16 июня 2014
Спорт с Медведевой от 12.06.14
Время выхода в эфир: 16 июня 2014
753
0
Ведущая: Светлана Медведева
Тема: Программа массового обучения школьников плаванию 
Гости:Надежда Морозова - директор областной школы олимпийского резерва
Наталья Тетенькина - заместитель директора ДЮСШ "Быстрица"
Юлия Еремина



Печатная версия передачи:

С. Медведева: Здравствуйте, дорогие кировчане! Всех с праздником. Сегодня, 12 июня, день России, день города. В окрестностях нашей радиостанции — веселые гуляния, праздничные настроения, как и у гостей моей студии, потому что сегодня у нас радостное событие. К этому дню или не к этому, но получилось так, что во вторник губернатор объявил в своем послании, что начинает действовать программа массового обучения плаванию школьников. В моем понимании это самая лучшая из спортивных дисциплин, спортивных подарков, которые существовали в советские времена - это возможность каждого школьника научиться плавать, приобрести навык, необходимый для жизни, и самым талантливым потом перейти в спорт. У меня в студии замечательные гости. Надежда Морозова, директор Кировской областной школы олимпийского резерва. Здравствуйте, Надежда.

Н. Морозова: Здравствуйте.

С. Медведева: Наташа Тетенькина, заместитель директора ДЮСШ «Быстрица». Здравствуйте, Наталья.

Н. Тетенькина: Добрый день.

С. Медведева: И мама двоих детей школьного возраста, Дмитрия 14 лет и Александры, которой завтра исполнится 8 лет, Юлия Еремина. Здравствуйте, Юлия.

Ю. Еремина: Добрый день.

С. Медведева: Вас всех с праздниками, а вас, Юлия, еще и с днем рождения дочери.

Ю. Еремина: Спасибо, мне очень приятно.

С. Медведева: Я позволю себе начать самой. На заре моей тренерской карьеры — это было начало 1980-х годов — я как раз попала в тот период, когда внедрялась программа массового обучения плаванию школьников. Я работала тренером по плаванию в «Спартаке», будучи еще совершенно молодым тренером, неумелым, но с горящими глазами полностью окунулась в реализацию этой программы. Это была какая-то культовая вещь советских времен. В то время не было проблемы людей чем-то удивить, восхитить и завлечь — тогда родители были готовы заплатить за своих детей полагающиеся деньги, и каждый класс, каждая школа просто считали делом престижа в эту программу попасть. Ученики проходили два месяца в году в возрасте 10 лет 16 уроков. За эти уроки тренер обязан был научить ребят преодолевать 25 метров. У каждого, естественно, получалось по-своему, кто-то, самый умелый, преодолевал эти 25 метров кролем на груди, кто-то, чуть послабее, кролем на спине, кто-то по-своему, но главным условием было не остановиться в течение этого отрезка. Каждый проплывший получал значок «Умею плавать 25 метров», самые способные и талантливые проплывали от бортика и обратно, и получали значок за 50 метров. Даже не в этом была самая важная составляющая для такой системной работы. Весь этот процесс проходил под контролем общественности, прессы. На каждом контрольном занятии обязательно участвовали представители газет, журналов, радиостанций, телевидения. Результаты этой программы отслеживались, и каждый бассейн считал делом престижа как можно больше ребят обучить плаванию. С тех пор начались трудные 1990-е, непонятные 2000-е, потом в Кирове сложился дефицит бассейнов, потому что большинство из них практически стали частными, а частникам, естественно, не хочется утруждаться и заниматься хлопотной работой, гораздо проще запустить умеющих взрослых под их собственную ответственность и получить за это хорошие деньги. В общем-то, эта программа канула в Лету. Так произошло не только в Кировской области, но и по всей стране, но некоторые регионы озаботились вопросом возрождения этой полезной для детей, для родителей программы гораздо раньше Кировской области. Наш губернатор Никита Юрьевич Белых, будучи президентом Федерации плавания Пермского края, в Пермском краю внедрил эту программу лет 7-8 назад, и сейчас она там успешно действует. Также в Чебоксарах есть такая программа. Мы все время мечтали о том, чтобы у нас все это началось, когда сдавали в эксплуатацию «Быстрицу», эта идея снова начала мелькать в таком эфирном поле. Два дня назад все стало реальностью. Как вы, профессионалы в плавании, это вопрос к Надежде и к Наталье, готовы ли были, и что за эти дни вам удалось сделать? Как эта программа будет происходить на вятской земле?

