И здесь читатель наверняка хочет спросить: «А что ты предлагаешь?! Строить плотнее, как в Гонконге?! Чтобы окно в окно все смотрели?!»
Я предлагаю строить плотнее, но не так высоко. Квартальная застройка позволяет добиться необходимой для комфортного города плотности застройки, но не превратить район в перенаселённый муравейник. Что такое кварталы, вы знаете по центру любого старого города, будь то Москва, Питер или Париж. Дом, понятный двор, понятная улица. Приватное пространство двора для жильцов, общественное пространство улицы с активными фасадами для всех.
К сожалению, за нашими окнами не прекрасный русский простор из рекламных буклетов застройщиков, а бесконечные поля муравейников, парковки, непонятное благоустройство. Может быть, именно из-за этого и появляется желание залезть повыше с перспективой до другого края города, чтобы глаза не видели этих жалких деталей повседневности?
Многие считают такое положение дел нормальным и боятся потерять даже это. Представить картину, как всё могло бы быть, сложно и непривычно, поэтому жители яростно защищают своё Мурино или Некрасовку. На деле мало кто задумывается, что этот самый «простор» между домами и тянет городскую среду на дно.
На чьём это балансе?
Микрорайоны были хороши в прошлой экономическо-политической системе страны, когда у всего был один владелец – государство. В сегодняшней реальности жители могут сами начать управлять домом или выбрать управляющую компанию из другого района. Появилась свобода, но встаёт вопрос разграничения пространства.
С кварталами предельно ясно, где проходит граница участка: сам дом является границей. Когда у вас дома хаотично разбросаны по участку, то появляется вопрос определения границ. Понятно, что в интернете и на кадастровой карте всё будет отмечено, но как перенести виртуальные границы на местность, чтобы дворник или газовик на месте поняли, на чьей земле им надо работать и кому выставлять счёт? В Москве из-за такой неразберихи государственные службы в своё время специально устанавливали заборы посреди микрорайонов, чтобы дворники не заходили на «чужой» участок. В итоге получалась имитация зоны с заборами разных цветов.
Часто в микрорайонах территория оказывается ничейной, и появляются пустыри. Это хуже всего, ведь такое место становится началом конца всего микрорайона. Теория разбитых окон прямо говорит: когда у места нет хозяина, оно становится началом асоциального поведения, которое распространяется на территорию вокруг. Победить это явление очень сложно.
Сколько это стоит?
Вы таки не поверите, но всё в наше время стоит денег! Клочок земли, асфальт на парковке, песочница, газон, разметка – это всё является общим имуществом, за содержание которого мы ежемесячно получаем платежи в почтовый ящик. Чем этого имущества больше, тем больше этих денег и ресурсов требуется. Содержание небольшой площадки и парковки будет стоить в разы меньше, чем гектар газонов, асфальтовое поле и три детских городка. Гигантомания – дело дорогое.
Есть одно но: в России люди не платят полную стоимость содержания своего имущества. Разницу косвенно компенсирует бюджет города. Если в Москве большая придомовая территория и безграмотное управление компенсируется кучей денег, то остальная Россия представляет собой поле боя: денег и нормальной системы управления просто нет. Не забывайте, город должен не только компенсировать расходы жителей на ЖКХ, но ещё и содержать улицы. Жалуетесь на плохие дороги или убитые тротуары с газонами? Виной всему расточительность и слишком дорогое обслуживание широкой улицы и уравниловка с элементами халявы.
Сколько стоит содержать квадратный метр газона или дороги в России, узнать сложно: суммы либо занижены из-за небольшого бюджета, либо это просто никто не считает. Даже продвинутые конторы, которые считают деньги и эффективность, чаще всего не включают в эту сумму амортизацию. В Москве только на фонд оплаты труда дворника ГБУ «Автомобильные дороги» нужно порядка 70000 рублей при графике 5/2, для ежедневной уборки сумма возрастает до 90000. При нормативе 800 кв.м. на человека получается 112 рублей/кв.м. в месяц только на зарплату и налоги. Есть ещё дополнительные затраты: расход, перевозка, складирование ПГМ, нейтрализация солевого загрязнения почв, ремонт повреждённых дорожных покрытий, вывоз и плавление снега, откачка затоплений и так далее. Иными словами, если всё сложить, то получится приличная сумма.
Парадокс в том, что чаще всего общее имущество просто висит на жильцах: от него либо нет толку, либо оно по факту используется кем-то одним. Возьмём газоны у домов – почему они появляются? На каждого жителя требуется определённое количество зелени, но никто не уточняет, что именно должно расти. Для застройщика легче всего кинуть килограмм семян травы и спихнуть дом на жителей. Де-юре всё чисто, но чтобы из травы получить нормальный газон, нужно приложить очень много сил и средств. Поэтому де-факто жители получают кусок земли, где ничего нет. Травка среди асфальта не сделает среду приятнее, воздух чище, а двор тише. Для жителей было бы лучше засадить это место кустарниками или деревьями, но это ведь дороже! Можно ещё
вспомнить про парковку, за содержание которой платят все, а пользуется кто-то один.
