Полезный город от 27.06.14
30.06.14
Олег Чичибабин, Александр Рыболовлев
начальник отдела транспорта администрации города и директор ЦДС
Ведущая — Татьяна Ситникова
Печатная версия передачи:
Т. Ситникова: Это программа «Полезный город», мы работаем в прямом эфире. Вас приветствует Татьяна Ситникова. Я говорю «снова», потому что только что проводила гостей — мы работали на дискуссионной площадке «ОЗС», а сейчас, коллеги шутят, следующую программу можно назвать «ЦДС» — центральная диспетчерская служба. Сегодня мы планируем актуальнейшую для города тему поднять — эффективность транспортной электронной карты. Получается так, что в сентябре исполняется два года, как эта карта пошла в жизнь нашего города. Кировчане уже могут сделать некоторые выводы. Был большой пакет предложений. Еще, думаю, не менее важная тема — формирование единой транспортной системы города, максимально устраивающей кировчан. Сейчас идет работа, принимаются предложения. Вы можете позвонить нам, 708-502. Номер для смс — 8-909-720-1010. Сейчас гости, которые в этой теме знают толк, профессионалы — Олег Чичибабин, начальник отдела транспорта администрации города Кирова. Олег Юрьевич, доброго дня.
О. Чичибабин: Добрый день.
Т. Ситникова: Наша площадка вам хорошо знакома, думаю, хорошо поработаем. Александр Рыболовлев, директор Центральной диспетчерской службы города. Доброго дня, Александр.
А. Рыболовлев: Здравствуйте.
Т. Ситникова: Итак, как я уже сказала, два года назад, в сентябре транспортная карта шагнула в жизнь. Помню, сколько репортажей было на эту тему, как бурлил город, особенно старшее поколение, не понимало, как действовать, возмущалось. Кондукторский бунт — тоже было такое дело, наверное, думали о доходной части, зарплата — немаловажное дело. Сейчас, спустя два года, можно сказать, что страсти улеглись, и этот шаг был сделан не зря? Хорошо бы еще напомнить, чем он был вызван. Олег Юрьевич, пожалуйста.
О. Чичибабин: Действительно, будет небольшой юбилей. 1 сентября будет два года, как был запущен проект, причем, если быть точным, проект был запущен с 1 июля на выборочных маршрутах, на которых был минимальный поток, чтобы потихоньку выйти к 1 сентября с понимаем, что это работает, что этот механизм — для пассажиров, и исходя из этого, мы празднуем небольшой юбилей.
Т. Ситникова: Как будем праздновать? Наполнять карты новым содержанием?
О. Чичибабин: Проект двухгодичной давности, хотя работа началась еще с 2010 года, шла она планомерно, начиная от выборов поставщика, рекламного продукта, заканчивая тем, как непосредственно перейти — изучался опыт других регионов, городов. Даже бывает так, что в одном регионе работают абсолютно разные системы. Сейчас мы уже с гордостью говорим, что система работает, и теперь уже к нам ездят перенимать опыт. География — начиная от Мурманска, заканчивая Саратовым.
Т. Ситникова: Чем же мы так обошли другие регионы?
О. Чичибабин: Мы всегда идем по своему пути, который кому-то кажется интересным, кому-то — излишне быстрым. По крайней мере, по системе, которая работает в нашем городе, мы поставили своеобразный рекорд по охвату, потому что мы не делили, что мы на муниципальные предприятия вводим карты, на предприятия, которые обслуживают частные перевозчики, не вводим. Первая задача стояла, что внедрение должно быть на всем транспорте, которые работает на территории города.
Т. Ситникова: В этом было наше новаторство?
О. Чичибабин: Изначально была поставлена задача, что у нас не будет этапности в переходе — то есть, сначала вводим у одних, потом ставим у других, ставим над одними эксперименты, потом над другими — нет, это было решение, абсолютно осознанное, оно было воплощено в жизнь. Естественно, возникали сомнения, но тем не менее, мы пришли к единому знаменателю, в том числе с перевозчиками. Если эту систему вводить, чтобы она была жизнеспособна, она должна быть абсолютно у всех и с одного времени. Это первый штрих. Второй — мы по срокам внедрения этой системы тоже были в лидерах, если не сказать, на первом месте. Третье — мы эту систему вводим, отменяя систему бумажного проездного билета и долгосрочных картонных проездных.