Н. Морозова: Во-первых, я хочу поблагодарить и Светлану Владиславовну, и Никиту Юрьевича за то, что у нас озвучена на высоком областном уровне сама цель внедрения данной программы, и действительно, думаю, недалеко до введения в практику — думаю, с сентября все станет возможным. Действительно, в плане запуска пилотного проекта программа массового обучения плаванию может выглядеть следующий образом. Что касается осуществления и реализации нашего спортивного комплекса «Олимпийский», который находится на Романа Ердякова, 23, и если вести речь именно о близлежащих школах, которые находятся в шаговой доступности, то можно говорить о трех школах, и эта программа будет рассчитана на обучающихся в начальной школе, в частности, и 3-4 классы, как пример. Рассчитано будет на два месяца, но здесь количество уроков предусматривает 24. ребята будут заниматься три раза в неделю, занятия будут бесплатными, организованно классом будут приходить. Итогом этих месяцев должен стать следующий результат: 25 метров кролем на груди или кролем на спине. Не только такую итоговую задачу преследует эта программа.  Я думаю, что сюда можно внести и следующие задачи и цели: это оздоровление организма, гармоничное развитие личности, привлечение ребят, привитие любви к водным видам спорта и в целом к спорту.

С. Медведева: Конечно, мы с вами в этой любви к спорту живем много лет, для нас понятно, что это благо. Я представляю себе, что со стороны некоторых руководителей общеобразовательных школ, преподавателей физкультуры и родителей мы, наверное, можем столкнуть с какими-то трудностями. У ваших учреждений задача прежде всего — организация спортивной школы, то есть, вы не сможете предоставить любое удобное для общеобразовательной школы время. В какое время вы можете эту программу реализовывать?

Н. Морозова: Что касается спорткомплекса «Олимпийского», то здесь пойдет речь о предоставлении времени с 9:45 до 13:00.

С. Медведева: То есть, в любом случае, общеобразовательной школе придется как-то подвинуть уроки. К сожалению, было мало времени, чтобы сегодняшний эфир организовать, наверное, он не единственный и не последний. Мы постараемся пригласить представителей общеобразовательных школ, в первую очередь тех, с кем придется работать с сентября. Я хочу у Юли спросить: вы больше нас знаете настроения родительского и учительского сообщества, как вы думаете, эта программа приживется?

Ю. Еремина: Мне бы очень хотелось, чтобы эта программа прижилась, потому что инициатива важная и нужная, это и безопасность наших детей, потому что открытых водоемов в нашей области много, мы любим посещать моря — сейчас это доступно стало. Очень приятно, когда младший школьник подходит к воде, и, не боясь ее, начинает плыть. Остальные смотрят и немного завидуют умеющим плавать.

Н. Тетенькина: Я бы тоже хотела добавить по этой теме. Очень часто спрашивают, когда лучше привести ребенка заниматься плаванием. Конечно, чем раньше вы приведете, тем лучше, но именно этот возраст — 8-10 лет — оптимален с точки зрения физиологии для вовлечения ребенка в тренировочный процесс. То есть, наиболее оптимален для развития всех систем организма — сердечно-сосудистой, дыхательной и так далее.

С. Медведева: Да, мы здесь говорить не только о пользе плавания, но и программе, которая рассчитана на огромное количество детей. Тут я соглашусь с Натальей: были разные эксперименты, в том числе в советское время, не случайно был выбран возраст 10 лет. Ограниченное количество занятий. Если в прошлые времена их было 16, то сейчас мы можем позволить себе 24 — это очень хорошо, но все равно, 24 занятия — это не так много. Поэтому, если мы приведем 6-летних детей, мы вряд ли добьемся результата за 24 занятия. Именно в возрасте от 8 до 10 лет ребенок уже настолько организован, что может усваивать тот материал, который дает тренер, чтобы за 24 урока получить желаемый результат. Для наших слушателей напоминаю телефон студии: 708-502. Еще к Юле вопрос: у вас Дмитрию уже 14 лет. Когда ваш ребенок подрастал, вы, как ответственный родитель, задумались о том, чем ему заниматься? Выбирали перспективу, пользу или наклонности ребенка? Как это происходит?

