Доколе? Минобрнауки РФ продолжает издеваться над школами
08.04.16
Игорь Олин
директор средней школы поселка Вахруши Слободского р-на, учитель истории
Директор департамента информационной политики Минобрнауки РФ Анна Усачева заявила о том, что вопрос обеспечения школьников рабочим тетрадями законодательно урегулирован: учебные пособия предоставляются учащимся бесплатно на время обучения. Велика ли фраза, но в ней ВСЁ о нынешней системе образования! В ней и катастрофический разрыв, абсолютное непонимание «верхов» и «низов», и чванливое, полупрезрительное отношение чиновников к педагогическому сообществу, и унизительное, трагикомичное положение современной школы.
Если говоришь «А», говори и «Б», то есть за неким утверждением должны следовать аргументация и пояснения. Однако Минобрнауки РФ нередко произносит только «А», отчего новости из этого ведомства порою превращаются в протяжный, испуганный, безнадежный крик. Вот как в вышеприведённом случае. Наверное, везде не сладко. Однако если в позиции руководства других отраслей мимоходом замечаешь радение за вверенное дело, попытки защитить интересы учреждений и работников своей сферы, то в системе образования школы давно стали нелюбимыми падчерицами, а столичное начальство – злой мачехой.
О чём сказала Усачёва? О том, что школы обязаны за собственный счёт приобретать прописи для первоклассников, рабочие тетради по различным предметам, контурные карты - то, что используется одним учащимся в течение года и остаётся ему на память, потому что больше ничем из перечисленного воспользоваться нельзя. Фактически речь идёт о затратах, сопоставимых по масштабам с покупкой учебников, превратившей существование школы в настоящий ад. Глава департамента не в курсе, что образовательные организации ввиду нескончаемой череды по замене одних дорогостоящих учебников на другие до сих пор с этой задачей самостоятельно не справлялись? Ей неизвестно, что в школьных бюджетах средств на учебные пособия попросту нет?
Давно ли минуло время, когда разные регионы сотрясали судебные процессы, посредством которых из образовательных организаций вытягивали последние деньги на обеспечение школьников бесплатной учебной литературой? Как справились с проблемой, секрет прост. Необходимые финансовые средства частично брали из фондов оплаты труда педагогических коллективов, также на места дополнительно выделялись деньги, непредусмотренные штатным режимом нормативного финансирования. По большому счёту, пополняли библиотечные фонды за счёт учительских зарплат.
С превеликим трудом остроту проблемы нехватки учебников удалось снять. В жертву были принесены все прочие ресурсы. Несколько последних лет учебные заведения, решая приоритетную задачу, прекратили закупать мебель, компьютеры, программное обеспечение, оргтехнику, мультимедийное оборудование. И раньше подобные расходы были невелики, но сейчас даже жиденький ручеёк пересох. Дошло до того, что учителя массово за свой счёт покупают мел, наглядные пособия, бумагу для ксерокса, заправляют картриджи, потому что финансирования этих статей совершенно недостаточно.
Напомню, в этом году в Калининграде прокурор обратился в суд в интересах школьника с иском к образовательному учреждению. Родители первоклассника сочли покупку рабочих тетрадей за свой счет нарушением права ребенка на общедоступное и бесплатное образование. Школа доказывала обратное. По предложению Генпрокуратуры Минобрнауки РФ рассмотрело вопрос о выдаче школьникам бесплатных рабочих тетрадей и, как обычно, трусливо отказалось посмотреть правде в глаза. Чиновники заняли привычно удобную, популистскую позицию, мол, «школа должна». Это им ничем не грозит. Они давно уже не отвечают за бедствия, творящиеся в сфере образования. Они сами их порождают. Это ведь школы завалят судебными исками, и снова вместо образовательного процесса педагоги будут вынуждены мотать нервы, доказывая, что школа - не верблюд. Это ведь муниципалитеты и регионы будут изыскивать, что ещё в надцатый раз «оптимизировать» и сократить.
Наблюдая за такой деятельностью Минобрнауки РФ, я постепенно прихожу к выводу о сознательном вредительстве, определённой диверсионной работе, которые осуществляются внутри данного ведомства по отношению к российскому образованию. Прикрываются они елейными формулировками о заботе, проявляемой к гражданам, в частности, суетливыми действиями вокруг права на бесплатное пользование учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Но - линейки, ручки, спортивная форма, вторая обувь, планшеты – перечень таких средств может быть очень широким, а количество возбуждаемых с пол-оборота и невменяемых родителей выросло многократно.
Так не должно ли Минобрнауки, в первую очередь, внести ясность в данный вопрос? Оно, конечно, может составить самый широкий список того, что должно быть бесплатным. Но только в том случае, если произнесёт «Б» - определит источники финансирования своей неслыханной щедрости. Пока же вся показная щедрость за чужой счёт, и её единственный результат – провокация бесконечных конфликтов между школой и родителями. Хотя, если в этом и есть подлинное предназначение отраслевого министерства, выполняет оно свои функции, без сомнений, на "отлично".
Оригинал