршруту.
Я. Чеботарев: Предложили бы что-то другое.
С. Занько: Да, и переговоры шли, я позвонила в город, как это было в прошлый раз. Естественно, нас наставили на путь истинный, что нужно маршрут изменить, мы изменили, и договорились не об одной машине сопровождения, а о двух, и поехали. Это был первый шар, конечно, не без шероховатостей. Конечно, если будешь все больше и больше производить таких действий, пробегов, парадов, то мы отточим эту процедуру. Я позвонила в городскую администрацию, мне сказали, что да, вы понимаете, что невозможно по этом маршруту, мы ответили, что не возражаем, хотели бы поменять маршрут, воспоминая, как делается легкоатлетическая эстафета, чтобы быстро проехать по Октябрьскому проспекту от танка до улица Комсомольской — там одна полоса движения, широкая и спокойная, можно было бы там проехать. Мне сказали, что да, надо собраться с ГИБДД, городской администрацией, все шероховатости очистить. Встреча не состоялась, потому что горд позвонил в ГИБДД, в ГИБДД сказали, что лучше по этому маршруте не надо, и мы не будем, это сложно. Город сказал — не надо, так не надо, и не будем вообще. Вот что самое грустное. Это не значит, что ничего не будет развиваться...
Я. Чеботарев: Будет, но не с участием городской администрации.
С. Занько: Если шире и дальше мыслить, Ян Евгеньевич, без городской администрации не будет, к сожалению. Будет что-то происходить в наших мозгах, в нашем отношении к этой жизни, безусловно, потому что это лето показывает, что народ позитивен, никакой агрессии не было — будет развиваться, но не теми темпами, что хотелось бы. Наш город все время засовывают в отставание на 7-10 лет от других городов. Это вызывает неприятные ощущения, особенно когда вы приезжаете из-за рубежа, вы понимаете, что у нас не 7-10 лет оттяжки назад, а 70. Это так и есть, а хочется приехать в город из Черногории или Прибалтики, и увидеть — за два месяца уже что-то изменилось...
С. Медведева: Приехал и подумал: смотри, какие они там отсталые, вот у нашего города есть чему поучиться.
Я. Чеботарев: Все на велосипедах.
С. Занько: Еще тут такое наивное ощущение, что, вроде бы, когда есть позитив, есть решение легкое, не требующее денег, вызывающее позитив среди граждан, тебе кажется, что чиновник, глава города должен сказать, что наконец-то граждане занялись хорошим делом!
С. Медведева: Должен сразу же купить велосипед и возглавить это движение.
С. Занько: Начинаешь копаться с Интернете, сравнивать наш город с Москвой, воспоминать опыт Собянина, опыт Набережных Челнов, где уже четвертый год подряд мэр города проезжает на велопараде с бизнесменами, общаясь с ними, решая какие-то вопросы — и там, и сям, и тут, и так а здесь...
Я. Чеботарев: Надо было Никиту Юрьевича пригласить.
С. Занько: Мы Никиту Юрьевича приглашали, на самом деле, но не настойчиво. Я хочу вам сказать, что опыта-то не было. У нас не было желания это делать интенсивно.
Я. Чеботарев: Кстати, идея, когда мэр на велосипеде едет, общаясь с бизнесменами — это интересно.
С. Занько: Это очень классно. Если мэр поедет на велосипеде с населением — я уверена, что его есть о чем поговорить с людьми.
Я. Чеботарев: Будет пробка от желающих проехаться.
С. Медведева: Вдруг люди по ходу дистанции зададут неудобный вопрос?
Я. Чеботарев: Тогда у нас будет очень спортивный мэр, но просто резко-резко ускорится.
С. Медведева: Хотя бы в первых парадах надо оградить от этого. Будем надеяться, что не так все грустно, все-таки погода налаживается. Для велосипедного движения это самое то. К сожалению, это не благодаря чему-то, а вопреки всему, будет развиваться, и по закону философии — количество в качество. Каждый вновь приобретенный велосипед и каждый человек, который выехал на улицу, будет притягивать энергетику развития. Вам в это верится?
Я. Чеботарев: Наверное, да. Еще несколько лет назад велосипедистов было тяжело встретить на улице, а сейчас их много.
С. Медведева: Сейчас их очень много. Я вернулась из отпуска, ехала в машине, за 12 дней немного отвыкла, обгоняла девушку с каким-то трепетом. Наверное, в Кирове пока еще ездить опасно.
С. Занько: Я хочу сказать, что автомобилисты за эти годы изменили свое отношение к велосипедистами. Едут аккуратнее, спокойнее. Жаль, не успела рассказать про опыт Сыктывкара, где это все развилось некоторое время назад, велодвижение поддержали городские и городские, и республиканские власти, в первую очередь поставили велопарковки у всех административных зданий республики и города Сыктывкар.
С. Медведева: Я думаю, что мечты сбываются. Этот лозунг, который мы этим летом задекларировали — развитие велосипедного движения, он не умрет, и движение будет развиваться. По крайней мере, я нам всем этого желаю. Уважаемые слушатели, присоединяйтесь, будет лучше, комфортнее, и вы точно будете здоровее, красивее, и вспомните не раз с благодарностью тот день, когда впервые сели на велосипед.
С. Занько: Аренда велосипеда за рубежом будет вам намного дешевле обходится, чем аренда автомобиля. Начинайте здесь.
Я. Чеботарев: Причем есть смысл как-то намекнуть нашим власть держащим, что это первый шаг к развитию массового спорта, какие-то налоговые преференции.
С. Медведева: Этим лозунгом о процветании здоровья и определенной выгоды мы заканчиваем передачу «Спорт с Медведевой». У меня в студии были Ян Чеботарев, известный вятский юрист и Светлана Занько, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» в Кирове. Всего доброго, садитесь на велосипеды!