Немного истории…
До введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) прием в вузы производился по результатам вступительных испытаний, которые абитуриенты сдавали непосредственно в стенах вуза. Программы экзаменов, правила их проведения и оценки университеты разрабатывали самостоятельно. Таким образом, именно вузовские экзаменационные комиссии оценивали знания абитуриентов.
В середине 90-х годов возникла идея проводить общегосударственные экзамены, которые могли быть засчитаны и в школе, и в вузе. Так, с 1995 года появилось централизованное тестирование выпускников общеобразовательных учреждений РФ, результаты которого могли по желанию учащихся и по решению ректоров засчитываться в качестве оценок вступительных испытаний при поступлении. ВятГУ стал засчитывать результаты централизованного тестирования с 2001 года.
С 2001 года в ряде регионов России начался эксперимент по введению ЕГЭ, который засчитывался как выпускной в школе и вступительный в вуз. С 2003 года Кировская область присоединилась к эксперименту по введению ЕГЭ. При этом, только часть вступительных испытаний необходимо было сдать в виде ЕГЭ. С 2009 года ЕГЭ стал основной формой вступительных испытаний.
Таким образом, за последние 15 лет государство постепенно отменяла вузовские вступительные испытания и вводило централизованные экзамены, на результаты которых университеты никак не могли повлиять.
Кто оценивает знания абитуриентов?
С 2009 года роль приемных комиссий сводится к приему документов у поступающих, формированию рейтинговых списков и зачислению по результатам ЕГЭ. То есть вузы, по сути, отстранены от процедуры оценивания знаний абитуриентов. Основные причины такого решения – это борьба с коррупцией при приеме в вузы и введение единой независимой системы оценки знаний выпускников школ.
По мнению многих экспертов, введение ЕГЭ только перенесло коррупцию на школьный уровень. Заинтересованность школ в получении выпускниками максимального результата на экзамене привела к снижению качества контроля за школьниками в пунктах проведения ЕГЭ и многочисленным случаям «списывания» с мобильных устройств связи.
Такое положение дел, естественно, не устроило университетское сообщество, и ответной реакцией на введение ЕГЭ стало проведение некоторыми вузами олимпиад школьников, победители и призеры которых по решению приемной комиссии могли либо поступать без вступительных испытаний, либо получить по данному предмету 100 баллов. Перечень олимпиад школьников каждый год утверждается Министерством образования и науки и включает порядка 50-70 олимпиад. Для ряда вузов России победители и призеры олимпиад школьников составляют значительную часть от зачисленных абитуриентов (в 2013 году для МГУ и МГТУ им. Баумана 30% зачисленных абитуриентов составили победители и призеры олимпиад школьников). Таким образом, олимпиады школьников являются альтернативой ЕГЭ для поступления в вуз, но они не могут полностью заменить его, так как получение положительных результатов ЕГЭ по математике и русскому языку является обязательным условием получения аттестата. Для вузов, участвующих в проведении олимпиад школьников, появляется механизм собственного оценивания и отбора абитуриентов.
Ограничение прав на поступление в вузы для победителей и призеров олимпиад школьников впервые появилось в проекте порядка приема граждан на обучение по образовательным программам высшего образования. Там устанавливается условие подтверждения победы или призового места на олимпиаде результатом ЕГЭ по данному предмету не менее 75 баллов.
Личное мнение
1. Об олимпиадах школьников вообще:
Предоставление права проводить олимпиады школьников только ограниченному числу вузов является некорректным решением, дающим дополнительное преимущество крупным центральным вузам. Дать возможность всем вузам организовывать олимпиады школьников или не проводить их совсем, ограничившись только Всероссийской олимпиадой, - наиболее справедливое решение.
2. О подтверждении победы или призового места на олимпиаде результатом ЕГЭ:
Введение подтверждения результатом ЕГЭ победы или призового места на олимпиаде является правильным решением, которое обеспечит двойную, следовательно более объективную, оценку знаний абитуриента.
3. О профильных предметах:
Придание большего веса результатам ЕГЭ по профильным предметам является необходимым и давно назревшим решением. Например, для инженерных специальностей определяющими должны быть результаты ЕГЭ по математике и физике. Их необходимо учитывать с повышающим коэффициентом, что позволит отбирать наиболее подготовленных абитуриентов.
такое лицо у этого приемщика, как будто бы украл чего и не сознается. А так пренеприятнейший человек в общении, не стал бы прислушиваться к мнению некомпетентных людей. Вообще профнепригоден.Ответить
А что у нас нынче людей по выражению лица судят? И почему человек с приличным стажем работы в сфере образования вдруг стал некомпетентен? По Вашему мнению компетентность определяет правильное выражение лица?? Чес слово, смешно....Ответить
Роман Владимирович - профессионал своего дела и глубоко погружён в тему. Писать глупости о нем может только завистливый неудачник из неэффективного уч.заведения, проигравшего конкурентную борьбу с ВятГу Ответить