16 января 2014
Спорт с Медведевой от 15.01.2014
Время выхода в эфир: 16 января 2014
470
0
Тема: Наука на службе спорта. Есть ли перспективы.
Гости: Николай Пихтин - член общественной палаты Кировской области;
Александр Капустин - декан факультета физической культуры ВГГУ, кандидат педагогических наук;
Игорь Обухов - мастер спорта международного класса по лыжным гонкам, руководитель центра спортивной подготовки «Вятка - старт»


Печатная версия передачи:

Ведущая — Светлана Медведева

Гость — Николай Пихтин, Александр Капустниц, Игорь Обухов

С. Медведева: Добрый день, дорогие друзья, в студии «Эха Москвы» в Кирове «Спорт с Медведевой». Сегодня поговорим о научном подходе к развитию спорта. Есть различные мнения. У меня сегодня в студии Николай Пихтин, член Общественной палаты Кировской области и Александр Григорьевич Капустин, декан факультета физической культуры ВятГГУ, кандидат педагогических наук. Здравствуйте, рада видеть вас. Честно говоря, Николай, когда вы ко мне приходили, помните, по предложениям Общественной палаты заняться развитием лыжно-биатлонного комплекса «Перекоп». Наверное, вы помните мою удивленно-грустную мину, так скажем. Это было связано с тем, что у меня был опыт общения с Общественной палатой в плане того, что меня попросили рассказать о развитии спорта — это было еще в прошлый созыв, года три назад, наши реформы еще только затевались. Я помню свою роль — я как учительница прыгала, рисовала на доске, рассказывала, что спорт нуждается в системном подходе, нам нужны какие-то научные вещи, на которые можно опираться, мы слабы в экономике, в каких-то юридических вопросах, в системной подходе. Для того, чтобы победить эту разруху, разрозненность, встать на какой-то путь созидания, мы запланировали то-то, то-то и то-то, рассказывала о системе балловой оценке видов спорта, о преобразовании в плане постановки спортивных мероприятий, сборных команд и так далее. В итоге в конце все сказали: «Да? Оказывается, спорт — это так сложно». Посыпались вопросы — да все равно все плохо, ничего не будет... У меня, честно говоря, было разочарование.

Н. Пихтин: Это произошло, может быть, из-за того, что очень глобально был вопрос поднят, надо все-таки более узкие темы поднимать, их потихонечку реализовывать, пытаться что-то сделать.

С. Медведева: На самом деле, очень приятно то, что к спорту внимание есть от всяких различных структур. Вне всяких сомнений, научный подход в развитии спорта — это огромное благо. В последние годы министр спорта РФ Виталий Леонтьевич Мутко этому уделяет глобальное внимание, но очень непросто это все двигалось, в том числе на федеральном уровне создано несколько центров, которые должны двигать спортивную науку. На каждом совещании предыдущие три-четыре года Мутко каждый раз говорил: «Где ваша наука? На вас уже столько затрачено денег. Почему порошки, которые используются для смазки лыж у других лучше, чем у нас?». Хотя на самом деле лучшие — в Кировской области, на Кирово-Чепецком химкомбинате делают. «Почему попадаются на допинге? Почему нет передовых технологий, почему нет тренажеров?». В последний год, скажу вам, это дело сдвинулось с мертвой точки и все-таки началась работа. Создано несколько мобильных бригад научных, которые могут в том числе и в Кировскую область приехать и протестировать наших спортсменов. Это здорово. В плане «построения» Министерства, как менеджер Мутко несомненно лучше Фетисова. Но тем не менее спорт продолжает нуждаться в науке, региональный спорт — тем более, потому что если там каким-то финансовым вливанием, натиском Мутко дело сдвинулось, в региональных вопросах это все остается сложным. Давайте все-таки сейчас вернемся к обсуждению непосредственной концепции проекта по созданию спортивной школы открытого типа на базе лыжно-биатлонного комплекса «Перекоп», расположенного в Кирово-Чепецком районе Кировской области. Вот так звучит название этого документа, который разработан в Общественной палате. Честно говоря, констатация вызовов обществу, плохой ситуации - в чем-то согласна, в чем-то нет. Призыв работать творчески и хорошо не отвергаю, и, думаю, вряд ли бы кто-то решился его подвергнуть сомнению. По большому счету, не поняла, почему именно «Перекоп» и не поняла понятия «открытая школа».

Н. Пихтин: Давайте я поясню. Этот проект — как технология взаимодействия науки со спортом и спорта с наукой, обратная связь. Вот вы сказали, почему в спорте наука не востребована, но можно спросить и обратно, почему в вузах не востребован спорт?

С. Медведева: Давайте уточним сразу: имеется в виду только педагогическая наука, или любая?

Н. Пихтин: Любая, в том числе и наша медицинская академия: она может какое-то здание давать, тренеры будут выполнять, и также тренер может заказать вузу провести какие-то исследовательские работы. Почему «Перекоп»? Потому что сейчас на взгляд автора этого проекта это наиболее перспективное сооружение, которое сейчас находится в реконструкции, которое в свое время гремело на весь Советский Союз во всяком случае и сегодня оно возродится — туда большие средства вкладываются, и федеральные, и областные, и как технологию это попробовать применить. Если она пойдет, эта технология, то ее можно переложить и на другие спортивные школы.

С. Медведева: А что такое «школа открытого типа»? Александр Григорьевич, вы были на обсуждении?

А. Капустин: Да, 13 ноября мы были на обсуждении. Вы знаете, я тоже не понял, что такое «школа открытого типа». Мы вопросы задавали, но не нашли такого, то есть, юридического понятия такого пока нет. Я бы что хотел отметить — за последние два года факультет сделал ну просто прорыв. У нас появился доктор медицинских наук Аборин Виктор Афанасьевич, сейчас у нас открыта лаборатория, и там не просто секундомер и линейки — лаборатория напрямую связана с исследованиями крови. Аборин Виктор Афанасьевич занимается именно кровью, у нас очень тесные связи с «Росплазмой». Мы буквально в конце прошлого года закончили одну хоздоговорную тему с «Росплазмой» — тема достаточно серьезная, договор на 1 миллион 400 тысяч рублей.

С. Медведева: Действительно, для циклических видов спорта показатели крови — это основной ориентир, по которым тренер дозирует нагрузку. До сих пор в Кирове это было невозможно — анализ должен браться несколько раз в день, до нагрузки, после нагрузки.

А. Капустин: Анализ очень дорогой. Там 40 параметров.

Н. Пихтин: Можно, я поясню по «открытой школе»? Повторюсь, что это технология, никак не учреждение. Это взаимодействие тренера с наукой и науки с тренером, речь об этом идет. В реально существующую спортивную школу эта технология может быть внедрена.

С. Медведева: Честно говоря, глядя на «рынок» детских спортивных школ, может, вы немножко поторопились с «Перекопом»? Потому что когда он еще будет. И там планируется открытие не детской спортивной школы, а первого в области учреждения, некой академии лыжного спорта и биатлона, то есть, уровень более высокий, чем детская спортивная школа.

Н. Пихтин: Может быть. Дело в том, что сейчас формируется рабочая группа по реализации этого проекта, вас пригласили. Эта рабочая группа уже эти вопросы и будет решать.

С. Медведева: Подразумевает ли ваша технология какой-то другой уровень взаимодействия спортивной школы и общеобразовательной?

Н. Пихтин: Нет, пока речь только о спортивной шла.

С. Медведева: Достаточно сложно, как вы считаете, Александр Григорьевич, отдельной спортивной школе развиться так, чтобы все оптимально было?

А. Капустнин: Без общеобразовательной, думаю, просто никак. Понимаете, когда и тренер, и учитель, и родитель в одном направлении идут — это гораздо проще, а вот когда начинаются разлады, тренер говорит одно, в школе учителя не понимают той системы работы. Ученик на самом деле «пашет» - это тяжелая работа, утром тренировка, работа во вторую половину дня — тут нужна только совместная...

С. Медведева: Вы даже на студентах видите, кто активно занимается спортом, насколько человеку сложнее организовать свой день, время отдыха, время учебы. Кстати, парадоксально: обычно хороший спортсмен является и хорошим учеников, хотя вроде бы времени на спорт тратится много.

А. Капустин: На днях читал одну научную статью о том, что у спортсмена-школьника успеваемость хуже. Оказывается, было проведено достаточно серьезное исследование на двух тысячах учеников-спортсменов и не спортсменах. Вы знаете, факты поразительные: у учеников-спортсменов средний балл за год оказался выше. Исследование проводилось не просто на базе какой-то одной школы, а по регионам. Серьезное было исследование.

Н. Пихтин: Если ребенок занимается в музыкальной школе, и спортивной, и учится, то он лучше планирует свое время. Более ответственный подход.

С. Медведева: Ответственный, организованный. На самом деле, когда будете разрабатывать на основании концепции программу, где будут конкретные мероприятия прописываться, конечно, высшей формой работы, и по развитию именно спорта для школьников — это спортивный интернат, тут и вопросов нет. У нас в Кировской области на сегодняшний день, к сожалению, даже нет спецклассов, которые во многом бы решили проблему загруженности спортсооружений, планированию учащихся. В ближайшее время все-таки планируем возвращаться к специализированным классам, потому что это необходимость времени. Развитие инфраструктуры и развитие тренерского потенциала, в котором мы, кстати, нуждаемся... Одна из притягательных черт вашей концепции — то, что там обозначается проблема привлечения тренерских кадров, развитию их творческого потенциала, но при этом тренер должен тоже удобно работать, чтобы детям не портить здоровье, чтобы все было на благо. Будем возвращаться к созданию специализированных классов в юго-западном районе для того, чтобы и пловцы занимались не с шести, а хотя бы с семи или восьми утра, чтобы школа была подстроена под тренировки, и фигуристы на своем катке не могут прийти все двести человек в одно время. Для того, чтобы тренироваться комфортно, нужно по времени в течение дня распределиться. Кстати, автор программы где работает, или учится?

Н. Пихтин: Илья Ердяков, он сейчас не работает по причине болезни, а так он очень увлекается психиатрией, педагогикой, сам спортсмен, занимался биатлоном, стрельбой.

С. Медведева: У него тут, конечно, здравые мысли есть, но они, на мой взгляд, пока еще очень хаотично сформулированы.

Н. Пихтин: Для этого и нужна рабочая группа, чтобы упорядочить.

С. Медведева: Одна из здравых мыслей — это то, что на сегодняшний день наука оторвана от практики. Да, действительно. Когда мы формировали государственную политику в регионе — действительно тяжело, диктуют, напридумывать можно всякого, но это не будет работать. Когда идем от обратного, то есть, потребность в практике, которая на земле, в зале, в бассейне работает, проблема директора школы, который с тем или иным сталкивается, проблема президента региональной федерации. Если от их потребностей выстраивается программы или система, то она начинает работать. Действительно, теория и практика — они должны соприкасаться. Почему именно общественная палата взяла тему спорта?

Н. Пихтин: Это Илья, он часто ходит на сборища, так скажем, и однажды он мне сказал, что есть такая мысль, он увлекается наукой и педагогикой, спортом... Я сказал, что хорошо, давай вынесем на комиссию, рассмотрим, поговорим со специалистами, организуем круглый стол.

С. Медведева: У меня есть такие опасения. У каждого время на вес золота. Не хотелось бы, чтобы рабочая группа, которая потратит энергетику, время, сработала зря. Мне бы хотелось, чтобы мы позвонили Игорю Обухову, руководителю центра спортивной подготовки «Вятка-Старт». Он тоже был членом Общественной палаты в прошлом созыве. Я хочу у него спросить, как он полагает, реально ли в создании каких-то продуктов, системных продуктов, я надеюсь, в том числе спортивной отрасли, опираться на мнение, на работу Общественной палаты. Реально ли, чтобы люди на общественных началах создали что-то правильное, нужное для жизни. Игорь Юрьевич, добрый день.

И. Обухов: Здравствуйте.

С. Медведева: Звонят вам из студии «Эха Москвы» в Кирове, «Спорт с Медведевой». Я бы вас хотела спросить, во-первых, как спортивного функционера, в прошлом известного спортсмена и в том числе членом Общественной палаты вы были. Как на ваш взгляд, реальны ли возможности такого объединения, как Общественная палата, в плане создания каких-то реальных продуктов, которые будут на благо той или иной отрасли работать?

И. Обухов: Я хотел бы поблагодарить Николая Пихтина и Александра Григорьевича за то, что они уделяют огромное внимание развитию спорта в Кировской области. То, что они занимаются такой проблемой, как лыжно-биатлонный комплекс — это очень приятно. Есть ряд моментов, по которым понятен абсурд такого учреждения. Чтобы сделать документа, эта же школа... Что значит «школа открытого типа»? Есть определенные школы — ДЮСШ, СДЮШОР, школа олимпийского резерва, школы-интернаты, то есть, нужно подводить к таким названиям, которые прошли сертификацию, которые имеют лицензию на осуществление образовательной подготовки.

С. Медведева: То есть, вам кажется, что эта идея не имеет возможность развиться, либо все-таки в другом, преобразованном виде? Роль Общественной палаты может быть положительной для того, чтобы мы еще в спорте что-то новое придумали?

И. Обухов: Общественная палата как модератор такой идеи — это вообще очень здорово, они эту тему подняли, и дело уже, наверное, спортивных чиновников, функционеров, тренеров воплотить эту идею в жизнь, немножко подкорректировав. Мне понятна вся эта концепция, но то, что создан научно-исследовательский институт на базе ВятГГУ — я впервые услышал в этой концепции. То, что факультет физической культуры работает, мы это видим, постоянно выпускаются хорошие спортсмены, которые идут работать тренерами.

С. Медведева: Спасибо, Игорь Юрьевич. Готовы в рабочей группе принять участие?

И. Обухов: Я с удовольствием, потому что это очень интересная тема. Я приму участие, подскажу, своим опытом поделюсь. Конечно, готов.

С. Медведева: Спасибо, всего доброго.

И. Обухов: До свидания.

С. Медведева: Это был Игорь Обухов, мастер спорта международного класса по лыжным гонкам, человек, прошедший спортивный путь, и тренерский, и спортивного функционера. Действительно, значит, будем работать.

Н. Пихтин: Вот, правильно.

С. Медведева: Давайте еще поговорим о том, что значит привлечь тренера и заставить работать творчески. Либо создать какую-то среду, в которой ему выгоднее будет быть творческим, нежели обычным. Как вы это видите?

Н. Пихтин: С моей точки зрения, заставить работать творчески невозможно, если человек не творческий по натуре. Поэтому здесь должен быть какой-то отбор, отсев. Почему бы, допустим, наша Кировская область не могла делать заказы на тренеров, четкие, на конкретные места? У нас есть программа «Служебное жилье» за счет области, под эту программу почему бы не подвести? Вот он, учится под конкретную специальность, и едет работать на конкретное место. Вот тогда творческие люди и появятся, которые будут работать.

А. Капустин: Я приведу такой пример. У нас с 2000 года по 2006 человек 7-8 уехало в аспирантуру в Москву, из них ни один не защитился и ни один не вернулся в Киров. Многие работают в фитнесе. Те деньги, которые они там получают, несравнимы с кировскими, и они остаются, к сожалению, в Москве. Также в Питер уезжают. Те ребята, которые едут на учебу, в Санкт-Петербург или в Москву, они часто не возвращаются.

Н. Пихтин: К сожалению, да. Я часто вспоминаю, и вы, наверное прекрасно знаете, у нас в Кирове уникальный случай творческого тренера был — это Булатов, по боксу, который в 1980-ые годы так «зажег» Слободской, что там все побежали боксом заниматься, проводятся сейчас турниры в его честь. Вот таких людей надо искать. Это самородки.

С. Медведева: Действительно, жар-птицы стаями не летают, в программе о гимнастике об этом говорили. Действительно, педагогика, спорт, искусство, культура — это те отрасли, где личность играет громадную роль. Если тренер, воспитывающий учеников, действительно не «зажигает», не вдохновляет, то рассчитывать на то, что кто-то из них полюбит профессию спортивного педагога, рассчитывать трудно. Смотрю сегодня на тренеров молодых — не хочу быть банальной, что «мы были не такими», но мы на самом деле были не такими. Не представляю себе, чтобы мой тренер, либо я, уже будучи тренером, и тренеры моего поколения, распустили всех на новогодние каникулы. Для нас это было невозможно, нереально, тренировки были каждый день, включая воскресенье. Я не призываю к этому, были свои перекосы и были явные перегрузки, но то, что сегодня в этом году наблюдала — очень многие тренеры распустили детей на все десять дней и сами уехали куда-то отдыхать, мне это непонятно.

А. Капустнин: Это все надо начинать с начала, с сентября.

С. Медведева: Это все сегодня надо начинать сначала. Ничего страшного в том, что поколения меняются. Сегодня, конечно, мотивация материальная, какого-то особого успеха — это выходит на первый план. Поэтому когда будет создаваться программа этой «школы открытого типа», это обязательно надо учитывать. Можно заставить человека быть творческим? Оказывается, можно.

Н. Пихтин: Должна быть правильно построена мотивация, и да, он будет работать.

С. Медведева: Я вспоминаю тот момент, когда разрабатывали систему балловой оценки видов спорта. Сколько было скептиков: да зачем это надо? Но на самом деле это сработало на пользу. Спортивные федерации, которые до 2011 года на каждом углу кричали, что «все плохо, они обделенные, дайте денег», сегодня вынуждены быть вовлеченными в процесс. Даже те, кто не хотел, вынуждены работать, профессиональное сообщество в виде президента спорта с них спрашивает. Оценивается результат в баллах, баллы перетекают в деньги — люди вынуждены работать творчески, на результат. Когда концепция уже будет превращаться в программу, в какой-то реальный план мероприятий, обязательно это надо учитывать. Сейчас бесплатно и просто так не работает никто, поэтому тут нужно что-то придумывать. Может быть, в этом и суть получится, изюминка будущей программы, и она заработает, если удастся найти способ замотивировать.

Н. Пихтин: Вы спрашивали про роль Общественной палаты, общественников. Когда был круглый стол, то я для себя, как член Общественной палаты, пришел к интересному выводу: я увидел, что люди, тренеры, спортсмены, редко между собой общаются, им не хватает общения, такого рода круглых столов и так далее. Сейчас у нас задумка есть, может быть, и организуем еще круглый стол. С тематикой, составом определимся, пригласим всех — он открытый будет. Вопросов возникает очень много и у тренеров, и у спортсменов, у всех.

С. Медведева: На самом деле, в последнее время общение участилось, усилилось. Есть у нас некий орган, Ассоциация спортивных федераций, причем они работают совершенно без участия власти — это реальная возможность людям бесконтрольно поговорить, высказать, кто что думает. На первый взгляд, я скептически отнеслась — хотите, так собирайтесь, говорите, а на практике оказалось, что точно не вредно даже пар выпустить, эмоции, а ведь спортсмены — эмоциональные люди.

Н. Пихтин: Плюс, еще момент закладывается при таком общении — знакомство, которое потом переходит в кулуары. Обменялись телефончиками, и пошел контакт. Тоже важный момент..

С. Медведева: Даже если такого быстрого результата не будет, все равно есть закон философии — количество в качество, его никто не отменял, и я всегда за то, чтобы как можно больше внимания было приковано к нашему любимому делу. Пусть так или иначе, все равно это та энергетика, которая развивает в любом случае. Даже если мнения будут абсурдными, ошибочными, иногда смешными... У меня было такое, что что-то мне казалось сначала смешными, а потом люди убеждали меня, что это правильно, и вынуждена была соглашаться. Буду рада, если и в этот раз так произойдет. Пока, если честно, не очень понимаю, над чем мы будем работать и что в итоге хотим, но, думаю, что сформулируется в дальнейшем.

Н. Пихтин: Конечно.

А. Капустнин: Вы знаете, когда рабочая группа будет собираться — нужны все-таки люди заинтересованные, администрация там должна быть, Управление спорта, спортивные школы. На самом деле, биатлон сейчас таким популярным видом спорта стал. Я знаю семьи, где мама, папа, дети — все вместе садятся, когда биатлон начинается, дедушка приходит и все, они забывают обо всем.

С. Медведева: Да, и люди постоянно ездят заграницу, болеть целыми семьями. Биатлон — это интересная тема. Когда начнем обсуждать, я бы все-таки начала не с него, потому что надо дождаться окончания стройки, понять, какое там будет учреждение, кто там будет работать. Согласитесь, наверное, что с кадрами у нас непросто. Даже в любую спортивную школу найти просто руководителя отделения по тому или иному виду спорта — это проблема. Кстати, у меня к вузу будет предложение, запрос — мы хорошо готовим спортивных педагогов, начали готовить тренеров, но пока еще не начали готовить спортивных менеджеров. Мы в этом нуждаемся, потому что это другая профессия. Тренер — это одно, спортивный менеджер — совсем другое. Нужно воспитывать широту мышления, прогноз, анализ. К сожалению, не каждый тренер способен это делать, и не его это задача, в общем-то.

Н. Пихтин: Действительно, очень важный момент — разделить функции. Одно дело — управление спортом, другое — именно тренерский процесс, чтобы в одном лице это всего не было. Все же одному человеку тяжело. Один должен управлять, другой — тренировать.

А. Капустин: Вы знаете, мы сейчас поддерживаем тех студентов, которые начинают с третьего, даже со второго курса работать. Пройдя эту школу практики, то есть они после учебы, особенно в таких видах спорта, как гимнастика, акробатика, ребята рано завершают свою спортивную карьеру и продолжают работать. Особенно хороший пример — ВятСДЮШОР, и школа №1, Зыков Евгений Ефимович директор ее. Практически все выпускники школы, обучающиеся у нас, там, в этой школе, потом и работают.

С. Медведева: Это две показательные школы, в которых нет «кризиса жанра», так скажем. В остальных, к сожалению, все плохо. В Кировской области не хуже, чем в других, так вам скажу, у нас даже получше ситуация.

А. Капустнин: Вот еще какую перспективу я вижу: работа с федерациями. Когда работаешь плотно с ними, то уже другой разговор. Есть, конечно, федерации, которые говорят: «Нам надо, дайте нам, дайте». А вы готовьте, надо же готовить для поступления в вуз с шестого, седьмого, восьмого класса, и они приходят уже целенаправленно.

С. Медведева: То, что есть запрос общества на развитие — это прекрасно. То, что это развитие обращается в сторону спорта — это просто суперхорошо, и нам это нужно. Несмотря на то, что с 2009 по 2014 год вятский спорт просто взлетел, не встал с колен, а взлетел — на этом останавливаться совершенно неправильно. Поэтому огромное спасибо Общественной палате, которая выступит катализатором, а уже наша задача, Александр Григорьевич, с вами и с нашими коллегами, наполнить эту концепцию какими-то реальными вещами, чтобы она превратилась из общего набора научных слов и благих призывов в какой-то такой документ, который на благо спорта будет работать. До этого у меня был единственный случай, когда с нами наука поработала благотворительно. Это был Илья Сагаев, который нам помог написать программу развития спорта. Надеюсь, что это будет следующий пример, и следующая программа будет в том числе содержать и открытую школу, и мы еще много-много хорошего с вами сделаем. Я в этом не сомневаюсь.

Н. Пихтин: Тоже не сомневаюсь.

С. Медведева: Дорогие друзья, мы с вами поговорили о науке, которая в ближайшее время все больше и больше будет служить на благо спорту. Мои сегодняшние собеседники — это Николай Пихтин, член Общественной палаты, Александр Григорьевич Капустниц, декан факультета физической культуры ВятГГУ, кандидат педагогических наук меня в это убедили и настроили в том числе и на рабочий лад. Спасибо вам огромное, до новых встреч.

Н. Пихтин: Вам спасибо.

А. Капустнин: Спасибо, всего доброго.

Комментарии (0)

Создание и продвижение сайта