На специальной сессии только что завершившегося Петербургского международного экономического форума были объявлены результаты Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах. Это — одно из ключевых событий не только для специалистов в сфере привлечения и сопровождения инвестиций, но и для всех сотрудников региональных управленческих команд.
За время существования Национальный рейтинг состояния инвестклимата доказал свою эффективность в оценке усилий властей всех уровней по улучшению условий ведения бизнеса в регионах, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.
Как известно, с 2014 года составлением Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах занимается Агентство стратегических инициатив (АСИ). По результатам рейтингования-2016 впервые была применена практика закрытия полных результатов межрегионального сравнения. К сожалению, она продолжилась и в 2017 году — как и год назад, были объявлены только топ-20 территорий.
Однако даже эта дозированная информация позволяет прийти к определенным выводам.
Во-первых, ни один из регионов, находящихся в центре внимания читательской аудитории «7x7», — Республики Коми, Карелия, Марий Эл, Кировская и Рязанская области — не попал в лидеры инвестиционного рейтинга. Это вынуждает сделать довольно неутешительное обобщение: этих регионов просто нет на карте инвестиционной привлекательности России.
Лидером рейтинга, как и в прошлом году, стала Республика Татарстан. В первую пятерку также вошли Чувашская Республика, Москва, Тульская и Калужская области. Наилучшую динамику в двадцатке лидеров по интегральному показателю продемонстрировали Воронежская, Ивановская, Ленинградская, Костромская и Московская области.
Важно отметить, что, по мнению АСИ, нацрейтинг нужен прежде всего для формирования системы стимулирования глав территорий. Всем губернаторам было бы, по крайней мере, приятно узнать, что в рейтинге-2017 позиции их регионов улучшились. Но такое невозможно. Регионы находятся во взаимно конкурентных обстоятельствах. И это неудивительно, ведь инвестиционный климат различается при сравнении одного субъекта федерации с другим.
Разницу в инвестклиматических характеристиках должна нивелировать подготовленная в конце прошлого года система целевых моделей регулирования и правоприменения по 12 показателям национального рейтинга. Каждая из моделей представляет собой комплекс мероприятий, которые призваны обеспечить благоприятный инвестиционный климат по заданному приоритетному направлению. Для этого определено целевое состояние (как правило, усредненное по всем российским регионам) и фактически имеющееся.
Результаты ранжирования-2017 свидетельствуют, что первая двадцатка не только улучшает свои инвестклиматические показатели, но и заметно отрывается от остальной России.
Составители нацрейтинга аргументируют это динамикой изменяемых показателей. У регионов-лидеров за 2016–2017 год улучшились абсолютные значения по следующим направлениям: сокращение количества процедур при получении разрешения на строительство и при регистрации прав собственности, отвечающее современным требованиям развитие региональных порталов, ориентированных на помощь представителям малого и среднего бизнеса. У находящихся за пределами топ-20 регионов, напротив, отмечено ухудшение показателей: увеличивается количество запрашиваемых различными органами документов, сокращаются места в бизнес-инкубаторах и в технопарках, но главное — усиливается административное давление на бизнес.
Таким образом, усиливается дифференциация российских регионов. Помощник президента России Андрей Белоусов сказал по итогам презентации нацрейтинга-2017: «Сейчас и в правительстве, и в администрации президента РФ завершается работа по реформированию системы оценки губернаторов. Знаменитый указ президента будет пересматриваться. Он существенно упрощается — и рейтинг туда войдет». Белоусов предложил материально поощрять регионы, которые демонстрируют высокие результаты.
«Рейтинг, который мы обсуждаем, станет одним из показателей, по которым будет оцениваться работа губернаторов, это во-первых. И во-вторых, эти показатели будут подкреплены существенными — хочу это подчеркнуть — материальными мотивациями», — сообщил помощник российского президента России. На материальное поощрение, по его словам, могут рассчитывать не только регионы, но и сами губернаторы: «И личные [мотивации], и субъекта — как угодно. И те, и те».
Олег Реут, инфографика Сергея Маркелова, «7x7»
Оригинал