13:06, 07 июня 2018
Особое мнение Михаила Шевелёва от 07.06.18
Время выхода в эфир: 13:06, 07 июня 2018
3367
0
Гости: Михаил Шевелёв
Ведущие: Анна Лапшина

А. Лапшина


- На часах 13:07, начинается программа «Особое мнение». В студии Анна Лапшина и мой гость Михаил Шевелев – руководитель офиса консультантов инициативного бюджетирования и председатель совета по аудиторской деятельности при Вятской торгово-промышленной палате. Михаил, здравствуйте.


М. Шевелёв


- Здравствуйте


А. Лапшина


- Давненько, я посмотрела, Вас не было в нашей программе «Особое мнение». В рамках разворота Вы приходили вместе с коллегами, как раз про инициативное бюджетирование говорили, а так, чтобы весь спектр тем разнообразных осветить - с февраля Вы, по-моему, не забегали. Хорошо. Приступим. Будут у нас темы и городские, и федеральные, в том числе связанные с экономикой, но начать, конечно, надо с мероприятия сегодняшнего дня - это прямой линия президента Владимира Путина.


М. Шевелёв


- Которое мы пропускаем.


А. Лапшина


- Которое мы пропускаем, да. И не можем в прямом эфире за ним следить, в отличие от посетителей кировской налоговой, для которых ведется трансляция, как сообщили сегодня наши коллеги. В прямом эфире они могут это наблюдать, в ожидании, когда налоговые эксперты, специалист их примет и решит их вопросы. Пока то, что я вижу, это то, что изменился формат, нет в зале просителей, нет возможности у просителей задать неожиданный вопрос, как в свое время у Владимира Маматов про вятский квас. И уже есть первая такая реакция президента на актуальные вопросы, проблемы и жалобы. В частности, жалобы на резкий рост цен на бензин. Владимир Путин сказал: «Правительство виновато».


М. Шевелёв


- Не совсем так сказал, насколько я знаю. Слышал в машине, пока ехал сюда на передачу. На самом деле, действительно…


А. Лапшина


- Не досмотрели.


М. Шевелёв


- Может быть, но на самом деле формат, на мой взгляд, он … Это, во-первых, инструмент, нужно понимать, что это очень такой получился в сегодняшних реалиях очень интересный для государства, для президента инструмент.


А. Лапшина


- Именно прямая линия?


М. Шевелёв


- Да. Чем он интересен? Он интересен тем, что поступает, насколько я знаю, всегда больше двух миллионов вопросов. Т.е. в какой-то год было 3,5 миллиона вопросов. Знаю, что перед началом трансляции на сегодня поступило 1,8 миллиона вопросов. И из них порядка 70, на которые он отвечает.


А. Лапшина


- Что происходит с остальными?


М. Шевелёв


- Остальные собираются, полагаю, что сегодняшние системы обработки данных, которые существует – очень сильно прогрессировали и соответственно есть возможность их систематизировать, как по отраслям, так по регионам. И, как сказать, создать определенный срез, как настроений жителей из глубинки из местных муниципалитетов. Так и сделать определенную картинку по регионам. Совершенно с разными инструментами социологическими. И потом можно будет президенту, по каждому губернатору представить картинку, как работает система…


А. Лапшина


- Как справляется.


М. Шевелёв


- Как работает система в регионе. Что по свалкам, что по дорогам, что благоустройству, что по социальным каким-то сферам. Можно будет этот срез увидеть и те меры, которые можем принимать, они будут обоснованы. И эта папочка зеленая у президента, которая была раньше – станет немного толще и будет ему более удобно управлять страной.


А. Лапшина


- Так, а зачем это нужно Владимиру Путину мы поняли, ну, кроме явных целей, может быть пиара какого-то. Все-таки такой анализ происходящего в стране. Не за всем он успевать следить, я так понимаю, в реальном режиме все-таки. А зачем это надо людям? Люди пишут на прямую линию 2 миллиона вопросов. Причем вопросы разные. Кировские дольщики записали переулок Гороховский21, в надежде, что решится их проблема. Родители учеников 24 школы, противники строительства полигона в Осинцах. Люди получат ответы?


