В Бессмертный полк записываться смысла не вижу, а вот окно в квартире 9 мая использую
05.05.16
Дмитрий Губин
журналист, теле-, радиоведущий
Мой очередной подкаст на Ъ-FM пришелся на выходные, а потом слышали его немногие.
Однако для меня он очень важен, как и сама идея: прикрепить к окну в своем доме 9 мая снимок того родственника, который либо воевал, либо работал в тылу, либо просто пережил войну. Либо просто не пережил.
Любой выход частной инициативы на улицу сегодня обречен - те, кто считают себя властью, это пространство считают служащим только своим интересам.
И на всякие первомайские демонстрации я не хожу и не буду ходить до тех пор, пока страна в очередной раз не пойдет трещинами, сквозь которую пробьется свежая трава. Впрочем, это довольно оптимистический вариант. А более вероятным представляется долгое, медленное превращение в страну третьего мира, по какому-нибудь иранскому паттерну.
Впрочем, это другая тема.
Вот текст с Ъ-FM.
Если идея кажется вам правильной, нажмите внизу, пожалуйста, на кнопки перепоста своих сетей.
* * *
Житель Томска Сергей Лапенков 9 мая этого года последний раз выйдет на марш Бессмертного полка с портретом своего деда. Дальше он будет приходить с детьми к Вечному огню уже сам по себе. Мне он сам об этом сказал.
Лапенков – не просто внук Героя Советского Союза Ивана Лапенкова. Это Сергей Лапенков вместе с коллегами, Игорем Дмитриевым и Сергеем Колотовкиным, и придумал несколько лет назад идею Бессмертного полка. То есть эти трое ребят запустили в стране абсолютно частную акцию, когда каждый, проходя по улице с портретом воевавшего родственника, символически его воскрешает. В прошлом году Бессмертный полк возник уже в 15 странах, а в России в рядах полка с портретом своего отца прошел президент страны.
Лапенков объясняет свое решение тем, что инициатива, родившаяся как частный жест, в России все больше становится бюрократическим официозным мероприятием. Наберите «бессмертный полк» в поисковике, и убедитесь сами. Где-то спускают разнарядку по числу портретов, где-то требуют регистрации, где-то статистам вручают портреты фальшивых родственников. Да и в то, что что президент России шел по улице с обычными людьми, веришь с трудом, зная, как действует полк президентской охраны.
Такое обюрокрачивание очень точной (и я бы сказал: нежной) частной идеи не могло не произойти. Просто потому, что символический полк идет маршем по улице. А примерно с 2012 года любые общественные пространства страны могут использоваться обществом исключительно с санкции и под присмотром начальства. Наши улицы и наши площади нам не принадлежат. У нас запрещают, разгоняют и уничтожают самые безобидные публичные инициативы, если они не согласованы: от игры в снежки на петербургском Марсовом поле до шуточной монстрации в Новосибирске. Вон, у создателя монстрации Лоскутова только что случились проблемы с полицией. Бессмертный полк бессмертен в частном пространстве, но не в бюрократическом.
И в этом одна из причин, почему лично я маршем Вечного полка с портретом своего деда не ходил и не пойду. Мой дед, Михаил Шитов, воевал всего пару дней. Он провел войну в лагерях: сначала в немецких, а после побега – в советских.. 9 мая просто я прикреплю его портрет на свое окно. Это его день, а квартира - мое частное пространство. Призываю и вас сделать то же самое.
Дом как пространство частной жизни у нас не отобрали. По крайней мере, пока.
Оригинал