10 июня 2015
Киров. Здесь ковали Победу от 20.04.15
Время выхода в эфир: 10 июня 2015
27
0

Эвакуированная в Киров Вяземская льночесальная фабрика в начале 1942 года простаивала из-за отсутствия сырья. Работу удалось наладить в апреле, однако только на двух машинах из пяти. Обработанный лён отправлялся в Кострому, а отходы - на Кировскую фабрику «Красный труд». Ввод в эксплуатацию Ржевской льночесальной фабрики, размещённой в Котельниче, произошёл чуть раньше, в декабре 41-го. Однако работы по приспособлению складских помещений под производственные там задерживались. Были также проблемы с электроэнергией. Кроме того, пришлось копать замёрзшую землю для прокладки водопровода. В этом принимали участие не только сотрудники предприятия, но и рядовые котельничане. Вскоре фабрики, видимо, для удобства, были переименованы. Вяземская получила название Кировской, а Ржевская - Котельничской льнофабрики. Эти названия стали официальными, они зафиксированы в документах.

Нужно отметить, что для задействования всего эвакуированного оборудования необходимо было иметь очень большие запасы сырья, которые в Кировской области отсутствовали. Дело в том, что у нас существовали свои заводы по переработке льна, которые также нуждались в поставках этой технической культуры. Поэтому первоначально на каждой фабрике установили по пять чесальных машин, хотя из Вязьмы их привезли 30, а из Ржева 37. Ставилась задача увеличения объёмов заготовки льна, но она не достигалась.

В 1942 году часть оборудования бывшей Вяземской льнофабрики из Кирова перевезли в Коми. Интересно, что во время проведения инвентаризации оборудования на кировской эвакуационной базе были обнаружены льномашины без документов, то есть не понятно откуда прибывшие. Специально вызванный из Москвы эксперт определил, что данные агрегаты принадлежат заводу в белорусском городе Орша, считавшемуся уничтоженным врагом. Таким образом, получилось, что в начале Великой Отечественной оборудование трёх из четырех существовавших в стране льночесалных фабрик оказалось на территории Кировской области....В апреле 1943 года оршанские машины погрузили в вагоны и отправили в далёкий алтайский город Бийск, где по сей день существует Бийская льняная компания.





Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта