Гости: Светлана Удельная, Дмитрий Лиготин, Станислав Мишкин и Григорий Долгих
С. Медведева: Здравствуйте, друзья! Сегодня снова возвращаемся к теме велосипедного спорта, и это совершенно не случайно. Если в прошлый раз мне казалось, что это просто актуальная тема, то прошло совсем немного времени, и я уже на себе начинаю, что на Вятке просто началась велосипедная революция. Меня лично это радует, может, кого-то напрягает. Сегодня в студии предстоит у нас жаркая дискуссия. Конечно, мы все за велосипедный спорт, но каждый по-своему. У нас в гостях Григорий Долгих, владелец магазина «ВелоПрофи», партнера проекта «Эха Москвы в Кирове», спортсмен, чемпион различных соревнований, председатель областной федерации экстремального велоспорта. Также Станислав Мишкин, председатель общественной организации «Велосипедное движение Вятки» и Дмитрий Леготин, директор магазина «Спорт-актив». Также большой поклонник велосипедного спорта, практически уже участник велосипедного движения Светлана Удельная, редактор тематического вещания, руководитель проекта «Эха Москвы в Кирове» «Велотур Вятка-Киров 2014». Здравствуйте, дорогие друзья. Мое последнее впечатление от велодвижения было как раз там, где надо бы впечатлиться развитием фигурного катания и хоккея — это было открытие «Дымки». Множество участников действия и зрителей приехали туда на велосипедах. У «Дымки», к сожалению, нет пока велопарковки,в ближайшем будущем это будет, потому что само открытие показало, что это необходимо. Приехали на велосипедах — не 1-2 человека, а больше двух десятков. По-прежнему уверена в том, что некомфортно тем, кто решил купить велосипед, заняться этим видом спорта — много сложностей в городе Кирове, чтобы получать удовольствие от езды на велосипеде. Давайте сегодня поговорим о том, что делать, как нам эту революцию в мирное русло пустить, добиться максимального результата для того, чтобы всем было хорошо и удобно. С кого начнем?
С. Удельная: Недавно у нас тоже был эфир на эту тему, и вы, Григорий, приходили, и конькобежец Алексей Суворов был. Как раз эта программа и подтолкнула нас на то, чтобы запустить проект «Велотур Вятка-Киров 2014». Мы хотели бы объединить велосипедистов, чтобы мы двигались в одном направлении, объединить их в том числе на пространстве нашего сайта — мы там хотели сделать электронную карту для того, чтобы отмечать веломаршруты, отмечать места, где нужны велопарковки, места, неудобные для проезда, при этом не замахиваясь на городской бюджет — средства спонсоров, бизнесменов, которые тоже приобщаются к такому активному виду спорта и хотят тоже что-то сделать. У нас в планах установить минимум 30 парковок, минимум 20 мест адаптировать в городском пространстве, и, конечно же, в дальнейшем чтобы появился туристический маршрут. Это такие далекие мечты.
С. Медведева: Мечты хорошие. Как нам объединить усилия, чтобы добиться результата? У нас спортивная передача, и не результативной она быть не может.
Г. Долгих: Мы обсуждаем инфраструктуру городскую, парковки, стоянки, или...
С. Удельная: Сейчас много велосипедистов, и мы хотим выяснить: чего не хватает, что должно появиться. Григорий. Дмитрий, Станислав, что вы хотите?
С. Медведева: Мы перемещение понимаем как физическую активность в перспективе спорта.
Д. Леготин: То есть, мы пока не говорим про спорт как таковой. На самом деле, та передача явилась резким катализатором. Я смотрю по городу — начинают появляться парковки, знаки. Очень активно в этом году все взялись, результат есть. В этом году сделано намного больше, чем за последние пять лет.
С. Мишкин: На мой взгляд, незначительные шаги присутствуют, но время идет, если рассматривать по нашему сезон, не в нашу сторону. Нужно гораздо активнее включаться. Допустим, крупные торговые центры до сих пор не оборудованы достойными парковками. Есть на Воровского небольшие паркинги, но они не позволяют удовлетворить все потребности людей, которые катаются. В данном ключе и нам нужно больше встречаться, общаться, принимать решения, направления. Очень здорово, что на «Эхе Москвы» стартовал этот проект. Необходимо обозначить места, где появляется больше активных велосипедистов, обозначать проблемы и решать, решать своими силами. Круг, который собрался сейчас в эфире — это все бизнесмены, у каждого есть свой бизнес...
