Многие сейчас рефлексируют об исчезновении Вятки, её домов и улиц, но вместе с Вяткой из города исчезает и тот самобытный Киров, который дал нам производственную мощь, парки и трудовую славу, на базе которых мы до сих пор живём. Речь об исчезающих топонимах – названиях советских магазинов и заведений, которые стали настоящими городскими ориентирами для жителей города. Например, магазин «Автолюбитель» на Лепсе, 43, давший название целому кварталу-лабиринту панелек. Или ещё более яркий пример – магазин «Мечта» на Московской. Его нет уже более десяти лет, но и остановка осталась, и объявления о продажах квартир на сайтах висят с пометкой «район магазина Мечта».
Больше всех топонимов «выкосил» «Глобус»: «Садко» на Маршала Конева, 9, «Мечта» на Московской, 149, «Русская тройка» на Чапаева, «Звёздочка» на Октябрьском проспекте, 141, «Рассвет» на Воровского, 95, «Колос» на Комсомольской, 37, «Север» на Октябрьском проспекте, 16, «Океан» на Карла Маркса, 38. Некоторые ещё держатся в названиях остановок, часть остаётся в речах коренного населения, но все они медленно угасают.
Есть примеры, где название сохранилось, несмотря на исчезновение самого объекта:
«Алые Паруса» на перекрёстке Октябрьского проспекта и улицы Московской, был кинотеатр - сейчас жилой комплекс. «Глобус» на Воровского, 94 было кинокафе - сейчас супермаркет.
«Дом Фото» на Горького, 54 сменил свой профиль и стал обычным торговым центром.
Есть и прекрасный пример возвращения из небытия. Магазин торговой сети «Продуктовая лавка» на перекрёстке улиц Горького и Калинина в 2014 году вернул себе на фасад название «Буревестник» (на фото). По мне – это отличный маркетинговый ход, к которому стоит присмотреться и маркетологам «Системы Глобус». Если рядом со стандартной вывеской на супермаркетах этой сети появятся старые названия магазинов, то городское пространство не будет таким обезличенным.
Хочу подчеркнуть: это не ностальгия по советскому прошлому, а желание вернуть каждому микрорайону его идентичность и некий культурный код.