Если бы нашёлся статистик, кто смог бы обобщить информацию с августовских педагогических совещаний, тысячами проходящих в канун начала нового учебного года по российским городам и весям... Хотя я не особенно рискую ошибиться, если заявлю, что в общем потоке цифр и фактов, характеризующих развитие системы образования того или иного муниципалитета, региона, позитив приближается к 100%. Так за что пострадал министр Ливанов, возглавляющий настолько динамично развивающуюся отрасль?
Разве у нас не решена проблема с созданием дополнительных мест в детских садах? Решена. Во всяком случае, после диких очередей и драк за место в дошкольном учреждении (кто-то забыл, как, невзирая на протесты общественности власть в 90-е и начале 2000-х разбазаривала здания, продавая их за бесценок и отмахиваясь от предостережений, что демографический кризис может закончиться?) сейчас дети с 3-х лет получают гарантированное место в детском саду. Да, в нарушение санитарных норм и правил во многих садиках ликвидированы помещения игровых и музыкальных залов, теперь отданных под группы, но устранена беда гораздо более острая. Теперь была объявлена масштабная программа по строительству школ.
Разве уровень заработных плат педагогов не доведён до средних по экономике регионов? Доведён. Пускай где-то "почти". Да, разнообразными хитростями, первая из которых - значительное увеличение педагогической нагрузки. Однако ещё несколько лет назад учительское сообщество находилось на грани нищеты, выживания, и в повышении материального обеспечения сотрудников образовательных учреждений в последние годы произошёл буквально прорыв. Конечно, вопросы остались: низкий базовый оклад, смехотворное вознаграждение классного руководства - основы воспитательной работы в школе, перекосы нормативного финансирования (когда норматив на ученика в Москве мог в десятки раз превышать норматив в дотационном регионе) и др. И всё же положительную динамику нельзя не заметить.
Разве не шла борьба с бюрократизацией в образовании? Может, не так успешно, но шла. Был замечательный приказ Ливанова о сокращении объёмов отчётности. Другое дело, что ни бюрократы, ни их жертвы не особенно стремились его соблюдать. Ведь враг очень силён. По подсчётам экспертов, от 60 до 80% информационных запросов в учебные заведения направляют ведомства, к отрасли образования вовсе не относящиеся. В основном те, кто наделён в отношении школ правом не только пожурить, доложить, пожаловаться, но и выдать предписания, наказать штрафами. Если в самой нашей государственной системе образованию (как, наверное, ещё здравоохранению и культуре) отведена роль изгоя, "мальчика для битья", то противостоять более сильным и значимым в этой иерархии структурам крайне сложно и порою себе дороже.
Разве не снижался уровень недоверия к ЕГЭ и при этом не росло количество стобалльников? Из жупела ЕГЭ постепенно превратился в совершенно привычную процедуру, результаты которой всё более положительно воспринимались выпускниками и их родителями. Жёсткие и поначалу непопулярные требования при организации итоговой аттестации вплоть до видеонаблюдения и металлодетекторов уверили в том, что принимаемые меры максимально повысят объективность оценивания. И правда, дети из провинций и глухомани, никогда ранее не мечтавшие попасть в престижные вузы, стали туда поступать. Лояльный минимальный порог для сдачи экзамена по обязательным предметам не выбрасывал из жизни тех, кто довольно слабо учился. Средние результаты по предметам говорили о том, что образовательные организации ведут систематическую работу по совершенствованию подготовки учащихся.
Разве не был принят новый федеральный закон "Об образовании" с поистине революционными изменениями? Например, в отношении обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивного образования. Или в области дистанционного образования. Или в части урегулирования споров между участниками образовательного процесса. Под множество новых норм разрабатывались и внедрялись подзаконные акты.
Разве не реализуются новые федеральные государственные образовательные стандарты, призванные уделять особое внимание не только предметным, но и метапредметным, и личностным результатам обучения? Реализуются. В содержании образования происходят планомерные, системные изменения, призванные не допустить отставания страны от тех государств, что в наше время являются лидерами в технологиях, экономике, науке.
Наконец, разве не повышался престиж учительской профессии? Повышался. Достаточно взглянуть, как выросли конкурсы на педагогические специальности - в разы, как стало меняться соотношение молодых педагогов и стажистов. Да и просто обратить внимание на реакцию общества по поводу неудачной реплики премьера Медведева, пославшего учителей, желающих достойного заработка, в бизнес, или спича ведущего политических передач Соловьёва об "учительском сброде". Возмущение широчайшего спектра. Сотни тысяч голосов за отставку премьера (вроде бы из-за этакой ерунды) и масса желающих "набить морду тв-пропагандону" - за своих учителей, учителей своих детей и внуков.
Не могу компетентно судить о реформировании системы высшего образования и науки, но борьба министра с "липовыми" диссертациями и "липовыми" вузами не могла не вызывать поддержку.
Да и как человек Дмитрий Ливанов вызывал симпатию. Произвёл на меня самое благоприятное впечатление, когда был в Кирове на областном совещании. Известный учитель русского языка и литературы Сергей Волков пишет в "Фейсбуке": "Он (Ливанов) мог признать свою неправоту. Он умел хорошо иронизировать над собой. Он был очень последователен и силен в том, в чем был убежден... Я видел, как идут на контакт и сотрудничество с ним люди, не расположенные к этому - он умел располагать... Наталья Солженицына, которая возглавила по его просьбе Совет по сочинениям - хотя заочно была сначала настроена резко против Ливанова. Ливанов сел в машину и приехал к нам на открытие олимпиады по литературе и встречался с очень настороженной командой учителей -- и расположил их, это было интересно наблюдать, вот это превращение в их глазах врага-чиновника в нормального человека. И я видел это много раз".
Физик, профессор университета «Тор Вергата» (Рим), научный руководитель Ливанова в бытность его учебы в МИСиС, Андрей Варламов подчеркнул, что его мнение о Ливанове никогда не менялось: «Я всю жизнь знаю и уважаю его как талантливого, порядочного, целеустремлённого и очень трудоспособного человека. Думаю, что это был лучший из министров науки и образования за последние 25 лет. А отставку комментировать нечего, все и так ясно – четыре года назад министром был назначен человек с двадцатилетним признанным и успешным опытом работы в науке и образовании. От него ожидалось проведение реорганизации российских науки и образования возвращение их в первую мировую лигу. Сегодня ставятся совсем другие задачи. Какие? Поинтересуйтесь тематикой диссертационных работ нового назначенца. Тренд очевиден».
Оригинал