Мы живем в таком мире, когда каждый старается заработать деньги так, как умеет. Зачастую выбранный способ оказывается далеко не самым честным… Так случилось и в этот раз.
Не так давно прочитал статью про благотворительный фонд. Казалось бы, уж куда такой организации подаваться в мошенники, но нет. Их способ оказался очень изощренным.
Суть всего проста – во всех городах страны проводить акции по сбору средств на «лечение детей», причем собирать деньги должны тоже…дети. «Даже 5-10 рублей могут помочь вылечить Ваню Иванова», - говорят подростки с жалостливым видом.
Главная организация находится в г.Красноярск (благотворительный фонд, организованный там, является юридической фирмой). Они придумали интереснуюбизнес-модель (да-да, именно бизнес-модель, не иначе): нанимают «гражданских активистов» из среды подростков посредством координаторов, выдают детям форму в виде желтой накидки с надписью «Гражданский активист» и ящик для сбора денег, на котором наклеена фотография «больного ребенка» и прописаны разные страшные диагнозы, а также суммы для сбора. К тому же каждому активисту выдаются копии документов: об организации, реквизиты, необходимые телефоны «родителей» «больных детей».
А гражданские активисты имеют процент от собранных денег.
Для того чтобы понять, в чем вся соль мошенничества, необходимо разобрать действия поэтапно на личных примерах:
1) 18 июля поймал я такого «гражданского активиста» на улице, который бегал от одного человека к другому и буквально приставал, требуя пожертвовать на лечение ребенка. Активистом оказался ученик 8-ого класса известного лицея нашего города, который с пеной у рта доказывал мне благую цель своей деятельности. И ему, видимо, настолько внушили правильность его действий, что было видно, что он действительно в это верил, пока я ему не начал раскладывать все по полочкам. После чего к нему начало приходить осознание того, что он фактически помогал мошенникам (сам факт, конечно, должен назвать суд, но, простите, по-другому просто язык не поворачивается их назвать). Я позвонил в полицию и написал заявление с просьбой разобраться с деятельностью данной организации и провести проверку.
Конечно, этот парень сразу не захотел больше «работать» в этой организации, после я призвал его, чтобы он поделился с друзьями своим опытом и мог предупредить остальных.
2) Ситуация стала развиваться, и по звонку приехала некая Анастасия 18 лет, которая нанимала подростка на эту работу, но очень сильно настаивала, что она всего лишь просто такая же активистка, как и тот парень. Она с еще большим рвением пыталась мне что-то доказать и убедить в благих целях их деятельности, но только сложно меня сбить с толку и было много нестыковок. Во-первых, она сказала, что искала работу и наткнулась на вакансию «гражданского активиста», и теперь это ее гражданская позиция, и она просто помогает людям (я сам понимаю, что это такое, и, конечно, ее понимаю, если она тратит какую-то часть своего времени на общество), но!
Она настаивала, что деньги этим сборщикам в конце «смены» выплачивает из личных средств, я, конечно, допускаю, что ее содержат состоятельные родители, которые могут себе позволить содержать дочь и чтобы она каждый день платила десятерым активистам эти премии (да-да, именно столько их было на данный момент у нас в городе, это сказал тот парень и она подтвердила). При этом другой активист говорил, что им прямо тут же из этих денег отдают до 20% от собранных.
По его же словам, можно собрать 3-5 т.р. за день, можно работать, сколько хочешь, но минимум 3 часа. Подросток, которого я увидел, сказал, что работал около часа, а в боксе находилось больше 2-3 т.р. Мелочи мало и много «соток», а девушка пыталась доказать, что удается собрать только 500-1000 р. за смену.
Раньше я думал что больные дети «вымышленные», а оказывается по-другому – они вполне реальны и у них действительно проблемы. Но ребенок, для которого собирались деньги в данном случае, его родители с этим фондом сотрудничают 2 года и за все это время было перечислено примерно 1100 т. р.
Я провел беглый анализ и выяснил, что для этого же ребенка собирались и в других городах, и если мы даже скромно посчитаем, то получаются интересные суммы вдесятки млн. рублей! Но где они? - правильно, большая их часть остается в карманах людей в этой длинной цепочке.
Я нашел сайт этого фонда (aureya.org), на сайте НКО должна быть подробная информация и отчеты, информация есть лишь в виде телефона и почты, адреса нет, а отчетов нет, есть лишь 4 проекта, 2 закрыты и 2 открыты. В виде перечислений собранных средств семьям этих детей.
Суммы интересны. Общая сумма меньше 3 млн. Это за 11 лет деятельности фонда по всей стране.
Документы на сайте выложены почему-то все очень плохого качества, что с трудом можно что-либо разглядеть. Устава нет, есть лишь свидетельство и выписка ЕГРЮЛ.
Юридический адрес нашел только в каком-то документе: Красноярский край, Уяр, ул Кравченко 7-58. Видимо, просто квартира, которая находится рядом с администрацией района…. Интересно.
Та девушка Анастасия сказала, что в Кирове они тоже располагаются в квартире. Платежи за нее осуществляются непонятным образом. Точнее, девушка была осведомлена, но сообщать точную информацию не собиралась или затруднялась, так как не была готова к вопросам такого характера. Она была научена отвечать только на вопросы, связанные с доказательством действительности помощи нуждающимся детям, бегала за мной и просила поговорить по телефону с мамой ребенка. Кстати, мама проживает в Краснодаре. Не близко.
Несколько раз звучало, что у фонда есть спонсоры, но кто они – осталось неизвестным. Из сети интернет много читал, что якобы спонсоры благодарят этих гражданских активистов премиями. Но Анастасия отмалчивалась по этому поводу, и стало видно, что со мной тяжело говорить и что я «не ведусь». Она сменили тактику и вообще отошла в сторонку. Ну, потеряли одного активиста и что? Найдут сотни других!
Стоит только ввести в поисковик их название, и, кажется, статьи выскакивают из всех уголков нашей страны. И все их подозревают в мошенничестве. В Кирове тоже, наверное, почти все СМИ написали о них, но все равно люди активно кладут свои честно заработанные в ящичек…
В свою очередь, считаю необходимым, чтобы правоохранительные органы вплотную занялись деятельностью этого фонда. Также стоит рассмотреть на законодательном уровне запрет такого рода пожертвований (как раз читал статью, что крупные благотворители договорились, что не занимаются больше таким видом сборов). К тому же стоит активизироваться всем обществом и пресекать деятельность таких мошенников путем вызова полиции, либо доходчиво объяснять им, что их деятельность не только не правомерна, но и опасна как для них самих, так и для общества.
Необходимо продумать максимальное оповещение родителей и детей о том как это все происходит.
Кстати, родители подростка, который попался мне сегодня, были в курсе и одобрили его работу, т.е. это говорит, что они не включились в суть и не подумали, как и большинство людей, кто отдал в этот фонд свои деньги.
Нужно понимать, что есть не только активисты, которые забирают себе 20% «выручки», но и их координаторы, и главарь схемы в городе, это еще, как минимум, 20%, потом есть головная организация в Красноярске, а это еще неизвестно сколько. И, как я писал выше, даже по примерным подсчетам они должны зарабатывать в год не один десяток миллионов рублей, а потратили за 11 лет меньше 3… Тут возникает резонный вопрос: «Где деньги, Зин???»
PS: очень жаль родителей этих детей, неизвестно сколько им так звонят и просят подтвердить что их ребенок действительно нуждается в помощи… но они вынуждены, т.к. им некуда больше идти, или так проще. Но факт в том, что их детей просто используют ради наживы…