М. Шевелёв


- На самом деле, к сожалению, у нас ручной режим давным-давно сложился и у людей впечатление о том, что царь хороший, а бояре плохие. Это достаточно серьезно, я считаю, культивируется и поэтому у людей складывается впечатление о том, что прямое обращение к президенту поможет решить эту проблему. При том, что дольщики знают и очень четко понимают, что надежд мало.


А. Лапшина


- Но засветились.


М. Шевелёв


- Но засветились и действительно это такого рода, может быть, надежда на чудо, надежда на то, что именно на их проблему будет обращено внимание и именно им помогут, среди той массы проблем дольщиков, которое вообще во всей стране существуют. Я только с этим сравниваю, потому что взять дольщиков, взять вопросы свалок, вопросы недостаточности мест в садиках и т.д. Это же системные вопросы, которые власть должна была решить еще много лет назад.


А. Лапшина


- Когда первые прямые линии еще начинались и задавали те же самые вопросы, между прочим.


М. Шевелёв



- К сожалению, несмотря на то, что как Владимир Владимирович отвечает - хочется сказать: «Давай зачетку 5», потому что отвечает очень хорошо, очень правильно…


А. Лапшина


- Он всегда подготовлено подходит.


М. Шевелёв


- Очень точно. Основной вопрос он философский, то есть он как раз связан с тем - что мы строим, каким будет завтра. К сожалению, очень часто эти философские вопросы размышлительные в них правды нет. Как сделать так, чтобы чиновник думал о том, что будет завтра или любой даже человек, житель страны, а не только жить сегодняшним днем. Вот это очень большой серьезный вопрос, на который явно… во- первых, он не будет задан на прямой линии, А, во-вторых, на него не будет ответа. И, к сожалению, отсутствие ответа на этот ключевой вопрос - что такое должно случиться, чтобы чиновники думали о том, как завтра будут жить их дети в этой стране. Превращает эту прямую линию просто в инструмент.


А. Лапшина


- В инструмент или цирк?



М. Шевелёв



- Или?



А. Лапшина



- Или в цирк.



М. Шевелёв



- Нет, почему. Это инструмент...



А. Лапшина



- Т.е. он все-таки реально работает?



М. Шевелёв



- Я думаю, что каждый думающий человек, каждый переживающий о завтрашнем дне человек, он так или иначе смотрит. Мы же когда говорили о топливе, так или иначе, старались между строк, услышать о том, что действительно будут приняты системные меры, которые не будут допускать рост цен в будущем, скажем. Причём не то, что просто цен, мы понимаем, что инфляция - рост цен должен быть, а неосновательного обогащения каких-то людей за счёт наших природных ресурсов и я, к сожалению, этого не услышал, между строк, к сожалению, я услышал совсем другое. Я услышал, что наши цены на розничном рынке так или иначе приближаются к общемировым, общеевропейским и так как в глобальном рынке существуем, то мы должны приблизиться к этим ценам.



А. Лапшина



- Еще вы цены в России, особенно в Кирове, приблизилась к общеевропейским и к общемировым вообще было бы прекрасно.



М. Шевелёв



- Тогда мы еще должны говорить и о производительности труда, потому что, чтобы зарплата увеличилась...



А. Лапшина



- Работаем мало, да?



М. Шевелёв



- Мы работаем плохо. Мы работаем на самом деле плохо. Я не готов сказать, что и из-за нас, из-за нашего нежелание трудиться. Это из-за тех, наверное, стимулов, благодаря которым желание жить, зарабатывать, развиваться, оно, собственно говоря, должно быть у здорового человека. Когда ты живёшь, зарабатываешь и делаешь это вопреки и получаешь за это не достойную зарплату и при этом вынужден себя постоянно в чём-то ограничивать - мне кажется, это не даёт стимула для того, чтобы повышать свою производительность труда.