С. Медведева: Мы со Светланой как-то не очень вписались.
Г. Долгих: А у вас какой бизнес?
С. Мишкин: Бизнес больше связан со строительством сейчас. Поэтому развитие инфраструктуры в плане паркинга вполне по силам. Поставить 3-4 турникета в парке — это реально. Вопрос в другом: насколько парки готовы поддерживая диалог на предмет туристической зоны, как-то катаясь по городу, обратил внимание, что в нашем хорошем, на самом деле, парке Победы нет обустроенной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями, не говоря уже о велосипедистах и людей с колясками. Эти нюансы, конечно, огорчают. Я вижу, что город не стоит на месте, развивается, увеличивают паркинги — это здорово. Я считаю, что идти нужно несколько интенсивнее.
С. Медведева: За счет чего? Как заставить ситуацию сдвинуться?
Д. Леготин: Заставить несложно. Через дорогу находится ВятГУ. Там установлены велопарковки. Стоимость такой конструкции — рублей 500, 1000, может быть. Грубо говоря, это несколько сваренных кусков арматуры. Руководство университета видит, что парковка полностью забита велосипедами, ее не хватает, но что-то мешает им ее увеличить.
С. Мишкин: На мой взгляд, это некий нюанс, который необходимо согласовать с администрацией торгового центра или города, чтобы парковка не нарушала общий вид города.
С. Удельная: Насчет конструктивных нюансов у нас уже есть договоренность с Алексеем Вершининым, начальником управления Ленинского района. Он всячески поддерживает наш проект, он за то, чтобы появлялись парковки. Чтобы установить парковку, нужно согласовать с территориальным управлением, чтобы решить вопросы - кто будет ухаживать за ней, кто будет демонтировать. Здесь никакой сложности нет. Он согласен помогать и с другими территориальными управлениями.
Г. Долгих: В принципе, ребята занимаются этим сейчас, активно пишут письма. Благодаря им появляется ряд парковок.
С. Медведева: То, что в университете — наверное, там нет координатора, который бы пришел к ректору и сказал...
Г. Долгих: Координатор там уже есть. Думаю, вопрос об увеличении парковки будет решен.
С. Медведева: Буквально на прошлой неделе участвовала на олимпийском собрании в Москве и обратила внимание, что не самый легкий по структуре передвижения город Москва, и он гораздо дальше, чем мы с вами, шагнул в сторону велодвижения. Велодорожки...
Д. Леготин: Между прочим, там обязательное ношение шлема, насколько мне известно
С. Медведева: Я про шлемы не скажу, на этом мой взгляд не зафиксировался, но эти автоматы, где можно взять велосипед напрокат, доехать до следующего пункта, его поставить, там уже точно есть. Широкие красные велодорожки точно есть. Понравилось мне.
С. Мишкин: Не нужно ехать далеко, в Москву. В соседнем городе Казани, который принимал Универсиаду, также развита эта инфраструктура. Жители нашего города, которые по привычке ездят туда отдыхать, отмечают тот факт, и они хотели бы, чтобы у нас это было также развито. Было очень приятно иметь такую инфраструктуру, что есть возможность брать напрокат велосипед в одном микрорайоне, сдать его в другом. Это тоже некий шаг для развития бизнеса.
С. Удельная: Григорий, вы сдаете в аренду?
Г. Долгих: Да, конечно.
С. Удельная: А есть такая возможность — брать в одном месте, сдавать в другом?
Г. Долгих: У нас все в процессе.
С. Медведева: Я первый раз узнала об этом в Лондоне на Олимпийских играх, когда Журова появилась передо мной в совершенно спортивном виде. Сказала, что приехала на велосипеде довольно из далекого места. Тогда мне уже было интересно, а в Москве сейчас это становится уже нормой жизни.
Г. Долгих: Чтобы нам сделать резкий скачок, например, как в Москве или в Казани, нужно что-то здесь провести, такое глобальное.
С. Удельная: Дмитрий, я слышала, что у вас такая идея — вывести много людей на улицу, и, может быть, тогда власти обратят внимание?
Д. Леготин: На самом деле, у меня лично нет такой идеи. Я просто хотел бы рассказать о таком явлении, как критическая масса. Это в нашей стране довольно проблематичная акция. Это в конечно итоге приводит к созданию инфраструктуры. Я одно время жил и работал в Сан-Пауло, крупнейшем мегаполисе южного полушария, это город в два раза больше Москвы. Там порядка 20 км велодорожек на весь огромный город. Это привело к тому, что все велосообщество города стало требовать от властей строительства дорожек. Раз в неделю по главному проспекту города шла лавина — час, два они ехали, 50-70 тысяч человек. Буквально через полгода 200 км велодорожек было построено. Сегодня там больше 1000 км. Это борьба граждан за свои права, за свои позиции.
С. Медведева: Велосипедисты Вятки, 708-502. У кого еще какие предложения?
Г. Долгих: Получается акция не совсем законного характера, у нас в государстве все жестко в этом плане. С этим что будем делать?
Д. Леготин: Если бесконечно сидеть на кухне, в студии, жаловаться, то ничего не произойдет.
Г. Долгих: Так никто и не сидит, движение уже началось. Я имел в виду проведение акции не в плане экстремистского характера. Пробовали собрать людей — результатов это не приносит. Во-первых, люди боятся выехать толпой, во-вторых, начинают сразу искать, кто организатор... Доходило до того, что я приезжаю посмотреть, что происходит, ко мне сразу подходят два человека — один в гражданском, другой в форме: «Вы организатор?». У них все четко проработано. Я не думаю, что это принесет какие-то реальные плоды. Я говорил о проведении какой-то Олимпиады, пусть будет она называться как угодно — Велосипеада, еще как-то. По сути, глобальные скачки идут за счет проведения каких-то серьезных мероприятий....
Д. Леготин: До 2170 года ждать, шансов мало.
Г. Долгих: ...когда идут вливания в бюджет, строится инфраструктура, как в Сочи. Это отдельная тема, но что было до Олимпиады в Сочи, и что сейчас, что было до Универсиады в Казани, и что сейчас.
С. Медведева: Это Владимир Владимирович Путин захотел, надо посадить его на велосипед.
Г. Долгих: Получается, нам надо привлечь сюда государственные ресурсы, чтобы у нас произошел скачок в инфраструктуре. Иначе, мы хотим-хотим, но пока нет четкого пути, как мы это должны делать и за счет чего. В этом году появился ряд инициативных людей, которые хотят и видят какие-то решения в этом вопросе. Первое — это проект на «эхе Москвы»...
С. Медведева: Григорий, секундочку, у нас звонок в студию. Может, кто-то идею еще даст. Слушаем вас.
Слушатель: Здравствуйте. Меня зовут Игорь. Я бы хотел спросить вас по поводу велосипедного сообщества. Мне кажется, надо людям дать этот тренд, чтобы они поняли, насколько это круто — покупать велосипеды и кататься, а потом уже, когда более-менее активная масса наберется, это все организуется само. На данный момент, я считаю, это не настолько массово, хотя, конечно, много людей катается. Тем не менее, именно за критическую черту не зашло еще.
Г. Долгих: Я считаю, что мы уже подошли к этой критической массе. Нас много, надо решать, а что решать? Мы сейчас пока находимся в этой точке.
С. Мишкин: Для того, чтобы привлечь еще больше любителей велосипедного спорта, нам нужно об этом активно заявлять. Отсутствие парковок — это некий страх оставить велосипед на рабочем месте или дома. Отсутствие дорожек, путей, по которым можно передвигаться — это не привлечет, нужно двигаться...
С. Медведева: У нас еще звонок. Слушаем!
Слушатель: Добрый день. У меня есть такое предложение — у нас есть «Лыжня 2014-2015», а почему бы не сделать «Велопробег 2014»? тот, кто желает, сам выйдет и сам покатится.
С. Медведева: Это хорошее предложение, можно даже не ждать федеральной инициативы.
С. Мишкин: Спасибо за предложение. Честно сказать, проводятся соревнования внутри области, привлекаются туда отдельные люди, которые активно занимаются велосипедным спортом и соревнуются. Пробеги там бывают и 20, 30 км. Если мы заглянем немного в историю, то были крупные...
С. Медведева: Сегодня активность в студии просто радует. Алло!
Слушательница: У меня вот какое предложение — нужно подключить сюда областное здравоохранение. Посмотрите, у нас кругом ходят молодые «беременные» мужчины. Что же с ними будет через 10-15 лет? Это сплошные инвалиды будут.
С. Медведева: Спасибо за ваше замечание, вы правы совершенно. Велосипед — один из способов борьбы с этим.
