Главные тренды «Интурмаркета-2017» – объединение регионов, массовые события и малые города.
Репортаж несравненной Аллы Михеевой про Кикимору в «Вечернем Урганте», видимо, немало помог популярности экспозиции Кировской области на XII международной туристической выставке «Интурмаркет», которая завершилась на днях в Москве. Пробраться к предложениям Вятки было весьма непросто. Сотрудницы туристско-информационного центра и компании «Летучий корабль» старались обаять всех интересующихся улыбками, всё объяснить, рассказать да ещё и вместе сфотографироваться. На фоне масштабных, не особо ограниченных в ресурсах для своего представления Алтайского края, Чеченской Республики и Татарстана выглядели мы весьма скромно. Плазменными панелями, мультимедиа-презентациями, танцевально-песенными шоу и полными яств столами никого не радовали. У нас было спокойно, по-деловому, но с изюминкой. Прорывались на фоне других регионов за счёт энтузиазма, благожелательности и смекалки. За несколько часов на стенде появлялись и дымковские барыни, и Кикимора, и Метелица, постоянно менялись головные уборы из вятскополянского Музея шляп. Смущал только очередной разрыв в представлениях посетителей: то ли в Вятку зовут, то ли в Кировскую область – одно ли и то же это место или нет?
#ПораПутешествоватьпоРоссии
Выставка «Интурмаркет» – это трёхдневный праздник, на котором – во всём своём многообразии – был представлен 81 регион России. Кризис, похоже, у нас преодолён – пора путешествовать по родной стране. По крайнее мере, «иностранный» зал со стильными, мощными стендами Греции, Турции, Египта, Болгарии, Китая и других привлекательных стран откровенно пустовал.
К заметным особенностям этого года можно отнести активную презентацию межрегиональных туристических маршрутов, объединённых единым брендом, на уровне макрорегинов (Центральная Россия, Большой Урал, Северный Кавказ). Это не только «Золотое кольцо России», здесь и «Великий Шёлковый путь», и «Великий Чайный путь», и «Русские усадьбы», и «Восточное кольцо России». Тема «Шёлкового пути», похоже, в тренде. Заметен подъём спроса на автопутешествия, а, соответственно, и на организацию мотелей и кемпингов как решение проблем по вполне комфортному размещению туристов в наш короткий летний период. Кемперы (автодома на колёсах) предлагаются в различных вариантах, в том числе в аренду, б/у, с созданием целых комплексов.
Отличился «Интурмаркет» и насыщенной деловой программой с полезным обменом опытом, конкретными находками и приёмами привлечения туристов и работы с ними. Для такой огромной страны секретничать и играть в ноу-хау нет смысла. Есть заинтересованность в интеграции. Например, в этом году запускается «Карта гостя Крыма». Широко известный в Европе подход к комплексным, стандартизованным продажам туров и услуг позволяет экономить обладателям карты до 50%. Уже есть карты гостей Москвы и Санкт-Петербурга. Первый «российский» министр курортов и туризма республики Крым Елена Юрченко заверила, что «карты гостя» предоставят не только скидки, но и проверенные, гарантированные и надёжные услуги по питанию, размещению, транспорту, объектам показа. Причём прибрести их можно будет как в самой республике, так и в туристско-информационных центрах городов, с которыми есть прямое авиасообщение.
От кластеров – к малым городам
Ко всеобщему удовлетворению, на IV конференции по развитию туризма в малых исторических городах «Настоящая Россия» [1] член Совета Федерации, председатель экспертного совета верхней палаты по туризму Игорь Фомин озвучил намерение изменить концепцию новой федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма. Если предыдущая ФЦП, которая завершается в 2018 году, была ориентирована на масштабные проекты в туристических кластерах, на развитие основной инфраструктуры, то новый подход должен включить поддержку малого и среднего бизнеса, чтобы появлялись небольшие кафе, гостиницы, места досуга. Есть стремление увязать программу именно с малыми историческими городами и поселениями, чтобы малому бизнесу было выгодно там работать и развивать эти территории (может, тогда наши Слободской с Орловом, Уржумом и Котельничем или Лальск с Каем и Никульчиным окажутся более убедительными?).
Как раз практика малых городов была представлена на конференции в полном объёме. Количество туристов в Мышкине или Угличе не уступает их популярному соседу Суздали, а в пересчёте на душу населения – выше, чем в Париже. Когда в городках рухнули заводы и фабрики, именно в туризме был найден выход для дальнейшей жизни. Он стал основной стратегией этих городов. В связи с этим, директор Ассоциации малых туристских городов России Елена Канева, десять лет отвечавшая в Угличе за туризм и международные связи, озвучила рецепт успеха. Это, по её мнению, прежде всего – активный глава города, который верит и помогает, далее – ответственная административная структура по развитию туризма, затем – активное местное сообщество, в том числе бизнес. Объединение деятельности трёх составляющих позволяет получать результат. Путь небыстрый, видимые и понятные итоги могут появиться лет через десять. Если же инициатива идёт только снизу, то времени может понадобиться и ещё больше, причём глава в результате обычно тоже меняется.
Стержнем туристической привлекательности, помимо «что посмотреть», является событийный календарь. Все муниципальные и, по возможности, региональные ресурсы по культуре, спорту, образованию, поддержке предпринимательства и ремонту дорог идут сюда и объединяются вокруг событий [2]. Затем – СМИ и интернет, презентации везде, где есть возможность о себе заявить: на конференциях, выставках, в профессиональных сообществах. Это системная и настойчивая работа. Тогда появляется возможность попадать в федеральные программы, получать гранты, причём по различным направлениям от культуры до малого бизнеса, а не только по туризму. Важным является и сохранение устойчивого развития созданного туристического продукта. А ещё соседям по одной территории необходимо договариваться между собой – начиная от очерёдности событий и заканчивая отличием друг от друга.
Что ждёт турист в городе? Многолетние исследования Ассоциации показали приоритет пяти ожиданий: прежде всего, это транспортная доступность, далее – современная инфраструктура (дощатые туалеты отбивают любые впечатления). В чём интерес? Коротко это звучит следующим образом: он должен воскликнуть «красота-то какая!». Его впечатляют «вкусные истории», в том числе – в прямом смысле – еда, напитки и сладости. Кроме того, для нашего туриста приезд в малый город – это «большая и неспешная прогулка», как правило, воскресный отдых всей семьёй с участием в активном событии.
Министр культуры Тульской области Татьяна Рыбкина подтвердила выводы Ассоциации на примере своего региона, с которого в своё время и стартовал проект «Настоящая Россия». По её словам, настоящий прорыв произошёл только через пять лет после начала поступательного и целенаправленного движения в сторону развития туризма. Были выделены десять населённых пунктов и по каждому из них созданы стратегии развития и программы. В основу преимущества были положены княжеские города. В результате, к примеру, в Одоеве сейчас пять музеев (был один), вокруг которых сконцентрированы все события. За 2016 год в городок приехали более 15 тысяч туристов, в этом году здесь появится первая гостиница. Большое содействие развитию туризма оказывает новая политика РЖД: при реконструкции или ремонте станций учитывается история поселений, они буквально превращаются в дополнительные музеи, с которых начинается путь туриста. Аналогичный подход применяется министерством при ремонте клубов: они тоже рассматриваются как элемент туристической инфраструктуры. «Вирус туризма поселился в Тульской области». В малые города пошли инвесторы, в городе Богородицке уже четыре гостиницы, за 2016 год здесь побывало 80 тысяч туристов (+20%). В процесс включились сёла: в Епифани две тысячи жителей, а принимается 8 тысяч гостей.
Кто-то может возразить, что история этих городов значительно богаче вятских или что объектов осмотра там больше, чем у нас. Сомнительные аргументы. Знаменитый тверской Торжок, в котором 77 памятников федерального значения (!), наоборот, не знает, что с ними делать. Федеральных средств нет, а принцип передачи в аренду «за рубль» не действует. Инвесторы сначала воодушевляются, но потом, изучив нормативную базу и ограничения, уходят, не заключая договоров. Требования законодательства – вроде бы справедливые и логичные – вызывают удорожание работ по реконструкции в сотни, а то и в тысячи раз при катакомбах бумаг и согласований (вспомните уголовные дела против чиновников Министерства культуры РФ после реконструкций таких памятников).
Или пример московского города Дмитрова, который сейчас больше знаменит своими горнолыжными курортами, чем уникальным кремлём. По словам Натальи Зарембо, заместителя директора местного музея, ситуацию смогут изменить специальные массовые события, ориентированные на туристов, и более чёткое позиционирование. Таковым видится возрождение уникального пряничного производства на основе обнаруженных в музее досок, проведение пряничных фестивалей. Но рецепт дмитровских пряников утерян, сейчас энтузиасты ведут исследовательскую работу в архивах. В процесс включились и местные жители, которые этот бренд принимают лучше, чем существующий сказочный – «Царевну-лягушку».
В помощь малым городам «Настоящая Россия» презентовала пять масштабных арт-проектов, которые будут реализованы в 2017 году: «Инфографика малого исторического города», «Страна городов», «АртПереДвижение», «Усадебный экспресс» и «Большое кольцо», – участие в которых позволит городам появится на современном арт-пространстве страны (кстати, в большинстве проектов участие городов бесплатное).