А. Лапшина



- Печально. Ладно. От проблемы дольщиков я бы хотела, всё-таки, к федеральный теме обратиться. История с регулированием государственного долевого строительства, буквально на прошлой неделе появилась новость о том, что с 2020 года в России могут полностью запретить продажу недостроенного жилья. То есть люди сейчас привыкли, покупают на уровне котлована, дом строится, цены на квадратные метры растут, это удобно людям, это удобно застройщику, потому что у него есть возможность пользоваться деньгами, за которые он не платит. Что изменится? 



М. Шевелёв



- На сегодняшний день, в системе... я не согласен то, что удобно застройщику...



А. Лапшина



- Не удобно?



М. Шевелёв



- Продавать, потому что всё-таки возможность строить за чужие деньги - это достаточно большое благо особенно для больших компаний.



А. Лапшина



- Я и говорю, да-да.



М. Шевелёв



- Да, вот. А для крупных компаний, вообще для той системы, которая сложилась в нашей экономике, когда происходит очень четкое огосударствление, когда системы обустраиваются и укрупняются все. То есть этот тренд очень логичен. И ещё плюсом если добавить желание всё запретить, скажем так, ограничить, то есть...



А. Лапшина



- Неудержимое желание запретить.



М. Шевелёв



- Ограничить неразумный народ, скажем так. Это очень логичный ход а, хотя, конечно..



А. Лапшина



- Ход логичный, а чем на людях он отразиться?



М. Шевелёв



- Во-первых, мы должны понимать, что рост цен в данном случае будет неизбежен. Во-первых, при переделе рынка неизбежно падение ввода квадратных метров жилья и будет какое-то определённое время, когда спрос будет превышать предложение и, таким образом, цены будут расти.



А. Лапшина



- Закон рынка.



М. Шевелёв



- Да, который, собственно говоря, если ещё будет продолжена поддержка ипотечного кредитования, то это автоматически произойдет. С другой стороны... можно еще раз начало вопроса.



А. Лапшина



- Чем отразиться на потребителях запретительные меры по ограничению долевого строительства и полному его исчезновению. Мы поняли, что уйдут маленькие компании



М. Шевелёв



- Это прежде всего снижение конкуренции. Снижение конкуренции, потому что уход маленьких это автоматически консолидация больших объемов застройки и соответственно возможность установления цен для определенной группы компаний. Почему это произошло? Это произошло, потому что тот закон 214 который, на мой взгляд, очень хороший, На мой взгляд, он предполагал достаточно жесткие... предполагал организацию достаточного контроля на уровне государства, затем, чтобы не появлялось обманутых дольщиков, но, к сожалению, отсутствие желания выстроить этот контроль, я могу привести пример - закон действует с начала 2000 годов, а необходимость проводить аудит застройщику появилась совсем недавно и даже при том, что она появилась всё равно застройщики стараются формализировать эту процедуру, и таким образом, застройщик остается без контроля в расходовании тех средств, которые получает от дольщиков, фактически большинство уголовных дел, которые мы видим в этой сфере...



А. Лапшина



- Потратили не на то.



М. Шевелёв



- Да, это неквалифицированный финансовый менеджмент, который в силу кризиса, в силу определенных моментов привел к тому, что в какой-то момент они вынуждены где-то перехватываться, где-то получать более дорогие финансовые ресурсы и, таким образом, стали не справляться с выполнением обязательств, а учитывая то, что в 00-е годы, в тучные, всегда спрос превышал предложение, то было ожидание - кризис проскочить и, когда этот кризис они не проскочили при отсутствии контроля, при отсутствии достаточно железной финансовой дисциплины появилось такое многообразие обманутых дольщиков.



А. Лапшина



- И компаний.



М. Шевелёв



- Компаний, да. По сути, мы имеем проблему, большую, на самом деле, гораздо более сложную, чем дольщиков. Мы имеем проблему непрозрачных финансов, непрозрачного контроля над деятельностью организации. Такого же как в государства, когда мы зная о том, что много денег выделяется и много денег расходуется. По сути всё равно не имеем достаточно четкого и квалифицированного доступа к тому насколько эффективно эти деньги тратиться. Вот Кудрина назначили в счетную палату и появилось внимание к счетной палате, как к институту. Все как-то запереживали о том, что почему расширяются полномочия.



А. Лапшина



- Вот сейчас Алексей Леонидович всем устроит.



М. Шевелёв



- Скажем так, на самом деле у аудиторов есть очень серьёзный ресурс, если они независимые аудиторы. Очень четко и откровенно говорить потому, что и как происходит внутри организации и даже если это всё по закону, это не означает, что это всё эффективно и делается в целях капитализаций компании, в целях светлого будущего на завтра.



А. Лапшина



- Если всё будет принято так, как предрекают нам СМИ и говорят о том, что будет повышение цен на рынке первичного жилья на 15-30 процентов, вне зависимости от региона. Всё-таки он сыграет во благо жителям России или в минус?



М. Шевелёв



- Нет. По большому счету, например, большое количество техники, большое количество логистических ресурсов будет закомулированно в таких монстрах. И собственно говоря, при желании построить что-либо большое на территории в любом субъекте, за этот большой объект смогут бороться совершенно ограниченное количество компаний и я еще раз хочу сказать, что отсутствие конкуренции никогда не создавало благ для потребителей, которыми являются жители нашей страны. Поэтому снижение конкуренции, выстраивание более жутких вертикальных структур, выстраивание у усиление более крупных игроков на рынке, на экономическом рынке нашей страны. Оно, по сути, приводит к огосударствлению и приводит к неповоротливости. Может быть в конкретном, краткосрочном периоде, когда кризис, когда сложная внешнеэкономическая ситуация - дает свои плоды и, собственно, позволяет компаниям выживать, позволяет сохранять рабочие места, позволяет планировать в длинную, то в отсутствии этих препон для развития - эти компании скорее занимаются сохранением, нежели приумножением богатств, нежели развитием. И мы это проходили в Советском Союзе очень четко.



А. Лапшина



- В общем, для всех это плохо, а хорошо, наверно, только для Владимира Владимировича, который не будет больше получать обращения от обманутых дольщиков через какое-то время. 



М. Шевелёв



- Я не уверен, что обманутых дольщиков будет меньше, потому что компании будут просто крупнее.



А. Лапшина



- И называться по-другому.



М. Шевелёв



- Да, т.е. давайте проблемы просто появятся, потому что ликвидируя одну проблему можем совершенно элементарно нарваться на другую.



А. Лапшина



- Я ещё пособираю экспертные оценки по этому вопросу. Михаил Шевелёв руководитель офиса консультантов инициативного бюджетирования в нашей студии. Переходим к кировским новостям. Новость года, как я ее называю. Заявление губернатора Игоря Васильева о возвращении в Кировскую область авиакомпании «Победа». Сделано было в минувшую пятницу, уже обсуждалось неоднократно, все говорили: «зачем, почему?». Как я понимаю - конкретики нет, пока. Как вы расцениваете? Это вот такой пиар, потому что надо что-то сказать такое яркое или если первое лицо региона публично заявляет о том, что «Победа» возвращается в Кировскую область, это значит, что «Победа» возвращается?



М. Шевелёв



- Чем я не люблю современные новости, это тем, что...



А. Лапшина



- Это не они виноваты, это Игорь Васильев сказал.



М. Шевелёв



- К сожалению, Игорю Владимировичу надо было что-то сказать, наверное, и он сказал то, что у него было на какой-то стадии договоренности, причём говорила достаточно аккуратно и с некими буками о том, что может быть это будет, высока степень вероятности того, что это случится...



А. Лапшина



- Т.е. это мы уже надумали?



М. Шевелёв



- Смотрите. Нам не интересно, что будет, нам интересно, что подписан контракт с «Победой», она будет летать каждый день вылетает в 6:00 утра прилетать туда, условно говоря, в 7:00. Вы в течение дня сможете отработать в Москве и вечером совершенно спокойно вернуться в семью. Вот это нам интересно. Если же появилась «Победа», которая будет летать в субботу, условно говоря, из Москвы в Киров и в воскресенье из Кирова в Москву, или там, я не знаю, только в выходные, например, да. И возможно во время этого перелета будет совершенно не соответствует нашему биологическому ритму, то получится у нас следующее, что Игорь Владимирович никого не обманул, «Победа» пришла, но легче от этого никому не стало. И, к сожалению, вот эта новость и то, как сейчас обсасывают СМИ - она заставляет руководство нашего региона, по большому счёту, делать всё возможное лишь бы «Победа» в какой-то части проявилась, даже просто пусть выпустят рейс, о том, что мы решили перенести это на 2019 год, будет сказано, но никто никого же не обманул.



А. Лапшина



- Договорились же.



М. Шевелёв



- Легче от этого никому не стало. И почему я не люблю современное новости, потому что новости современные они чаще либо какие-то анонсы, либо это сплетни. Хорошо и интересно разговаривать по фактам, потому что случилось, свершилось и тд.



А. Лапшина



- Говорят, что в начале июля будет конкретика какая-то, по факту обязательно поговорим. Регион может идти на какие-то уступки для компаний или нет?



М. Шевелёв



- Я сожалею, о том, что это вообще случилось ...



А. Лапшина



-Это случилось - уход «Победы»



М. Шевелёв



- Да, совершенно правильно, потому что мне не то что как бы специалисту, но была понятна стратегия, которая базировалась на том, что необходимо для кировчан изменить сам уклад жизни. То есть сформировать возможность лёгких перелетов, не думать о том, что может быть улететь или на поезде поехать. Если есть возможность полететь, то мы сели и полетели. И это, на мой взгляд, произошло и логика была простая. Давайте увеличим пассажиропоток, насколько я помню, до 200 тысяч человек.



А. Лапшина



- И аэропорт будет окупать сам себя.



М. Шевелёв



- И тогда уже на этой инфраструктуре можно начать зарабатывать, идти в плюс. Соответственно, я так полагаю, что в убыток не торговали, не предоставляли взлетную полосу в убыток. Просто она была задействована. И вот эта логика мне была симпатичная, потом когда стали... просто проявили некую неосмотрительность или может быть небрежность в отношении с «Победой». «Победа» позволила себе уйти, она просто позволила себе уйти.



А. Лапшина



- Потому что там в очередь стоят другие регионы.



М. Шевелёв



- Я не знаю, почему это произошло, не хочу это комментировать, но это автоматически привело к падению пассажиропотока. Я последний раз ездил в Киров за 8000 руб.



А. Лапшина



- В одну сторону?



М. Шевелёв



- При том, что в Красноярск из Москвы я летаю примерно за 6700 руб.


А. Лапшина



- «Победой» или другим?



М. Шевелёв



- Нет, другим перевозчиком. Это разница меня не то, что возмущает, я не могу себе позволить летать за 8000 руб. постоянно из Москвы или в Москву. Конечно, есть люди в Кирове, которые могут себе это позволить . Их не так много. В общем-то, для них и самолет, на сегодняшний день, летает не очень большой, там порядка 40 мест.



А. Лапшина



- И всё свои.



М. Шевелёв



- Да, много знакомых. Даже те, кто не знаком мы представляем куда они летят, с какой целью, возможно. И поэтому это уже другой уклад, и мы лишились немножко этой мобильности, которая современному миру присуща.



А. Лапшина



- Люди перестали чувствовать себя жителями современного города, которые передвигаются быстро и относительно дешево.



М. Шевелёв



- Я не хочу сказать, что я лично этому не рад , то есть я, может быть, не то чтобы рад или не рад. Мой личный уклад может не соответствовать этому. Мне сесть в «Вятку», уехать в Москву - приятно. Вернуться точно также, тоже приятно.



А. Лапшина



- Не всё ездят поездом.