С. Мишкин: Насчет аналогии и «Лыжней-2014». Соревнования проводятся, и там есть группы для новичков. Там небольшой маршрут, несложная трасса, любой желающий может прийти и поучаствовать.
С. Удельная: Мне кажется, просто не все знают, что проводятся такие соревнования.
С. Мишкин: В этом году все-таки активировалось это направление, думаю, желающих будет больше, будет более полноценное все освещено.
С. Удельная: У нас на сайте все это будет сделано в одном месте, все новости, все анонсы.
С. Медведева: Тем временем, у нас снова звонок в студию. Слушаем!
Слушатель: Почему-то говорят: велодвижение, велоспорт. У нас же кроме спортсменов много простых велосипедистов, которые участвуют во всех мероприятиях, много энтузиастов, которые проводят эти мероприятия. Говорят, что надо проводить велопробеги, как «Лыжня Россия». А у нас же открытие летнего сезона было, буквально в прошлые выходные было движение в Чепецке, велопоход туда обратно. Такие энтузиасты, как Денис Репин, Костя Краев, собирают народ, сами, добровольно.
С. Медведева: Спасибо. Я согласна со слушателем, что начинать надо не со спортивных соревнований, а с таких акций, как «Лыжня России», «Спорт наций». Это не спорт в чистом виде.
Д. Леготин: От проведения велопоходов велопарковки не появятся. Тут нужно четко разграничивать, что мы хотим. Если мы говорим о создании велоинфраструктуры, то мы должны учитывать интересы не спортсменов и туристов, а обычного потребителя, налогоплательщика, жителя города, который использует велосипед как средство передвижения. Он — полноправный участник движения. Это абсолютно другой вообще другой вопросов, чем проведение каких-то соревнований. Велоспорт — это очень больная тема для нашей области. Это имеет мало отношения к инфраструктуре и создании комфортной среды для велосипедистов в городе. Естественно, мы не говорим о том, то нам построят велодром, велотрек, какие-то скоростные трассы. Мы вообще это не обсуждаем, мы говорим сейчас о том, чтобы человеку было комфортно, безопасно доехать до университета, до завода, оставить там велосипед и спокойно вернуться домой вечером.
Г. Долгих: Я сначала спросил, что мы обсуждаем: спорт или инфраструктуру, потому что это вещи разные, хотя с другой стороны — близкие темы. У нас спорт кросс-кантри, пересеченная местность, у нас есть для этого огромные масштабы. Нет никаких помех в виде машин, ограничения по территории. Другое дело — инфраструктура, на нацелена на простого пользователя велосипеда. Просто человек купил велосипед, хочет кататься. Где он будет это делать, каким образом? Давайте тогда сконцентрируемся на этом.
С. Медведева: Мне кажется правильнее пока сконцентрироваться на этом. Из количества в качество – никто еще не отменял этот закон философии.
С. Мишкин: Даже спортсменов-любителей может быть 100 человек, 150, а вот обычных участников дорожного движения – тысячи.
С. Медведева: А еще желающих примкнуть к ним – я одна из них.
Г. Долгих: Причем как это происходит: человек не сразу становиться спортсменом-велосипедистом, это очень редкий случай. Происходит так, что хочется передвигаться быстрее. Купил велосипед — зацепило, поездил-поездил, хочется большего.
С. Медведева: Я хочу с пользой для здоровья провести часть времени в выходные, в деревне у себя.
С. Мишкин: Это хорошая альтернатива, лучше ездить на велосипеде, нежели на велотреке в спортзале.
С. Удельная: Я недавно посмотрела результаты опроса, почему люди не пересаживаются на велосипед, и лидирует ответ: «Не знаю, где оставлять, боюсь, что велосипед украдут». Появился проект, не в Кирове его придумали, но хорошо, что дошел до нас — проект «Можно с велосипедом», такие наклейки появляются на входных дверях офисов, торговых центров. Если вы, слушатели, видите их, значит, вы можете заходить туда со своим велосипедом и там его оставлять. Значит, мы ставим план сделать 30 парковок минимум в этом году. Уже в эту пятницу будет установлена велопарковка возле ТД «Европейский» — получается, это наш первый результат. Также у нас есть договоренность, появятся велопарковки рядом с магазинами «Квадрат».
С. Медведева: И еще постараемся, чтобы появилась у «Дымки», у «Быстрицы» уже есть.
С. Удельная: Давайте конструктивно, уже много времени мы сидим с вами в студии. Что конкретно еще надо и что для этого нужно сделать?