Многомиллиардный рынок отдали в Азию
Естественно, никакого туриста и никакой индустрии гостеприимства нет и не может быть без сувениров. На круглом столе по тенденциям современного развития туристической сувенирной продукции звучали впечатляющие цифры: объём рынка турсувениров в США 18-20 миллиардов долларов, в России – на уровне одного миллиарда, при этом до 80% производства сосредоточено в Азии.
Исполнительный директор всероссийского фестиваля-конкурса «Туристический сувенир» Вероника Косых показала, что и как можно делать для успешного развития именно индустрии, о сложившихся требованиях туристов, включая ценовые позиции и упаковку. Наиболее яркие примеры касались превращения традиционных предметов народно-художественного промысла (НХП), которыми богаты регионы, в современные туристические сувениры. Не обошлось без сравнения хохломы и дымковской игрушки [3].
Одним из решений превращения в доступный сувенир становится перенос традиционных орнаментов или узоров из НХП на другие носители. Например, сейчас хохлому можно увидеть на женских бусах и серёжках, шёлковых платках и сумочках. Стандартные брелоки и магниты трансформируются в уникальные произведения. Так появились дизайнерские брелоки ручной работы с особой историей – «йошкины» (естественно, это Йошкар-Ола). Важным остаётся комплексная подача сувениров, с использованием как раз легенд или историй, подчёркивающих их уникальность. Из «Музея чак-чака» в Казани посетитель не просто уходит с национальным лакомством, но и отправляет друзьям или домой специальную открытку, а после рассказов о быте и домашнем укладе татар может приобрести национальные женские украшения или фартук, на котором может сам вышить национальные узоры (все необходимые атрибуты, естественно, прилагаются). Создание сувенира собственными руками – общая и безусловная тенденция. Это подтвердила и Елена Сургулидзе, руководитель координационного центра межрегионального проекта «Узоры городов России». По опросам, 95% производителей НХП не готовы проводить с туристами интерактив, особенно с детьми: «Грязно, опасно, сложно». Но достаточно только поставить такую задачу, разобрать весь процесс по отдельным этапам – и всегда найдётся решение, в том числе с использованием одноразовой спецодежды, участием гостей только в отдельных процессах и т.д. Как это сделали производители северной черни и гончары. Приобщение к тайне создания навсегда остаётся в памяти.
Абсолютно свободная ниша, на которую выявлен спрос – это национальные костюмы, в том числе их использование в событийных мероприятиях. Ещё одна тенденция – это сохранение единой территориальной стилистики во всей сувенирной продукции: от магнита, тарелки или бокала – до упаковки и предметов народно-художественного промысла, например, через использование национальных орнаментов и символов, в том числе государственных (здесь показательны примеры Чувашии и Удмуртии). Зачастую эти орнаменты уже осовременены, стилизованы в оригинальных дизайнерских решениях. За каждым используемым символом опять же стоит своя легенда или история, что позволяет добавить уникальности даже стандартным, традиционным наборам, которые есть на любой территории.
Как пошутил президент Национальной ассоциации специалистов событийного туризма (НАССТ) Олег Алексеев, в каждой области найдётся кондитерская фабрика, чтобы производить свои «особые» пряники, печенье или конфеты с шоколадом. Не надо ничего изобретать, кроме специальной упаковки, которая отразит особенность этого города, музея или маршрута. Еда как сувенир – это традиционно, понятно и вкусно. В том числе через появление гастрономических наборов типа «Посылки пасечника» из Удмуртии или алтайского гостинца «от Шукшина». Конечно, необходимо прилагать усилия для формирования своих, особых гастрономических сувениров, позиционировать их уникальность, открывать для туристов специальные кафе и рестораны с аутентичной территории кухней (кстати, высказались претензии Вятке: мол, у вас есть «Вятский квас», а наш квас не хуже, но никто его не знает).
Настоящие итоги «Интурмаркету» подведёт начинающийся вскоре летний туристический сезон. Насколько при «открывающемся» Египте и нынешнем курсе рубля интерес к родной стране окажется выше диктата кошелька? Представители Алтайского края говорят, что туристов у них будет больше, чем обычно. А пока – на самой выставке [4] – ими была продана почти тонна алтайского сыра, 5000 литров безалкогольных напитков, 500 бутылок вина из алтайских ягод, 35 литров медовухи и 70 килограммов мёда. Неплохой, скажем прямо, результат для трёх дней работы.
Примечания:
[1] Организована общественным проектом «Настоящая Россия», АНО «Институт изучения проблем устойчивого развития туризма» и ФГОБУ «Финансовый университет при Правительстве РФ» при содействии редакций порталов Вести Туризм и Trip2Rus.
[2] «ТДТ» неоднократно обращался к теме событийного туризма: «Я другой такой страны не знаю, где так…», «Живая карта России в гостинице «Хилтон».
[3] О конкурсе и его результатах на примере Кировской области можно прочитать в материале «ТДТ» «Парад сувениритетов».
[4] см. здесь.
Оригинал