«2020-й — год эволюции, а не деградации», - так считает президент Вятской торгово-промышленной палаты Андрей Усенко. Закрытие почти всех учреждений в апреле, кроме продуктовых магазинов и 140 крупных предприятий, последующие ограничения для кафе, развлекательных центров, фитнес-клубов, бассейнов и других заведений подорвали и их экономику, и бюджет региона и стали поводом для многочисленных пикетов кировских предпринимателей. Действуют некоторые ограничения до сих пор. Но как бы странно это ни звучало, многие предприниматели благодарны пандемии, говорит Андрей Усенко:
- 2020 год прошел под знаком неопределенности. В феврале мы думали, что все пройдет мимо нас. В апреле думали, что в июне все закончится. В сентябре вообще перестали понимать, что происходит. В 2021-й мы входим с пониманием того, что даже когда пандемия закончится, остаточные явления и с точки зрения заболеваемости, и с точки зрения последствий для экономики продолжатся.
2021 год будет другим. Мы уже сейчас понимаем, что он будет сложнее, и это дает нам возможность подготовиться. У нас меньше оптимизма, энтузиазма. Но самое страшное, что могло произойти, уже случилось: неожиданные закрытия, падение экономики. Несладко пришлось туристическому бизнесу, общепиту, розничной торговле, сфере услуг. По моим оценкам в общепите годовая просадка 20-30%, по отдельным направлениям розничной торговли — до 20%. И мы понимаем, что это в некоторой степени соответствует всей марже, которая там была. И я думаю, что так как в 2021 году это продолжится, то до уровня 2019-го восстановление будет в 2022-м, 2023-м.
Кому повезло, тоже понятно. Службы доставки развивались, интернет-торговля. Есть просто показательные примеры выхода нашего бизнеса на маркет-плейсы и кратного роста продаж. У тех, кто не успел, не смог перестроиться, наверное, не все хорошо.
Очень много общались с предпринимателями в течение года. Конечно, многие отмечали негативные последствия: снижение покупательской способности, трафика. Но практически каждый отмечал и плюсы: кто-то оптимизировал расходы и понял, что много денег терял раньше, кто-то открыл новые направления деятельности, кто-то вообще иначе взглянул на бизнес-процессы и перестроился. В этом смысле мне кажется, что этот совокупный кризис (ведь была не только пандемия, но и санкционные последствия, валютные колебания, изменения цены на нефть) — это такой эволюционный этап, который был сконцентрирован в рамках 2020 года. В обычной жизни он продолжался бы несколько лет. Но это эволюция, это не деградация.
И те, кто прошел через этот этап, вышли из него окрепшими, изменившимися, более приспособленными к внешним условиям. Здесь ведь, что называется, как относиться. Как бы банально это ни звучало, но сложности приносят возможности. И тот, кто с этими сложностями справляется лучше, занимает место тех, кто с ними справляется хуже.
Комментарии (0)