Т. Ситникова: Действовали решительно. Давайте напомним, чем был вызван этот шаг.
О. Чичибабин: Мы, как заказчики перевозчиков, в соответствии с действующими федеральными законами устанавливаем правила игры. Это не было блажью, не было экспериментом. Получится — хорошо, не получится — вернем, как прежде. Цель достингута одна: каждый рубль, потраченный из городского или областного, или федерального, за компенсацию льготника, должен был целевой. Проехал Иванов Иван Иванович, соответственно, бюджет компенсировал. Эта система позволила это сделать в полном объеме. Второе — так называемые «выпадающие» доходы перевозчиков. Они стали выплачиваться с коэффициентом 1. До этого они выплачивались на территории муниципального образования с коэффициентом 0,5.
Т. Ситникова: Одним словом, первым делом была поставлена задача наведения порядка в экономии регионального бюджета, чтобы реально оценивать количество льготников...
О. Чичибабин: Не экономии, а доведение до перевозчиков денег за каждого перевезенного пассажира.
Т. Ситникова: Можно сказать, что эта тема сейчас снялась с повестки дня, вариант сейчас близок к идеальному порядку?
О. Чичибабин: Можно сказать хотя бы только по тому, что в планах внедрения других муниципальных образований Кировской области те, кто поддержали этот почин, и областное правительство соответственно оценивают это как положительно, а губернатора назвал одним из пяти дел по итогам 2012 года именно внедрение безналичной оплаты проезда.
Т. Ситникова: Немножко вспомнили предысторию вопроса. Сейчас Александр Рыболовлев присоединится к этому разговору. Понятно было, что в процессе тема будет шлифоваться, так ведь, учитывая пожеланий кировчан и так далее. Какие были самые острые проблемные вопросы, что поступало, что в первую очередь волновало и как решалось в процессе? Давайте затронем вот этот момент.
А. Рыболовлев: Для нас, для Центральной диспетчерской службы и непосредственного исполнителя, самым сложным было произвести качественную работу по обучению кондукторов, скажем честно. Основная тяжесть нововведений легла именно на кондукторский состав перевозчиков. Чем качественнее их подготовка, тем проще населению пользоваться услугами.
Т. Ситникова: Это правдивая история, что вы даже садились в автобус к кондуктору, если он возмущался, показывали?..
А. Рыболовлев: Несколько примеров было. Сейчас кондукторы достаточно уверенно работают. Процесс обилечивания пассажира стал намного быстрее, мы уходим от поиска мелочи, когда надо сдать с больших купюр...
Т. Ситникова: Электроника есть электроника. Народ боялся, что на зарплатах отразится...
А. Рыболовлев: Это такое обывательское мнение. Все новое всегда у нас тяжело приживается, но сейчас могу с уверенностью сказать, что система работает, работает достаточно стабильно. Можно прийти к нам в претензионный отдел, посмотреть книгу жалоб и предложений — если первоначально и были какие-то жалобы, в основном связанные с тем, что народ был немного дезинформирован различными слухами. Это было несоответствие действительности. Сейчас много положительных отзывов в книге жалоб и предложений. Пожалуйста, приходите, можно посмотреть — улица Пятницкая, 2а. Там расположен претензионный отдел, который решает абсолютно все проблемы, связанные с работой карточки, он предоставляет любую информацию о работе системы.
Т. Ситникова: А что еще осталось острым, что еще не решено? Вопрос, который постоянно нам задавали — остатки на картах. Давайте немного объясним у нас же льготные карты. Была куплена льготная карта на 30, 60, 90 поездок. Если человек за месяц не расходовал это... я ошибаюсь, что-то не так?
А. Рыболовлев: Не совсем так. 30, 60, 90 — это тарифы для граждан, которые не являются льготниками. Они приобретают данные карты на добровольной основе, в соответствии с правилами пользования данных карт. Те денежки, которые остаются у них к концу месяца, действительно сгорают. Но нужно понимать, что скидка предоставляется по данной карте, и предоставляется она за счет перевозчика. Согласитесь: человек на добровольной основе приобретает тарифный план, где поездки дешевле.
