Зав.кафедрой филологии и методики Педагогического института Иркутского государственного университета, д.ф.н., профессор О.Ю. Юрьева опубликовала петицию студентов 5 курса Отделения гуманитарно-эстетического образования по итогам их встречи с замминистра образования Е.А.Торуновым. Она отметила, что вернувшиеся с этой встречи студенты заявили: «Если мы и собирались пойти в школу, то теперь точно туда не пойдем! Что можно ожидать, если мы не нужны даже собственному министерству!».
То, как вёл себя и что говорил господин Торунов, беседуя с потенциальными учителями, свидетельствует, во-первых, о его кристальной честности, что похвально, во-вторых, о некоторых его личностных качествах, которые присущая ему честность не позволила скрыть от посторонних глаз, как часто бывает, - ну, чиновник такой, какой уж есть, во всей красе. Будучи одним из руководителей региональной системы образования чиновник Торунов не потрудился каким-либо образом скрыть собственное нелестное отношение к педагогам. Студенты свои ощущения выразили так: "...еще никогда мы не чувствовали себя настолько униженными, какими-то лузерами, потратившими пять лет неизвестно на что. В течение пяти лет нас готовили к нелегкому труду учителя, предупреждали о трудностях, и мы были готовы к ним, но мы не готовы были к тому, что нас за это презирает даже наше собственное министерство".
Выпускники ждали от встречи разговора, как было заявлено, о перспективах будущего трудоустройства. Замминистра прибыл неподготовленным, сыпал замусоленными штампами вроде "нести разумное, доброе, вечное", а когда молодёжь стала настойчиво требовать ответов на конкретные вопросы, перешёл к прямым нападкам и издевательствам. Он пообещал зарплату в 5 тысяч рублей, а на возмущённые по этому поводу реплики из зала произнёс: «Разве вы, когда поступали в пединститут пять лет назад, не знали, что у преподавателя маленькая зарплата? На что же тогда рассчитываете?». В развернувшейся дискуссии чиновник развил мысль далее: «Вы еще скажите, что вам хочется отдыхать за границей. Ни нормальную машину, ни хорошо обеспечить свою семью вы с вашей работой будете не в состоянии – просто забудьте об этом. Ваша работа должна вам просто доставлять удовлетворение". Судя по самому Торунову, его работа для него призванием никак не является. Управлять теми, кого ни во что не ставишь, надо уметь и, видимо, он полагает, что именно за такую работу полагается хорошее вознаграждение. Искренности Торунова можно было бы аплодировать, если не понимать, что этот господин признаёт сложившийся факт учительской бедности, но абсолютно не собирается участвовать в снятии проблемы. Тогда зачем он вообще нужен на своей должности?
Войдя в раж, чиновник от иркутского образования обвинил сотрудников вверенных ему в управление детсадов и школ в крахе отечественного производства: "Практически 90% бюджета уходит на зарплаты учителям и нянечкам. Можно ли на оставшиеся средства строить заводы и развивать промышленность?». Заявление, достойное уровня министра. Да чего там - губернатора! Из-за пятитысячных зарплат бюджетников России не на что строить заводы... Замминистра несло. Он посоветовал девушкам, собравшимся идти в школу, выбирать в мужья тех, кто в школе не работает и может обеспечить семью. Если премьер-министру и главе партии "Единая Россия" можно отправить учителей-мужчин "в бизнес", то отчего бы иркутскому однопартийцу не оскорбить юношей, обучающихся в Педагогическом институте, выставив их неудачниками прямо на пороге вуза?
А после этого мы удивляемся, почему студенческая молодёжь вышла 26 марта на улицы 100 российских городов с лозунгами протеста. Разве можно вести диалог с чиновниками уровня торуновых? А мало ли сегодня таких чиновников, которые не уважают людей, которые если не непроходимо глупы, то настолько бессовестны и аморальны, что лепят любую чушь, принимают бездарные и вредные решения, потому что плевать им на репутацию в обществе, в сфере, где они якобы трудятся, плевать им на дело и на людей, интересы которых в первую очередь они должны отстаивать? Боятся они исключительно вышестоящего руководства и навострились в одном - строить "потемкинские деревни" из отчётов.
Профессор Юрьева добавила к петиции реплику: "Если Вы, господин Торунов, решите прийти к нам и в следующем году, я лично прослежу за тем, чтобы на эту встречу НИКТО из выпускников не пошел!". Наверное, зря. Нам не вырастить молодёжь в тепличных условиях. Торуновы стали обыденностью, и ребята должны знать, что за персонажи зачастую нами управляют. К следующему году, вероятно, господин Торунов извлечёт уроки из состоявшегося общения, откажется от честных заявлений и будет вещать привычные фразы о важности и вечности учительского труда. Только думать и действовать он продолжит по-прежнему.
Оригинал