Д. Леготин: Нужна разъяснительная работа по правилам дорожного движения, чтобы каждый четко знал. Я вот сам сейчас не понимаю, как регламентируются правила движения велосипедистов по городу. Вступали в силу, то ли не вступили поправки, то ли можно по тротуарам, то ли нельзя, то ли скоростью пешехода, то ли нет. Идут слухи, что после полуночи будут велосипедистов останавливать по распоряжению МВД. Что происходит? Ты едешь домой с работы в полпервого ночи, тебя хватают и начинают документы проверять. Что не так?
С. Удельная: Несколько дней назад меня остановили, проверили велосипед, мой не мой, номер записали — действительно проверяют. У меня вопрос: имеют ли право, почему проверяют? Если я велосипед украла, извините, может, телефон я тоже украла — я что, должна носить документы на телефон? Мы уже во вторник в рамках программы «Дневной разворот» будем в этом разбираться. Так что, слушатели, если вас останавливали, если вас беспокоит вопрос - носить с собой документы на велосипед, чеки или же нет, настраивайтесь на нашу волну во вторник.
Г. Долгих: Вот вы едете на своем велосипеде, это ваша собственность, все здорово. А представьте, что у вас его украли. Неприятная ситуация. С этого ракурса вы смотрите на эту ситуацию совсем по-другому, а вдруг остановят именно того человека, который украл ваш велосипед? Моя рекомендация такая: у всех есть паспорт-чек на велосипед, просто сделайте копию.
С. Удельная: Не у всех. А если подарили? А если я сама его собрала?
Д. Леготин: А в два часа ночи нельзя?
Г. Долгих: Никто не говорит, что можно-нельзя, просто в два часа ночи ты больше привлекаешь внимания на велосипеде, чем днем, в потоке.
Д. Леготин: То есть, укравшие велосипеды, по логике, ездят только по ночам?
С. Удельная: Вот эта тема будет у нас во вторник. Думаю, будут такие же жаркие обсуждения, как и сейчас.
Г. Долгих: Если есть документы — сделайте фотографию на телефон, ксерокопию.
С. Удельная: Совсем мало времени остается, давайте дальше. Что еще надо?
С. Мишкин: Нужны маршруты. Город у нас красивый, облагораживается, улучшается инфраструктура, в том числе дорожное покрытие, но нет маршрутов. Все хаотично куда-то пытаются заехать, посмотреть. Есть достопримечательности в городе, которые нужно посетить, посмотреть. Многие приезжают с области в Киров на велосипедах. Мы встречаемся с людьми такими. Это не велодорожки, а направления, куда можно поехать.
С. Удельная: В рамках проекта у нас будет такая карта на сайте.
С. Медведева: Я согласна со всеми. По моему опыту, какие-то массовые публичные акции тоже дают результат. Давайте как-нибудь запланируем, соберемся. Готова поучаствовать. Например, на Театральной площади, чтобы не перекрывать движение. Может, посмотреть на каких-то маститых велосипедистов.
С. Удельная: А мы будем перекрывать движение. У нас в планах провести велопарад, на который мы пригласим первых лиц города, бизнесменов и просто любителей-велосипедистов. Это будет законно, чтобы показать, что нас много, что сейчас на велосипедах ездят не только молодежь, спортсмены, но и люди солидные.
С. Мишкин: Дополню один аспект: нам нужно объединяться…
С. Удельная: Для этого мы и запускаем наш проект и сейчас в студии сидим.
С. Медведева: Объединение уже идет, я вот вас уже знаю в лицо, знаю, что вы наши союзники – это уже какое-то движение вперед. Дорогие друзья, впереди у нас Олимпийский день. «Эхо Москвы в Кирове» совместно с Олимпийским комитетом России и с представителем комитета в Кировской области «Олимпийском орбитой» объявили конкурс рассказов на тему «Одна страна — одна команда». Если вам как-то запало в душу Сочи 2014, в любой варианте и аспекте, пожалуйста, пишите свои короткие рассказы, присылайте на «Эхо Москвы», будут замечательные призы. Подробности на сайте. Дорогие друзья, уже не остается времени повторить, кто был в студии со всеми регалиями, поэтому скажу огромное спасибо Григорию Долгих, Станиславу Мишкину, Дмитрию Леготину, Светлане Удельной. В студии была Светлана Медведева. Всего доброго, до свидания.