Т. Ситникова: Но и рассчитать жизнь на 100% невозможно.
О. Чичибабин: Я тоже добавлю: да, вы сказали, что это было характерно на этапе внедрения. Был определенный информационный голод, было опасение, заработает или нет. Вспомните, как вводилась система зарплатных карт — обманут или не обманут? А вдруг банкомат не выдаст карту обратно? А вдруг ее кто-то похитят? Сомнения во всем новом всегда присутствуют. На сегодняшний день динамика поездок, которые вы относите к категории сгораемых, неуклонно растет. Мы начинали с 1 сентября с одним тарифом — 60 поездок. Забегая немного вперед, уже по поводу проблем — система ведь не такая, что она введена 1 сентября,и больше никаких корректировок, никаких улучшений нет. Не иначе как с 1 января 2013 года мы к 60 поездкам добавили 30, 90. То есть, тариф был разбит на три подтарифа. Человек, который для себя определил присоединение к безналичной оплате проезда, имел более широкий выбор. Второе. Каждый человек, которые этим пользуется, волей-неволей, получая билет, видит количество поездок, количество средств. То есть, уже спланировать тариф стало гораздо проще. И последнее. Мы даже на этапе внедрения этих карт, когда было всего 60 поездок, экономически доказывали простую вещь: 48, 49 и последующие поездки, даже если они сгорят, они уже оплачены предыдущими поездками, потому что изначально предоставлялся бонус. Человек однозначно выигрывал. Поэтому, еще раз говорю, на этапе внедрения это было более актуально, чем, допустим, сейчас.
Т. Ситникова: А что более актуально именно сейчас? Может, нужно наполнить карту каким-то более емким содержанием. Электроника во все стороны жизнь шагает. Например, школьное питание. У меня были интервью с главой города Кирова, который об этом с надеждой, с перспективой говорил. Заработала это система, льготная карта для школьников, как поддержали ее кировчане? Есть результат?
О. Чичибабин: В первую очередь это было рассчитано на кировчан, которые до конца не принимают решения — за них их принимают их родители. Один из вопросов внедрения этой системы — это возможность своего рода родительского контроля. Это мы должны тоже прекрасно понимать. На сегодняшний день 26300 школьников в городе пользуются этой картой, пользуются успешно в тех учебных заведениях, в которых есть. Те учебные заведения, которые изначально не были в областном подчинении, сейчас уже на стадии согласования вопросов с тем, чтобы и в них внедрить эту систему.
Т. Ситникова: Хорошо. Предполагаю, что школьное питание — это первый шаг. У меня мысль, фантазия работает дальше. Можно ведь еще наполнить эту карту, какими-то льготами, бонусами... Эта тема обсуждается в перспективе?
О. Чичибабин: Эта тема обсуждается всегда. Начиная с изучения опыта других регионов, хотя, можем откровенно вам сказать: большого опыта в России нет. Соседи к нам приезжали, география большая — от севера до юга. Вопросы бонусов и скидок — это вопросы, связанные с неким наполнением деньгами. Вопросы входа в библиотеку, вопросы читательского формуляра, билета — это более реально, это прорабатывается и будет предложено. Это забегая вперед, что будет еще...
Т. Ситникова: Это далекая история?
О. Чичибабин: История недалекая. Не прошло и двух лет, а с момента старта линейка тарифов увеличена, новый сегмент рынка под названием школьное питание есть, с 1 июня — пригород.
Т. Ситникова: Вот и переходим к новости, которая сейчас широко обсуждается, но прежде хочу напомнить наш телефон — 708-502. Итак, новость нынешнего лета — транспортная карта покоряет пригород. Что вы улыбаетесь, не понравилось это сравнение «покоряет»? Или пока еще робко шагает?
О. Чичибабин: Пусть будет так, самое главное, чтобы это было комфортно, чтобы покорение не было однобоким.
Т. Ситникова: Я так понимаю, вводится только на нескольких маршрутах. Расскажите подробности, как идем?