М. Шевелёв



- Не все любят, не все любят летать и всем не угодишь, но для современного города наличие действующего аэропорта с большим количеством рейсов - это в общем-то необходимость.



А. Лапшина



- Т.е. уступки какие-то, если «Победы» их запросит надо рассматривать, смотреть их обоснованность и идти на них.



М. Шевелёв



- Отсутствие транспорта, отсутствие транспортной стратегии, отсутствие четкого понимания, собственно говоря, как ты можешь жить в этом регионе, оно тебя на сегодняшний день вычеркивает из географической, экономической поездки, потому что эта прямая корреляция инвестиционной привлекательности региона. Это прямая корреляция с будущим, там не только доходов, вообще с будущей жизнью. И мы смотрим телевизор, мы понимаем как всё развивается и видим то, что у нас происходит, конечно, происходит такой когнитивный диссонанс и ты смотришь на другие регионы.



А. Лапшина



- А сейчас буквально полчаса назад здесь был Константин Ситчихин, который рассказывал о том, что происходит в других регионах с платными дорогами, контролем за ремонтом дорог, было ощущение, что Кировская область действительно живет в 70-х годах 20 века, какие-то соседние, в том числе, регионы в 21 веке.



М. Шевелёв



- Приятно видеть вымытые дороги, приятно видеть отсутствие грязи на дорогах в столице, в которой... столица региона, я имею в виду, в данном случае.



А. Лапшина



- Не обязательно Москва.



М. Шевелёв



- Я не говорю про Москву. И раз там делаются, у нас тоже это возможно, почему нет.



А. Лапшина



- Михаил Шевелёв - председатель совета по аудиторской деятельности при Вятской торгово-промышленной палате, руководитель офиса консультантов инициативного бюджетирования в нашей студии, мы продолжаем. Про инициативное бюджетирование как раз сейчас и поговорим. Итоги конкурса президентских грантов подвели буквально на днях. 18 победителей из Кировской области получат значительные средства. У всех по-разному, у кого-то 400 тысяч, у кого-то почти 3 миллиона. Я знаю, что вы тоже заявлялись на конкурс, но, к сожалению, не получилось на этот раз.



М. Шевелёв



- Мы попали в большинство.



А. Лапшина



- Хорошо. С чем Вы заявлялись?



М. Шевелёв



- На в самом деле мы подавали второй раз грант, первый раз подавали во втором конкурсе прошлого года и подавали в общем-то с одним и тем же проектом - это проект по поддержке института независимых консультантов инициативного бюджетирования. То есть наш офис консультантов. Мы на сегодняшний день вынуждены действовать абсолютно в волонтерском формате, то есть ездим, участвуем в федеральных мероприятиях, проводим семинары по стране в том числе, для правительства различных регионов, но делаем это не системно, потому что система... чтобы выстроить эту работу нам необходимы, естественно, определенные ресурсы, определенные инфраструктуры. И вот мы подавали грантом на то чтобы сформировать такой центр инициативного бюджетирования, который в течение полутора лет, мог бы участвовать в активной жизни региона. Мы могли бы взять на себя часть функций, которые на сегодняшний день занимают различные проектные центры правительства Кировской области или по крайней мере помогать им в выстраивании диалога между властью, муниципалитетом и населением. Помогать людям с тем, чтобы им было более понятно, более доступно участие в различного рода проектов по благоустройству своей территории.



А. Лапшина



- Можно запутаться даже журналистам, потому что проектов много и никто не понимает. Условия кстати разные везде. Как это работает. Есть народный бюджет, который курирует министерство финансов Кировской области, есть проект по ПМИ -  самый массовый такой, который курирует Министерство социального развития и еще что-то есть, есть федеральные программы «Безопасные и качественные дороги» и «Комфортная доступная среда», что-то ещё может быть, я забыла. И люди путаются и ведомству, тоже не очень удобно, потому что тут один заявился, там другой заявился где-то они пересекаются, где-то нет.



