Каждый десятый кировчанин ценит свободу, познание, творчество
07.04.17
Игорь Олин
директор средней школы поселка Вахруши Слободского р-на, учитель истории
В течение четырёх лет подряд Волго-Вятский институт МГЮА проводит социологические исследования об отношении населения Кировской области к наркотизации. Тема узкая и вроде бы представляет интерес, в основном, для специалистов. Однако в рамках исследований изучаются также жизненные ценности и приоритеты респондентов, их отношение к социально-экономическим проблемам в местах жительства. И это уже вопросы, любопытные для широкой аудитории.
Для справки: социологами было опрошено 2000 респондентов; исследование проводилось методом личного формализованного интервью; расчетная ошибка выборки составила 4% при доверительной вероятности 0,95.
Согласно опросу жителей региона перечень пяти наиболее острых проблем остаётся неизменным с 2013 года. По мнению кировчан, первоочередного решения требуют проблемы качества дорог, безработицы, качества медицинского обслуживания, алкоголизма, состояния жилищно-коммунальной сферы. Причём, плохие дороги лидируют весь наблюдаемый период с большим отрывом (83% опрошенных). Однако за последние годы структура приоритетности указанных проблем несколько изменилась. Безработица, которой официально как бы и нет, с предпоследнего места перебралась на второе (65%). Качество медицинского обслуживания, несмотря на многолетние модернизацию и улучшение, по числу недовольных с пятой строки переместилось на третью (63%).
Привлекают внимание результаты, показывающие структуру наиболее значимых жизненных ценностей населения региона. Она устойчива, каких-либо серьёзных изменений за время наблюдений не претерпела. Абсолютным приоритетом является «здоровье» (76%), второе место по значимости заняла «счастливая семейная жизнь» (57%), третье - «материальная обеспеченность» (44%). С этими ценностями у кировчан, судя по ответам респондентов, дела обстоят более-менее благополучно. Лишь каждый двадцатый пожаловался на плохое здоровье, недостаток жизненных сил или упадок настроения. Кроме того, высокий процент (более трети опрошенных) набрали такие ценности, как «интересная работа», «наличие верных друзей», «любовь».
А вот «активную, деятельную жизнь» приоритетом для себя считает лишь каждый четвёртый, «развитие» - каждый пятый, «свободу» - каждый шестой. На периферии оказались такие жизненные ценности, как «счастье других людей», «продуктивность», «красота природы и искусства», «познание» - как наиболее значимые для себя их отметили только около 10% опрошенных. И уж совершенно незначимыми ценностями для жителей Вятского края стали «творчество» и «общественное признание», набравшие всего по 6% голосов.
Авторы исследования делают политкорректное, но отнюдь не утешительное заключение: «Таким образом, средний респондент стремится к материально-обеспеченной, здоровой и счастливой семейной жизни. При этом в желаемых достижениях не акцентируются творчество и познание, слабо выражены потребности в свободе и общественном признании. Для опрошенных характерен низкий уровень альтруистических, солидаристских ценностей, и, наоборот, гипертрофированы индивидуалистические ориентации. Крайне слабо выражены надличностные ценности, связанные с заботой о счастье других людей, и, наоборот, высока значимость противостоящих им «эгоистических» ценностей».
Другими словами, ощущение людьми личного материального и физического благополучия определяет, что живётся им весело, и в целом они довольны собой и окружающей действительностью. Конечно, условие необходимое, но если после ставится точка, то чем такая позиция отличается от жизни, к примеру, коров на ферме, в содержании которых перешли на передовой беспривязный метод? Животным для счастливого существования достаточно здоровья, хорошей еды, сладкого сна, полового партнёра и потомства. А людям? Человеческое в человеке – это стремление познавать мир, стремление творить, создавать новое, стремление к добру, помощь ближнему и стремление к справедливому социальному устройству. Неужели истинно человеческого в нас осталось всего на 10-20%?
Оригинал