О. Чичибабин: Все очень просто, не на нескольких, а абсолютно на всех пригородных маршрутах, которые работают в рамках договоров с муниципальным образованием город Киров. Это маршруты трех направлений: Победиловский, Московский тракты и поселок Сидоровка. Если у человека льготная карта — добро пожаловать для оплаты в пригородном транспорте. Вы едете по тому тарифу, который определен, потому что тарификация по пригородному маршруту идет несколько по-другому, в зависимости от расстояния, которое вы проезжаете. Первая зона, вторая — исходя из этого складывается тариф. То есть, в данном случае человек, который едет, хочет оплатить свою поездку картой, дает эту карту кондукторы, кондуктор устанавливает соответствующую зону, и происходит списание денежных средств.
Т. Ситникова: Я так думаю, что Александр Рыболовлев в пригородных маршрутах катается, осваивая эту тем, нет? Возникают ли какие-то проблемы, шероховатости? Сколько работает уже, неделю?
О. Чичибабин: С первого июня. Сейчас мы работаем на Победиловском тракте, с 1 июля будет Московский и поселок Сидоровка.
Т. Ситникова: Все равно, вы же как-то анализируете ситуацию, отклики собираете?
А. Рыболовлев: Конечно, постоянно мониторим. Ситуация в принципе напоминает начало внедрения карт в городе. Самое основное — это работа с кондукторами. Основная нагрузка на них.
Т. Ситникова: Какая-то кондукторская школа существует? Как это осуществляется?
А. Рыболовлев: Нужно понимать, что много лет люди работали в одних условиях, а сейчас им выдают в урки некий аппарат, хотя максимально упрощена работа с терминалом, но тем не менее, есть сложности. Это свойство человека.
Т. Ситникова: Думаю, сейчас спокойнее — народ попривык к этому делу. Вот вы назвали три муниципальных пригородных маршрута. Будете шагать дальше в область, есть такие планы? Я так понимаю, что люди вы дерзкие, амбициозные.
О. Чичибабин: Не все зависит от нас, имеется в виду, от администрации города. Мы готовы, потому что здесь полномочия субъекта, Кировской области, потому что на тех маршрутах заказчиками перевозок выступают они.
Т. Ситникова: Одним словом, элементарно нужно сесть за стол переговоров.
О. Чичибабин: Такая задача стоит. Она будет реализована — вопрос времени.
Т. Ситникова: Мы анонсировали встречу с вами, принимали телефонные звонки и вопросы. Обязательно хотела спросить про «умные» остановки. Народ так зацепился, особенно молодые, продвинутые. Заявление было громкое, но сейчас многие отмечают затишье. Возникли какие-то трудности, проблемы?
О. Чичибабин: Я чисто с организационной точки зрения отвечу. Мы эту идею вынашиваем, здесь мы не вперед планеты всей. Единственное, в чем мы хотим быть впереди, или чем будем отличаться от наших соседей — тем, что мы изначально хотим ставить табло, которое будет не трехстрочное, как в Казани, например, а семистрочное. То есть, оно будет боле информативно по объему, будет отображать за единицу времени больше информации, и исходя из этого будет более удобным. Поэтому от этой работы мы не отказались, заказы прорабатываются с поставщиками оборудования. Еще уникальность Кирова в том, что все надо откуда-то привозить. Да, безусловно, может, увидят, и кому-то это будет интересно, я имею в виду местного производителя, то оно сократит стоимость и транспортные расходы. В любом случае, в июле первые остановки будут представлены. В июле текущего года.
Т. Ситникова: На каком направлении?
О. Чичибабин: Мы планируем в первую очередь в район Лепсе и Театральной площади. То, о чем мы в январе и говорили.
Т. Ситникова: Предчувствовала, что вы скажете про Лепсе, эта тема поднималась на встрече губернатора с рабочим коллективом.
О. Чичибабин: Рабочему коллективу это было сказано, соответственно, почему нет.
Т. Ситникова: Семь строк — маршрут автобуса, время, что еще?
О. Чичибабин: Здесь нет никакой информации, имеется в виду, что семь строк по объему. То есть, высвечивается номер маршрута, от сих до сих, и время прибытия.
А. Рыболовлев: Время точного прибытия.
О. Чичибабин: Та система, которую мы запустили до этого — помните мобильное приложение? Тоже было много сообществ, в том числе у вашего брата-журналиста. Работает, не работает... К счастью, или к сожалению, работает.