М. Шевелёв



- Знаете, как-то получается очень интересно. Вообще тренд на более тесное взаимодействие власти и населения задан, он задан очень основательно, очень конкретно и в том числе с учетом тех федеральных проектов, которые существуют. Тот же проект «Безопасные и качественные дороги» - он так или иначе предусматривает проведение публичных обсуждений.



А. Лапшина



- Нельзя без этого.



М. Шевелёв



- Да-да, нельзя. Т.е. это же работа активистов связанная с приемкой дорог в эксплуатацию, она в этой же части лежит, комфортная городская среда она непосредственно предусматривает работу с населением...



А. Лапшина



- Заявки надо?



М. Шевелёв



- Да. На самом деле вот эта массовость и различность структур. У нас всё сводится к муниципалитету и те главы, те специалисты их больше не стало, и так как на их плечи падает вся работа, то у них, что получает, у них получается множество начальников, множество требований, множество отчётности, а они действуя в рамках 131 закона, там тоже есть множество ограничений, и множество формул, по которым можно это делать, они испытывают, на мой взгляд, на сегодня жесточайший стресс, потому что, да, они действуют, вроде бы, в рамках своих муниципальных полномочий и занимаются тем, чем они должны, помогают людям.



А. Лапшина



- Деньги какие-то дополнительные появляются у них, да?



М. Шевелёв



- Вроде бы и деньги какие-то дополнительные появляются, на самом деле множество обязательств и вот это вот, может быть, некое непонимание, потому что Минстрой по-своему трактует, у министерство социального развития свои правила, у Минфина свои правила, типология, может быть, одна, а дороги можно делать и там и там. И всё это заставляет нас, как минимум, наших консультантов думать о том, что это необходимо каким-то образом консолидировать, необходимо выстраивать некий проектный центр, некое, может быть, там, какую-то, хотя бы, рабочую группу. Предложили создать совет по инициативному бюджетированию, на базе этих министерств с включением Министерство экономического развития.



А. Лапшина



- В структуре правительства будет?



М. Шевелёв



- Да, когда все эти вопросы, они позволяли бы каким-то образом упорядочить эту работу, выстроить некий график, выстроить последовательность, разработать, унифицировать формы по работе с населением, потому что они одинаковые на самом деле. И это бы позволило, ну, так скажем, выстроить более тесные и понятные связи между муниципалитетом и государственной властью.



А. Лапшина



- И?



М. Шевелёв



- И повысить доверие населения.



А. Лапшина



- Что с рабочей группой?



М. Шевелёв



- На сегодняшний день работа в этом направлении ведется, к сожалению, пара совещаний, которые назначались были перенесены, но у меня есть надежда о том, что оно действительно состоится..


А. Лапшина


- Когда?


М. Шевелёв



- И будет принято определенное решение по этой консолидации.



А. Лапшина



- Временной промежуток, когда оно состоится мы можем назвать? Понятно, что не от Вас зависит.



М. Шевелёв



- Сегодня очень неопределенная формулировка, перенесено на неопределенный срок. 



А. Лапшина



- Очень определенная формулировка.



М. Шевелёв



- Формулировка очень определенная, все буквы и слова понятный. Мы ждём. Мы, в принципе, понимаем, что мы планируем дальше работать, на сегодняшний день ведем консультации и переговоры с Пермским краем. Должен сказать, что в Пермском крае, например, вот эта вот консолидация, она приняла достаточно технологичный характер, они сделали портал управления «Вместе», который опять можно было бы для интереса в какой-то степени, для нашего государственного управления адаптировать, для нас. То есть наши коллеги из министерства социального развития, из министерства финансов и Николай Плюснин - консультант нашего офиса, буквально вернулись из Кисловодска с Федерального семинара по инициативному бюджетированию, там обсуждали очень много новаторских идей, которые на самом деле.. мы как бы считаемся неким флагманом, но на сегодня мы очень быстро утрачиваем это преимущество, потому что другие регионы развиваются.



А. Лапшина


- Я напомню, что по результатам прошлого или позапрошлого года, из 4 тысяч проектов по инициативному бюджетированию в России воплощенных за год, 2 тысячи были реализованы в Кировской области или теперь это уже не так?


