Как может выглядеть улица...
13.07.16
Улица Спасская - одна из старейших, центральных улиц города Кирова. Она известна с 1784 года, когда был утверждён новый регулярный план губернской Вятки, предусматривающий сетчатую планировку с прямыми улицами и равномерными кварталами (взамен веерной, когда улицы расходились лучами от одной точки - местного кремля). За прошедшее время все эти годы она не изменила не только своего направления, но и протяжённости, продолжаясь от Спасского спуска (берег реки Вятки за стадионом "Трудовые резервы") до ул. Гласисной (современный Октябрьский проспект).
Спасская сегодня - это второстепенная улочка в исторической части города, частично неухоженная и потерявшая свою былую привлекательность для бизнеса и местных жителей.
май 2016
В 2009 году 200 метров этой улицы стали пешеходной и получили название "Вятского Арбата". С течением времени здесь стали появляться всевозможные музеи, скульптуры, кафе, в результате получился своеобразный открыточный вид ("показуха для приезжих"), настолько разительно отличающийся от состояния дел в городе, что лично меня раздражает.
Но стоит перейти дорогу (ул. Ленина), как мы попадаем на обычную вятскую улицу с обшарпанными памятниками архитектуры (к счастью, много на этой улице и отреставрированных зданий), убитыми дорогами и тротуарами.
Кировский театр кукол им. А. Н. Афанасьева
Еще квартал - и состояние улицы становится лучше - здесь появляется широкий, отделанный плиткой тротуар.
Но здесь нет единой концепции улицы (квартала) - одна ее сторона отделана брусчаткой, другая плиткой, а все свободное пространство занимают автомобили. Ну и километры проводов, протянутых между столбами сводят на нет всю работу по улучшению городской среды (так, над фото театра кукол мне пришлось изрядно потрудиться в фотошопе, дабы убрать с нее десятки проводов).
Последнее время в городе появилось несколько проектов по реконструкции улицы Спасской, например, предлагается продлить ее пешеходную часть на несколько кварталов, или поставить пешеходный мост в самом сердце исторической части города через неширокую улицу Ленина. Представляется, что все эти проекты направлены не для людей и города, а для удовлетворения личных интересов и амбиций.
Местные же жители в большинстве своем согласны на все, что угодно, "лишь бы уже хоть что-то сделали". А все потому, что нет человек, кто мог бы показать им, как может выглядеть та или иная улица, если изменить в ней совсем немного, просто отремонтировать дороги, посадить деревья, поставить скамейки, потратив при этом не очень много денег (что очень хорошо для и без того скудного городского бюджета, где каждая копейка на счету и может быть направлена на другие полезные цели). Что же, попробую я.
Прежде чем заниматься реконструкцией любой улицы необходимо определить ее функциональное назначение. По-хорошему делать это должен главный архитектор города или комитете по архитектуре, но в Кирове, как я понял, их нет.
Так, мы не увидим толпы людей на пешеходной улице, где нет достаточного количества зданий с разнообразным функционалом и назначением, привлекающих постоянное внимание различных групп населения. Т.е. таких зданий, куда человек будет готов приходить хотя бы раз в неделю. Почему, например, популярны пешеходные улицы в Москве? А все потому, что каждые 10 метров на таких улицах разнообразные магазины перемежаются с ресторанами и банками, офисы с театрами и выставочными залами т.д. Таким образом, пройдя сто метров по улице я могу удовлетворить все свои текущие потребности: зайти в банк заплатить за коммунальные услуги или снять деньги, в кафе взять кофе, ну и в магазине что-нибудь приобрести для дома или души.
Вернемся в Киров на улицу Спасскою. Ее короткая пешеходная часть создана больше для туристов, нежели для жителей города: здесь лишь музеи, театр, да магазины сувениров. Каждый день сюда ходить нет смысла, да даже мне, живущем в другом городе, достаточно было пару раз приехать сюда, чтобы ближайший год больше здесь не появляться.
Теперь посмотрим на план выше. Да здесь много памятников архитектуры, но если "посмотреть ближе", то окажется, что большая часть из них - это жилые дома, офисы отдельных компаний или административные здания, куда обычный человек каждую неделю (да даже месяц) ходить не будет, а в некоторых случаях это и вовсе нежелательно (я про Ленинский районный суд). В результате, пешеходная улица здесь не будет иметь такой популярности, которая окупила бы, во-первых, перекрываемое движение, а во-вторых, затраты на реконструкцию.
Но сделать ее более привлекательной для жителей возможно. Улица односторонняя, большую ее часть занимают припаркованные автомобили, а для движения остается всего одна полоса. Если сократить количество парковочных мест, в том числе предусмотрев здесь платную парковку (кстати, место под парковку можно найти совсем рядом с улицей Ленина, там, где стоит зеленый забор), можно расширить тротуар, где останется место для скамеек и деревьев. Существующее развитие техники позволяет убрать провода со столбов под землю, а советские невзрачные фонари заменить на "классические". Да, потребуется еще сделать нормальную дорогу, где следует не забыть установить "ливневку" и тротуар, который при этом не должен "обрываться" бордюром через каждые 50 метров... Ну и не стоит забывать про реставрацию зданий,
И все, мы вдохнем в улицу новую жизнь, не испортим непонятными строениями окружающую архитектуру, не сильно затрудним движение для автомобилистов, да и денег (бюджетных или бизнеса) потратим куда меньше, чем при строительстве, например, пешеходного моста.
Оригинал