Т. Ситникова: Я думаю, что мобильными приложениями все же больше молодая часть кировчан пользуется.
О. Чичибабин: Вы сказали, что молодая аудитория и вопросами об «умных» остановках задается.
Т. Ситникова: «Умные» остановки больше на старшее поколение ориентированы, удобнее.
О. Чичибабин: Безусловно, это удобнее, чем доставать телефон.
Т. Ситникова: Для городского бюджета очень накладно?
О. Чичибабин: Один монитор стоит около 70 тысяч. Все-таки, еще раз повторяю, это достаточно сложный прибор, в антивандальном исполнении, что очень характерно. Не знаю, может, кому и доставляет это удовольствие — на вновь развешанных аншлагах уже опять написали слово из трех букв. Не зная, почему у нас такая тяга к художеству. Большая просьба к юным дарованиям - не писать.
Т. Ситникова: Когда появятся «умные» остановки, по-умному и действовать. У нас идут последние минуты эфира, и наверняка еще тысячу раз зададут этот вопрос... Формируется единая транспортная система города, по крайней мере, об этом говорят в прессе. Я видела даже на сайте... Вопрос есть, да? Тогда снимаю вопрос, послушаем тех, кто сейчас хочет нам его задать. Пожалуйста, мы включаемся. Алло. Здравствуйте, пожалуйста, представьтесь.
Слушательница: Татьяна, город Киров. Очень нравится с картами ездить, но у меня другой вопрос. Хочется ехать прямо по направлению, чтобы я могла быстро сэкономить время.
Т. Ситникова: Вот это как раз транспортная система. У вас есть предложение, или вопрос в чем?
Слушательница: Хочется узнать, когда это будет введено, потому что я в Праге это попробовала — очень хорошо, здорово, нравится.
Т. Ситникова: Чтобы без пересадок... Какой у вас маршрут?
Слушательница: Вопрос такой — когда будет эта система введена?
Т. Ситникова: Все понятно, Татьяна, спасибо. Мы спешим, потому что эфир заканчивается.
О. Чичибабин: Думаю, можно обратиться к Татьяне — в Праге вам, наверное, не только это нравилось, мы будем стремиться, чтобы и все остальное было. Задача одна — в 2014 году заканчиваются договоры, в рамках которых сейчас работают перевозчики. В конце года будет проведен конкурс. Именно эта работа направлена на то, чтобы новые конкурс набирался по новой маршрутной сети.
Т. Ситникова: Насколько я знаю, серьезные силы, институты работают.
О. Чичибабин: Безусловно, был проведен аукцион, с победителем был заключен муниципальный контракт, была презентация начального этапа — это ВятГГУ.
Т. Ситникова: А как кировчане могут свой пакет предложений внести — на сайт обращаться, куда? Ведь для народа делается.
О. Чичибабин: Четыре сайта работают, потом, школы, учебные заведения, девочки в красивых футболках, представители университета, на улицах, в ручном режиме весь июнь опрашивают людей. Каждый выбирает для себя вариант, как поучаствовать.
Т. Ситникова: Будет какой-то итог, когда подводится — может, общественные слушания?
О. Чичибабин: После того, как будет создана эта модель, она будет представлена горожанам как предварительная, чтобы потом соответственно услышать мнение горожан, потому что в первую очередь она делается не для того, чтобы «просто было», а для того, чтобы горожане приняли участие.
Т. Ситникова: Когда ждать результаты?
О. Чичибабин: Осень 2014. В декабре 2014 — конкурс с перевозчиками.
Т. Ситникова: Встречаемся, тема длинная. Итак, сегодня была интереснейшая тема для тех, кто передвигается общественным транспортом, пользуется электронными транспортными картами и мечтает быстрее передвигаться по городу. Олег Чичибабин, начальник отдела транспорта администрации города Кирова. Спасибо, Олег Юрьевич, за информацию.
О. Чичибабин: Вам спасибо.
Т. Ситникова: Александр Рыболовлев, директор Центральной диспетчерской службы города, которая вплотную работает со всеми предложениями, пожеланиями кировчан.
А. Рыболовлев: Так точно. Спасибо.
Т. Ситникова: Спасибо, до встречи. Это была программа «Полезный город».