Бояре взбунтовались!
06.02.13
Михаил Курашин
Вице-спикер Кировского ОЗС
На днях знакомый принес мне интересный материал из истории вятской земли. Причем, на самом документе стоит не менее интересный гриф – «Единая Россия. Для внутреннего обращения (психологический портрет и поведенческие инстинкты вятских олигархов).»
Не знаю, какое отношение имеет этот документ к партии «Единая Россия», но его содержание объясняет многие моменты, происходящие сегодня. Поэтому публикую его.
История Вятского сепаратизма
Настоящую расстановку сил в городе и крае показывает послание московского митрополита Ионы вятчанам 1452 года с требованием покориться великому князю московскому.
По яростному накалу послания заметно, что вятчане сидят уже в печенках у московских объединителей Руси.
В 1450-е годы Василий II неоднократно посылает свои рати на Вятку, застрявшую у него колом в горле. В конце концов в 1459 году его рать во главе с князем Иваном Патрикеевым обложила Хлынов «со многой силой» и держала в осаде долго, до тех пор, пока он не бил челом московскому великому князю «на всей его воли, как надобе великому князю». Хлынов был обложен данью и приведен к присяге (крестному целованию) на верность Москве.
Но реально город оставался независимым, хотя в нем сложились в 1460-е годы две политические партии – сторонников Москвы и ее противников. Власть переходила из рук в руки. Хотя великий князь Московский и числил Вятку в 1460-х годах в составе своих владений, но вятчане воле его подчинялись лишь тогда, когда считали это для себя выгодным.
Иван III к этому времени присоединил не только Великий Новгород, но и сбросил с Руси ордынское иго. Терпеть дольше своеволие вятчан он не намеревался.
Московский митрополит Геронтий шлет грозные послания вятчанам , требуя покориться великому князю и угрожая закрытием церквей. А хлыновцы и в ус не дуют и не шлют челобитной в Москву. Местное духовенство тоже не думает подчиняться митрополиту и уходить из этого богатого и свободного края.
Иван III, решив раз и навсегда покончить с вятской вольницей, в 1489 году шлет на Вятку мощную рать из четырех полков.
Обсудив за стенами города ситуацию, осажденные хлыновцы решили действовать по старому методу. Вскоре открылись ворота и городская верхушка поднесла московским воеводам богатые подарки. А на другой день несколько влиятельных бояр громко объявили воеводам, что они во всем покорны великому князю Московскому. Но москивчей на мякине в этот раз провести не удалось. Они знали, что власть в 1480-е годы в городе и крае находится в руках антимосковской партии. Государь же Иван III шутить не любил. Поэтому они железной рукой довели дело до конца. Ульттимативно потребовали от осажденного города поголовной, от мала до велика, присяги на верность великому князю и выдачи головой трех руководителей города и земли, известных своей твердой антимосковской позицией: Ивана Аникеева (Мышкина), Пахома Лазарева и Павла Богодайщикова.
Вятчане два дня обсуждали на вече это требование (вот они свободные вечевые нравы!) и в конце концов выполнить его отказались. В ответ воеводы отдали приказ о подготовке к штурму города, грозя его сжечь. Плетни, смола и береста, приставленные чтоб зажечь деревянные стены города, угрожающе стали видны высыпавшим на городские стены вятчанам. Сгореть в великом пожаре мог весь город.
Сила солому ломит. Воинского приступа столь мощной армии Хлынов бы не выдержал. В бореньях вечевой верхушки произошел перелом под давлением городских низов, не желающих штурма, и верх одержали миролюбцы, тянувшие к Москве. Вятские бояре вновь явились к воеводам, «добили челом на всей воле великого князя». Трое вождей сепаратистов, выданные воеводам, были увезены в Москву, там биты батогами и повешены. Московские войска заняли город. Вскоре по приказу Ивана III произвели «развод» Вятки, чтобы полностью искоренить здесь сепаратизм и вольнолюбивый дух.
Местные бояре, ватаманы, купцы, житьи люди (земский люд) и арские князья, за исключением явных сторонников Москвы, со всем имуществом, женами и детьми были вывезены из города через Устюг в Москву и здесь расселены в Подмосковье. Служилых арских (татарских) князей Иван III вернул назад на Вятку. Бояре получили поместья в Боровском уезде и Кременце, а купцы поселены были в Дмитрове. В «Повести о стране Вятской» об этом было сказано так: «И великий князь Иван Васильевич Вятчан больших людей пожаловал в Боровске, а иных в Кременске рассадил и земли им подавал, а торговых людей в Дмитров послал, а князей Татарских пожаловал к Вятке отпустил, а крамолников смертию казнил».
Все население города Хлынова от мала до велика было приведено к присяге на верность великому князю. В городе поселился наместник великого князя с присланными вместе с ним приказными. Эпоха вольной Вятской республики и вольного города Хлынова закончилась. Вятская земля стала составной частью Русского государства.
Вот такая история о вольной Вятке и местной знати. Вам это ничего не напоминает?
Оригинал