Ю. Еремина: Прежде всего, нам просто хотелось научить его плавать, чтобы он не боялся воды, не чувствовал себя как-то дискомфортно. Далее — это укрепление здоровья. Дмитрий очень сильно болел, и когда начал в 6-7 лет ходить на плавание... Кстати, у него был замечательный тренер, Ермолаева Галина Борисовна, большое ей спасибо за все, она ему привила любовь к плаванию. И он перестал болеть, его здоровье укрепилось и у нас практически нет больничных листов. Очень сказывается и на обучении: та дисциплина, которая ему была вложена занятиями спортом, очень его дисциплинирует в обучении в школе. Но всегда знает, что ему нужно встать утром, пойти на тренировку, подготовить все уроки, чтобы успеть и там, и там.

С. Медведева: Для него ваше желание обезопасить жизнь своего сына стало в итоге его спортивным выбором. Давайте пофанатизируем. Проходит 24 урока, какое-то контрольное занятие. Как вы думаете, у тренеров, которые работают со спортивными группами, будет ли интерес прийти на это контрольное занятие посмотреть, вдруг какой-то талант обнаружится?

Н. Тетенькина: Я думаю, что однозначно будет большой интерес, потому что у нас тренера — очень творческие люди, они всегда стараются найти новый подход, всегда присматривают детей, готовы посещать такие занятия и выбирать тех, кто пожелает продолжить, в дальнейшем специализированно обучаться плаванию. Я думаю, что все получится.

С. Медведева: Мы заговорили о тренерах, и Юля упомянула Галину Борисовну. Действительно, важнейший фактор, который сыграет роль в успехе этой программы — это квалификация тренеров. Надежда и Наталья, как вы думаете, получится ли в Кирове пойти по пути опыта Пермского края, когда подключаются не только бассейны, в которым государственные школы, и тренеры на работу отбираются с соответствующей квалификацией, и у нас нет сомнений, что они за 24  урока научат ребенка плавать, а в других бассейнах, которые не находятся под таким пристальным контролем органов власти. Как вы думаете, эта программа может иметь успех или будут сложности?

Н. Морозова: Я думаю, что не должно возникнуть каких-то сложностей именно по причине того, что программа рассчитана на 24 урока, и затрагивает минимальные требования - это обучение кролю на спине и кролю на груди. То есть, в принципе, тренер, имеющий даже не очень большой опыт работы, способен и в состоянии  обучить плаванию.

С. Медведева: Действительно, тут должна быть какая-то мотивация, наверное. На самом деле, управлению спорта предстоит долгая и кропотливая работа, потому как разработка программы, даже если она уже когда-то существовала, но адаптация ее к современным условиям,  какая-то мотивация, которую придется найти сейчас — это работа не простая. Но это уже задача чиновников. Вы, как практики, как бы видели в идеале? Начнете вы в ближайшее время как пилотный проект. Кстати, меня удивляет быстрота вашей реакции — два дня всего прошло, а вы уже имеете представление, с какими школами работать. Может быть, даже знаете, сколько там классов, которых вам придется обучить?

Н. Морозова: Просто это действительно очень желаемое в будущем действие, достаточно давно уже ждали, когда это реализуется. Насчет классов — это будет гимназия имени Грина, школа №2 и школа №54. В принципе, в каждой из вышеперечисленных школ в среднем 3 третьих класса и 3 четвертых.

С. Медведева: То есть, практически 24 класса вы постараетесь за учебный год охватить  своим влиянием и результативностью. Наташ, в окрестностях «Быстрицы» немного другая ситуация: там есть школы со своими бассейнами.

Н. Тетенькина: Да, когда строились у нас школы, то предусматривалось в проекте, что они идут с бассейном. Я сама когда-то училась в 27 школе и занималась там плаванием, где меня нашел специалист, Козырев Владимир Иванович, и привел уже непосредственно в «Спартак» заниматься. У нас возникает вопрос, что, допустим, есть специалисты хорошие, они работают на базе школ, хотелось бы привлечь школы, которые находятся в более отдаленных местах. Здесь у нас возникает вопрос по доставке детей.

С. Медведева: Поэтому стоит к сентябрю задача запустить проект как пилотный, чтобы понять, достаточно ли 24 уроков, кто будет работать в дальнейшем. Конечно, бассейнам не обойтись без транспорта. Наверное, это тоже предмет разработки программа в будущем. Либо этот транспорт будет на аутсорсинге, либо у каждого бассейна должен появиться собственный автобус.

Н. Тетенькина: Это бы очень привлекло школы, которые сейчас сомневаются по поводу организации перевозки учащихся, так как этому сейчас уделяется очень большое внимание.

С. Медведева: На самом деле, это такая сложная проблема. Юля, как вы считаете, родители откликнуться на эту инициативу губернатора, одобрят, либо посчитают дополнительной нагрузкой для себя?

Ю. Еремина: Нет, я думаю, это совсем не будет дополнительной нагрузкой для родителей. Большая их часть будет рада, что их ребенок в обучении школьной программы получит такую возможность, как плавание.

С. Медведева: Уточню: если в Советском Союзе эти занятия для родителей были платными, тогда все готовы были заплатить за то, чтобы ребенок как-то развивался, то сегодня, к сожалению, очень большое расслоение в обществе, и для того, чтобы эта программа действительно была в равной степени доступной, эти занятия планируются бесплатными. Надежда Владимировна, вы так падаете на амбразуру с желанием, мне это очень нравится. Первое время ваша школа не будет получать на это дополнительных средств. Это что — патриотизм, или какое-то особенное желание? Вы найдете возможность пока без денег этот пилотный проект начать?

Н. Морозова: Не знаю, как это можно назвать. В первую очередь, это исходит от огромного желания, потому что та статистика, которая звучит везде, и то количество детей, которое проходит через нас, когда организации проводят мероприятия у нас, действительно, показывают результат, и он говорит о том, что чем большее количество детей мы обучим плавать, там уже неважно, на каких условиях, тем лучше будет для самих детей, для родителей, для нашего города, области и для страны в целом.

Н. Тетенькина: Необходимость такого проекта говорит о том, что очень много сейчас детей, находящихся в лагерях с дневным пребыванием, заинтересованы прийти в бассейны. С ними работают наши тренеры. Интерес есть.

С. Медведева: В рамках городского лагеря добиться результата в плане обучения проблематично.

Н. Тетенькина: Да, это очень проблематично.

С. Медведева: Я вспоминаю городское лагеря с ужасом, когда еще работала тренером. Чтобы не отказать никому, набирались группы неимоверного количества, бассейн делился пополам, тренер с ужасом в глазах как-то отсортировывал умеющих и неумеющих. Примерно 100 человек просто купались — о каком там обучении может идти речь? Конечно, это было прост полезное для здоровья времяпровождение. Еще такой вопрос хочу задать. Меня все время напрягала такая инертная позиция Федерации плавания России. Когда массово начали строиться спортивные объекты в регионах, многие федерации очень активно в это включились, разрабатывали программы: «В каждом дворе должна быть хоккейная коробка!» - такой лозунг у Федерации хоккея Третьяка. Федерация плавания как-то немного в стороне. Я думаю, что если бы они продвинули лозунг: «В каждом микрорайоне — бассейн 25 метров, три дорожки», тогда, наверное, такие программы подтолкнули руководителей регионов и городов к тому, что умение плавать стало нормой жизни любого россиянина. Наташ, ты с нами выезжала в 1995 году в Америку? А, нет, ты тогда была маленького возраста. Там меня поразило именно то, что умеет плавать каждый. Каждый выбирает себе занятие по душе и по таланту. Кто-то рисует, кто-то поет, кто-то легкоатлет, кто-то баскетболист, но плавать умеют все.

Н. Тетенькина: Светлана Владиславовна, в тот год у меня не получилось съездить, но зато фотографии, общение в детьми, которые съездили, очень вдохновляет, это запомнилось.

С. Медведева: Знаете, что меня поразило? Понятно, что у нас были тренировки с группами, которые работали на результат, но параллельно, на других дорожках плавали обычные дети из этой же средней школы. Понятно было, что они не ставят себе задачу участия в соревнованиях по плаванию, но там не было такого, что у нас происходит — они не висли на дорожках, не прыгали с тумбочек. Они пришли и плавали от стенке к стенке. Меня это удивило, я и спросила, зачем они тренируются. Был дан такой ответ: если они пришли сюда плавать, то они должны плавать. Такая целеустремленность и программная работа действительно нужны. Давайте вернемся к тому, что бассейнов больше и жизнь будет лучше. Несмотря на такую позицию Федерации плавания, думаю, что в скором времени будут подвижки. Наверное, открою небольшой секрет. Недавно выезжала в командировку для переговоров с Академией Александра Попова. Дело в том, что Ирина Бениаминовна Свиязова, которая работала в Министерстве спорта, сейчас перешла на работу в эту академию. Я интуитивно пока чувствую, что дело сдвинется с мертвой точки. Они разработали дешевый проект бассейна 25 метров, 3 дорожки, и при этом не навязывают этот проект покупать, они готовы его подарит регионам, готовы включиться в процесс с обеспечением федерального софинансирования на строительство таких спортивных объектов. У нас в районах худо-бедно есть спортзалы, на лыжах люди бегают, просто выходя из дома, несутся в лес и добиваются результатов, бассейн — это такая вещь, которую своими руками не создашь. Как вы считаете, такое движение в глубину принесет свои плоды для того, чтобы наши дети жили в более безопасной для себя среде и для результативности в плавании?

Н. Тетенькина: Движение — это всегда жизнь, поэтому это всегда только в плюс и в позитив.

Н. Морозова: Я бы хотела еще добавить. Если, например, будут внедряться такие социальные проекты, социальное строительство, и плюс еще в сочетании с тем, как организуются у нас в стране такие мероприятия, как «Кожаный мяч», «Кросс наций», если также, на таком же уровне сделать массовые соревнования по плаванию, интересно их назвать, чтобы это было действительно массово.

С. Медведева: Предлагаю по итогам программы обучения плаванию отбирать тех, кто добился наилучших результатов, и выставлять на ежегодный заплыв губернатора на белохолуницкий пруд. Как вы думаете, в долгой перспективе такое возможно? Кстати, заплыв скоро.

Н. Морозова: Если те, кто будет участвовать в этой программе, дальше продолжат обучение плаванию, потому что, в принципе, по истечении двух месяцев, научатся плавать 25 метров, а заплыв губернатора подразумевает 2 км, и открытая вода — техника, тактика, и все остальное.

С. Медведева: Можно и помечтать, сегодня праздничный день, прекрасное настроение. Если мы заговорили об открытой воде, как вы считаете, на открытой воде такую программу возможно организовать?

Н. Морозова: У нас, конечно, будут некоторые сложности в погодном плане, то есть, мы будем ограничены по времени, но, может быть, в июне-июле.

Н. Тетенькина: Конечно, нет ничего невозможного с нашими грамотными специалистами.

С. Медведева: Ваши специалисты летом всегда заняты. Еще скажу такую вещь: тренеры по плаванию — это штучный товар, их очень-очень мало, даже просто квалифицированных инструкторов и то единицы в Кировской области. Это тоже повод задуматься нашему гуманитарному университету, что такие специалисты скоро будут востребованы.

Н. Тетенькина: Они уже сейчас востребованы.

С. Медведева: Востребованы, то есть, в «Быстрице» есть дефицит определенный.

Н. Тетенькина: Да, всегда хотелось бы молодых кадров, с желанием, с энергией.

С. Медведева: По поводу открытой воды позволю себе усомниться. Сама сталкивалась с этим, будучи ребенком. Папа с дедушкой пытались меня обучать. Все лето проводили на реке. Им это не удалось, потому что открытая вода — это открытая вода, там особые условия безопасности. Все-таки, мастерство инструктора, тренера в деле обучения плаванию — это один из основополагающих факторов. Наша передача подходит к концу. Давайте какими-нибудь праздничными лозунгами подведем итоги. Юля, как вы считаете?

Ю. Еремина: Я считаю, что, если эта программа будет действовать, я очень на это надеюсь,это будет здорово для детей, для родителей и для вятского спорта в целом.

Н. Тетенькина: Я скажу лозунгом, который мы с детства помним и говорим: плавание — радость, плавание — сила, плавание — это просто красиво!

Н. Морозова: Сегодняшний праздник все-таки проходит летом, и, думаю, лето мы проведем с мыслями, что есть такая возможность обучения плаванию, и с сентября мы будем открыты для обучения. Я думаю, можно все использовать данную возможность.

С. Медведева: Подвожу итог я. Россия, вперед! Да здравствует город Киров! Плавание — радость, плавание — сила, плавание — это просто красиво! Счастье есть, программа обучения плаванию с сентября начнет действовать. Спасибо за внимание, дорогие друзья. У меня в студии были Надежда Морозова, директор Кировской областной школы олимпийского резерва, Наташа Тетенькина, замдиректора ДЮСШ «Быстрица»  и Юлия Еремина, мама двух замечательных кировчан. Спасибо огромное за беседу, еще раз всех с праздником, до свидания!

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта