Вр.и.о. губернатора Игорь Васильев не выстраивает отношений с местными элитами не потому, что не умеет. Для решения поставленных перед ним задач ему это попросту не нужно.
Начну с аксиомы: ни один назначенный из федерального центра губернатор, приехав в новый для себя регион, не сможет нормально заниматься его социально-экономическим развитием, не заручившись поддержкой в местном экономико-политическом сообществе или, как сейчас говорят, в местных элитах. Тем более если речь идёт о такой сложной для управления области, как Кировская, которая, по определению экспертов Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», «является очень специфичным регионом с очень непростым внутриэлитным взаимодействием». Причём специфика эта возникла у нас не вдруг, а сложилась, так сказать, исторически: архивы кемеровского телевидения сохранили реплику Вадима Бакатина, руководившего Кировской областью ещё в перестроечные (1985-87) годы: по его словам, работать в «более саботажном регионе» ему за всю карьеру не приходилось. Для «народного» губернатора Владимира Сергеенкова его нежелание учитывать интересы региональных групп влияния (в частности, энергетических компаний) обернулось публичной травлей и пенсией, а для «либерала» Никиты Белых конфликт с так называемой «группой КГБ» (Валерий Крепостнов, Константин Гозман, Олег Березин) в феврале 2013-го едва не закончился импичментом.
В сухом остатке
Кандидатура Игоря Васильева, прежде чем о его назначении кировским вр.и.о. было объявлено официально, безусловно, была всесторонне рассмотрена в администрации Президента, первый зам руководителя которой – Сергей Кириенко – прекрасно знаком с Кировской областью и спецификой её региональных элит ещё по работе в приволжском полпредстве. И если по итогам этого рассмотрения решение о назначении Игоря Владимировича было всё-таки принято, значит, остаётся одно из двух: либо в федеральном центре были уверены, что поддержка местных фигур влияния Игорю Владимировичу гарантирована, то есть он едет не на пустое место, а на заранее подготовленные позиции (это первое) – либо задачи, поставленные перед ним, не были связаны с социально-экономическим развитием региона, а потому не требовали выстраивания конструктивного взаимодействия с туземными элитами (это второе). Ну, или – как третий вариант – и первое, и второе в одной тарелке.
Который из названных сценариев реализуется сегодня в Кировской области? С ходу ответить на этот вопрос довольно сложно. Во-первых, потому что – в отсутствие какой-либо внятной (пусть даже предвыборной) программы действий – остаются непонятными цели кировской командировки Игоря Васильева и его команды, а с публикацией этого документа васильевский штаб покуда не спешит. Те же из направлений будущей программы, которые в черновом варианте до общественности таки дошли (опережающее развитие молочной промышленности и образования, повышение активности населения и т.п.), фактически повторяют тезисы васильевского предшественника Никиты Белых – что и вовсе вгоняет экспертов в мыслительный ступор, ибо официально всё, что связано с именем Никиты Белых, в Сером доме подвергается жесточайшей критике.
Во-вторых, много неясного остаётся в отношениях Игоря Васильева с региональными элитами, поскольку многие из тех конфликтов, которые молва списывает на нежелание Игоря Владимировича вести диалог с местными фигурами влияния, на поверку оказываются лишь обострением давно существующих межэлитных противоречий.