М. Шевелёв



- До 2017 года, можно говорить о том, что больше половины всех проектов, которые были реализованы до 2017 года в Российской Федерации приходились на Кировскую область, на сегодняшний день конечно масштаб некоторых регионах он уже очень серьёзный, он уже большой.



А. Лапшина



- И деньги там другие?



М. Шевелёв



- И деньги там другие, но там и подходы другие. Я не хочу сказать, что... другие подходы они тоже хороши, т.е. они позволяют так или иначе учитывать мнение жителей в развитии региона. Прислушиваться к ним, повышать ответственность обеих сторон за будущее территории. К сожалению, процесс движется очень медленно.



А. Лапшина



- Я правильно понимаю, что есть опасения с Вашей стороны, что каким-то образом замнут нашу, скажем так, лидирующую роль, функцию и наши лидирующие позиции в России и через какое-то время, во-первых, мы это потеряем, во-вторых, жители разуверятся в этих правилах.



М. Шевелёв



- Риск существует. Он существует, он очень ярок, наблюдаем и в принципе сейчас уже, чтобы быть первым нужно… даже, чтобы оставаться на этом месте, нужно очень быстро бежать. В следующем году будет десятилетие, собственно, реализации проекта по поддержке местных инициатив Кировской области - это один из самых значительных проектов, которое оказал большое влияние на другие субъекты РФ. Например, не отметить его, не провести какой-либо… хотя бы федеральный семинар, было бы очень...



А. Лапшина



- На территории области?



М. Шевелёв



- Да. Я знаю, что наши коллеги общались со всемирным банком, общались с НИФИ, по возможности проведения данного мероприятия, там есть очень большая поддержка.



А. Лапшина



- Иногородние гости, иностранные гости учить нас готовы, но пока совещание перенесено на неопределенный срок. Михаил Шевелёв руководитель офиса консультантов инициативного бюджетирования в нашей студии, ещё одна тема, которую хотела обсудить, но уже не успеваю - установка памятника царской семье на набережной Грина . В Великорецком крестном ходе собрали, как минимум 4.000 подписей в поддержку этого вопроса очень коротко за или против?



М. Шевелёв



- А кто спрашивает мое мнение?



А. Лапшина



- А, вот так вот, хорошо, пойдете на общественное слушание когда объявят?


М. Шевелёв



- Не уверен. Я просто понимаю, что на общественных слушаниях эта формализация. Да, принесут подписи людей, которые за. Кому нужен, зачем он нужен - мне очень интересно посмотреть. Сам памятник до того как он будет установлен, интересно, чтобы была какая-то комиссия, которая съездит, посмотрит этот памятник и поговорить с тем меценатом. Собственно, зачем он это делает. Т.е. зачем епархии этот памятник, зачем... Давайте место обсудим, Давайте подумаем о том, собственно, как он может быть. У нас даже памятник Дзержинскому появился, я не думаю, что...



А. Лапшина



- В уголке, можно сказать, что в уголке, его не видит никто, а памятник царской семье на набережной Грина будет установлен, если да. Хорошо, обсуждение, масштабное обсуждение.



М. Шевелёв



- Нет, я думаю, чтобы были представители общественности, администрации и епархии, чтобы посмотреть, что это действительно произведение искусства, они некое втыкание никому ненужного объекта, лишь бы куда-то пристроить. Если это всё будет присутствовать, то всё равно всё за не будут.



А. Лапшина



- Да, кто-то будет против. 



М. Шевелёв



- Да, к сожалению, сегодня город не принадлежит горожанам и поэтому моё мнение в данном случае не влияют на принятие решения.



А. Лапшина



- Но, тем не менее, мнение должно быть выслушано и учтено - говорит Михаил Шевелёв руководитель офиса консультантов инициативного бюджетирования в программе «Особое мнение» мы на этом завершаем, Михаилу спасибо, слушателям до свидания.



М. Шевелёв



- До свидания.

Создание и продвижение сайта