- Есть три варианта, что делать с просроченными продуктами, которые мы нашли в магазине. Либо продавцы вскрывают упаковки, либо мы товар покупаем, вскрываем упаковку сами, нам возвращают деньги за покупку просроченного продукта, после чего мы пишем заявление в Роспотребнадзор или в суд. И третий сценарий - мы вызываем полицию, они составляют акт о правонарушении по факту торговли просроченными продуктами, изымают весь товар. То есть магазины не могут отправить его обратно торговым представителям, мы также обращаемся в Роспотребнадзор, и магазину уже грозит штраф до 300 тысяч рублей или закрытие на срок до 90 суток. Им этого, разумеется, не хочется. Поэтому они при нас вскрывают упаковки. Конечно, ворчат, что не могут этого делать, потому что им якобы нужно вернуть товар поставщику. Но возврат товара осуществляется в любом, даже вскрытом виде. Во всех магазинах это действует, просто они, возможно, об этом не знают. Сотрудники супермаркетов вообще слабо осведомлены, на что мы имеем право как покупатели, а на что нет. Например, в некоторых магазинах висят таблички, что видеосъёмка запрещена, но этот запрет не имеет никакой юридической силы. Это общественное место, мы имеем право там снимать.
Движение «Хрюши против» финансируется за счёт президентских грантов, которые распределяются «Российским Союзом Молодёжи» на конкурсной основе. Ежегодно проект получает от 3 до 8 млн рублей из федерального бюджета. Кировские активисты говорят, что никаких денег от кураторов из Москвы они пока не получали, так как работа только начата. Если финансирование придёт, оно будет потрачено на видеокамеры, фирменные футболки и толстовки. Сами волонтёры работают на общественных началах и денег не получают.
В дальнейшем свои рейды по магазинам кировские «хрюши» будут проводить раз в неделю, но первое время это будет происходить чаще. «Просто накопилось много жалоб от покупателей, поэтому самые проблемные супермаркеты надо отработать побыстрее», - объясняет Алекс Благоденский. Также в планах в течение года открыть отделения организации в городах Кировской области - Кирово-Чепецке, Слободском и других.
- Активисты там уже найдены, осталось только «обкатать» саму практику рейдов в Кирове - и можно будет делиться опытом с районами, - резюмирует руководитель кировского отделения.
Все «за», продавцы «против»
Кировские ритейлеры, общественные деятели и продавцы поделились своими первыми впечатлениями от рейдов «Хрюш». Так, коммерческий директор торгового дома «Красногорский» Руслан Гузаиров отметил, что был наслышан об этом общественном движении ещё до того, как оно появилось в Кирове.
- Мы принимаем всё, что ведёт к улучшению качества обслуживания покупателей, - прокомментировал он. - Да, мы признаём, что недочёты в нашей работе имеются. Появление просроченных продуктов на прилавках связано с человеческим фактором, это недоработка со стороны персонала магазина, будем проводить работу над ошибками. Мы всегда стараемся все конфликты решить сразу и идём навстречу покупателю. В свою очередь, хотелось бы пожелать общественным деятелям более профессионального и корректного подхода в вопросах защиты прав потребителей. Профессионализм с нашей точки зрения состоит в знании законов, правил продажи продовольственных товаров, санитарных норм и правил. Корректность выражается в уважительном отношении к персоналу магазина со стороны общественников. И то, и другое во время рейда присутствовало не в полной мере.
Фото: 7x7-journal.ru
Положительно оценивает деятельность «Хрюш» и председатель правления региональной общественной организации защиты прав потребителей «Народный контроль» Антон Хохрин.
- Может быть, это отчасти и пиар, но если они обращают внимание на просрок и выявляют такие факты, то это полезное дело. По закону просроченные продукты продавать нельзя. Их сам продавец должен утилизировать. Но как они утилизируют, никто не контролирует. Конечно, во время таких рейдов многое не выявишь. Некоторые магазины из просрока готовят, например, салаты, или пиццу, или шашлык, подвергают продукт термической обработке и тем самым дают просроченным продуктам новую жизнь. Но цель рейдов - привлечь внимание. Если речь идёт о публичном вскрытии упаковки, по сути, утилизации товара, это уже способствует созданию негативного имиджа магазину. И продавцы уже будут следить за сроками, если не хотят попасть в поле зрения активистов ещё раз. В какой-то мере, я считаю, это избавит покупателей от просроченных продуктов. Я целиком «за», и мне кажется, что такие вещи надо распространять не только на просрок, но и вообще на любой фальсификат, не соответствующий ГОСТу. Обнаружили фальсификат - всё, уничтожайте у нас на глазах, чтобы мы видели это своими глазами.
Фото: vk.com/hruhi_kirov
Единственные, чья жизнь с появлением «Хрюш» может серьёзно осложниться, это сами продавцы магазинов. По отзывам персонала некоторых торговых точек, далеко не весь просроченный товар появляется на прилавках по недосмотру продавцов. Чаще всего этого требует само начальство супермаркета, чтобы сбыть залежалый товар в расчёте на невнимательность покупателей. В некоторых магазинах просрочку заставляют покупать по сниженной цене самих продавцов, тем самым мотивируя их нарушать закон - выкладывать продукты с истекшим сроком годности на прилавки или, например, делать перемаркировку - переклеивать этикетки со сроками годности. Опрошенные нами продавцы говорят: подобные рейды вряд ли серьёзно снизят процент просроченных продуктов в кировских магазинах. Скорее они приведут к тому, что персоналу торговых точек придётся более тщательно исправлять сроки годности на товарах.
Оригинал
Когда хрюши проверят круглосуточные магазины торгующие шкаликами и контрофактным алкоголем и пивом круглосуточно?Ответить