Администрация Ростова-на-Дону всерьёз взялась за формирование муниципальной Общественной палаты. Кулуарные разговоры об этом некоторое время уже велись, но только в конце августа мэрия провела прецедентное собрание очень разных представителей городской общественности, на котором наконец прозвучала внятная информация. Как заявил показавшийся на собрании буквально на десять минут глава администрации города Сергей Горбань, уже в августе городская дума примет решение о создании такой палаты. Далее у города будет два месяца на её формирование. И в результате, как выразился ростовский сити-менеджер, получиться должен не очередной согласовательный орган, а реальный общественный институт, со своим взглядом на развитие города. Более того, Сергей Иванович тут же признался, что упустил время: такой орган нужно было формировать с самого начала. Признание важное и дающее надежду на то, что исполнительной власти действительно нужна реальная общественная структура. Кстати, с необходимостью её создания сейчас никто не спорит — и это уже шаг вперёд. Конечно, её главное назначение в глазах власти — разделить ответственность за принимаемые в городе решения. Действительно, Сергей Горбань в должности главы администрации города быстро столкнулся с тем, что угодить своей решительностью решительно невозможно. Поводом для петиций об отставке сити-менеджера в последние месяцы становился даже прошедший ливень. В результате, как показала практика, в штыки сегодня в городе может приниматься практически всё — просто потому, что неструктурированной ростовской общественности, схожей с время от времени возникающей туманностью, в принципе неясно, как решения принимаются и почему — именно эти. Почему, например, новые деревья — в кадках, а новая плитка в переходе — серая. В этом свете формирование Общественной палаты позволит прежде всего представить городское сообщество не в виде компании фейсбучных троллей разных уровней, а в виде ответственного института, способного работать.
Однако представление о том, какой должна быть эта структура для того, чтобы быть реальной, пока мало кто имеет. Существующая практика создания муниципальных общественных палат не вдохновляет. Как правило, они повисают на городской казне, что расхолаживает даже ярых общественников. Отсюда появилась новаторская идея — сделать палату Ростова организацией, способной обеспечивать себя самостоятельно. Для того, чтобы это было возможно, палата, видимо, должна представлять собой некоммерческую организацию, которой город мог бы передать некоторые свои полномочия. Например, проводить публичные слушания или заключать концессионные соглашения по объектам определённого типа. Нужно сказать, что в целом передача полномочий НКО сегодня — официальный тренд. Однако это пока только продекларированная реальность; на деле примеров, когда НКО хотят или способны брать на себя конкретные полномочия и стабильно их выполнять за бюджетные деньги, в регионе, если не ошибаюсь, нет ни одного. Буду рад ошибиться. Но это не значит, что схема нереализуема.
Второй содержательный вопрос — принцип формирования состава. Федеральное законодательство предлагает схему: 33 представителя, 11 из которых определяет дума, 11 — глава администрации, 11 представляют общественные организации. В Ростове обсуждается ещё более вольный сценарий, согласно которому позиции в этой структуре могут быть выборными. Причём в выборах, согласно идеальной схеме, должно участвовать едва ли не всё городское население, используя какую-то новую интернет-платформу. Как только встаёт вопрос о выборах, начинается спор о критериях, о том, имеют ли шанс быть выбранными реальные лидеры, а главное — смогут ли потом выбранные народом представители эффективно управлять общественной палатой как НКО. Ответов на эти вопросы нет, а на их поиск, как мы теперь понимаем, осталось не так много времени.
Отдельный блок вопросов тянет за собой интернет-платформа, сама идея которой объединила вокруг себя элиту городского ИТ-рынка. Идеальная схема — интернет-платформа как инструмент работы общественной палаты, обеспечивающей стыковку власти и широких городских масс. Тут и удобные интерфейсы городских ведомств, из которых в сети пока представлены только два, и новые сервисы для населения, и инструмент управления проектами палаты. Это мы забежали далеко вперёд.
Но допустим, что и платформу разработали, и на формуле формирования палаты сошлись. Можно сделать отличное «железо» — но кто-то должен придумать смысл, чтобы им пользоваться. Смысл, которого сегодня нет. Общественная палата хочет проводить идеологию городского развития, придумывать проекты такого развития, вовлекать в них бизнес, экспертов, лидеров. Для того, чтобы интернет-платформа использовалась гражданами и уж тем более лидерами, должна быть дискуссия, которая бы показывала, что тема — живая, в ней можно принимать участие. Эффект соучастия дают только публичные коммуникации — система экспертных площадок, конференций, подкреплённых опросами и исследованиями. Именно системная работа с публичными коммуникациями даёт возможность вовлекать тех уже состоявшихся лидеров, которые сегодня в тишине развивают своё дело, а также тех, кому ещё только предстоит в этом качестве раскрыться. Публичные коммуникации — связующее звено между общественной палатой и ИТ-решением. Потому что только то, что сказано публично, может иметь статус общественного договора. И тем, мимо кого общественная палата не пройдёт, нелишне увидеть, что сегодня такие коммуникации находятся в плохом состоянии — это ведь не то же самое, что информирование о деятельности мэрии. Главный фронт для нового института именно здесь — от успехов на нём, а не на интернет-платформе, зависит, получится ли реализовать столь небывалую и амбициозную задачу, как создание сильной муниципальной общественной палаты.
Оригинал