За пределами родины ситуация с привычными глазу панельками уже совсем иная: там жители платят за своё имущество сами и считают деньги. Поэтому в Германии жители ясно понимают свои возможности и убирают из дворов всё лишнее – то, что требует денег на содержание, но чем особо не пользуются жители. Хотите хорошую детскую площадку или мини-парк – так идите в этот самый парк и делайте там свои дела! Аналогично в Польше, Чехии и Финляндии. В этих странах жильцы, может быть, с радостью дали бы застроить пустырь или газон у дома – бремя содержания стало бы в разы меньше.
Теперь посмотрим на кварталы. Дома стоят плотнее, дворы и подъезды меньше – содержать такое хозяйство проще и дешевле. За счёт этого получается создавать аналогичное число квадратных метров и приятную среду: на это остаются деньги.
Внутри небольшого квартала есть двор. Вся его площадь используется: где-то цветники, где-то детские площадки, земля под окнами отдана жителям первых этажей, они там имеют свои участочки и ухаживают за ними.
План:
С улицей в таком случае тоже не возникает проблем. Тут тоже всё используется: полоса движения, парковка, велодорожка, тротуар, здание:
О том, как должно быть, подробно читайте на примере европейских районов. Ссылки в конце поста.
Хватит раскидываться землёй
Земля в городе – самый дорогой и ограниченный ресурс. Расти вширь городу нельзя: это создаст ещё больше проблем для бюджета и жителей. Поэтому использовать землю надо с умом. Когда у вас из общего пользования выпадают десятки тысяч квадратных метров территории просто так, то в минусе абсолютно все. Даже на фотографиях одного района Кудрово в Петербурге видно, сколько территории пропадает.
Метр «газона» на улице или среди асфальта во дворе никому не нужен, ему место в парке, где люди смогут играть и устраивать пикники на нём. Деревья городу нужны, но устраивать лес бессмысленно: территория вокруг дерева должна использоваться людьми, поэтому в мире придумали приствольные решётки и скамейки в теньке.
Как всё это работает? Давайте прогуляемся по району. Вы стоите внизу и не понимаете, что где находится. Где начинается двор? Где заканчивается улица?
При таком планировании невозможно сделать нормальные первые этажи зданий, да их и не делают. Здание и тротуар разделяет обычно кусок земли с травой, часто его защищают забором.
Иногда расстояния слишком большие, застройщик не хочет тратить деньги на благоустройство, и под окнами образуются огромный никому не нужные пустыри.
Вся эта земля, засаженная травой, никак не будет использоваться. Люди почему-то утешают себя тем, что трава даёт кислород ((( Ага… Это всё совершенно бесполезные участки, от них никакого толка нет, только траты на обслуживание.
Забавно наблюдать, как проектировщики пытаются хоть как-то организовать пространство на этих футбольных полях. Это мне напоминает дизайнера, которому впервые выпало сделать дизайн большого санузла, а он в своей жизни не видел ничего, кроме деревенского деревянного сортира. И вот он начинает расставлять 3 раковины, унитаз, биде… ванную угловую побольше… Заходишь потом в такой санузел и думаешь: кто это вообще сделал и зачем? Вот тут такая же история.
На пустырях появляются непонятные узоры из заборов, какие-то безумные дорожки, по которым никто никогда не будет ходить.
Сделать хорошее благоустройство на таких огромных площадях просто невозможно. Точнее, возможно, но это будет стоить миллионы рублей. Платить за это никто не будет, так что обычно застройщик ограничивается покупкой в ближайшем магазине ОБИ дохлых саженцев по 200 рублей и цветов, которые помрут через месяц.
Но в целом всё отдаётся на откуп природе! Трава сама вырастет.
Дальше народ начинает протаптывать себе дорожки.
Вы только посмотрите на этот ужас! Как они работают с пространством! Тут можно посадить небольшой самолёт, но, что ещё хуже, через 5 лет ремонт одного тротуара обойдётся жителям как благоустройство небольшого двора! Это ли не преступление? Не надо ли их за это судить?!
Сверху всё становится нагляднее. Если вы закрасите участки, которые будут использоваться жителями, то поймёте, что полезной площади тут не более 10%.
Всё остальное – это просто балласт, который будет годами высасывать деньги из жителей и города. Весь этот асфальт никому не нужен в таком количестве, все эти газоны и тропинки не будут использоваться.
Хочется ли вам здесь гулять? Хочется ли здесь находиться?
Ужас
Никогда здесь не будет ничего хорошего.
Возможно, отдельные деревья вырастут… а, может быть, и нет. Проект сдан, застройщик поехал гадить на соседнее поле.
Хороший пример того, как делать нельзя.
Питер, Кудрово, 2017 год…
Что делать дальше?
Старые микрорайоны можно понять и простить, хотя лучше всё же оптимизировать расходы. Зато новые районы обязательно нужно строить с мыслью о том, что за содержание всего этого кто-то будет платить. Можно строить компактнее, но с сохранением комфортной среды вокруг. Небольшой, но продуманный зелёный двор под окном может притягивать взгляд не хуже, чем соседняя панелька в ста метрах от вас.