Город как организм
29.02.16
Олег Кочкин
генеральный директор компании "Вятка-авиа"
Урбанистика - наука, занимающаяся проблемами развития и функционирования городов. Большинство из нас ничего о ней не слышало, поскольку обращаться к ней до сих пор вроде-бы не было необходимости. Однако, вопросы устройства жизни в городе с каждым годом встают все острее. На сегодняшний день, как мне кажется, перед подавляющим большинством российских городов на первый план выходят три проблемы: увеличивающийся автопарк приводит ко все большим пробкам в мегаполисах; стремление застройщиков получить максимальную прибыль с единицы площади земли ведет к тому, что любой относительно свободный клочок земли застраивается зданиями с максимальной этажностью; малый бизнес в маркетинговой гонке стремится сделать свой магазин более выделяющимся среди других, так, что фасады домов на главных улицах все больше напоминают азиатский базар (в Кирове это наиболее заметно на домах в районе ЦУМа).
Наверно, не скажу ничего нового, когда предложу обратиться к зарубежному опыту, а он таков. В борьбе с пробками главной стратегией является политика удорожания стоимости владения транспортным средством, что приводит к тенденции пересаживания с личного транспорта на общественный (который то же должен быть хорошо развит). Достигается это несколькими способами: взиманием платы за парковку в городе, платы за проезд по магистралям, повышением транспортного налога, взиманием разовой платы за выдачу номеров и прочим. В Европе, к примеру, никто уже не удивляется оплате в несколько евро за час парковки в центре города.
В градостроительстве должна быть установлена жесткая система регламентации как реконструкции, так и нового строительства. К примеру, в старой Европе чтобы получить разрешение только на то, чтобы покрасить оконные рамы в другой цвет, нужно пройти множество согласований, при высокой вероятности того, что это вообще на разрешат сделать. И нечего и думать, чтобы в процессе уже начатого строительства увеличить этажность дома.
Очевидно, что и чиновникам, и общественности, и владельцем недвижимости пора начать задумываться о сносе уже построенных объектов недвижимости, которые не соответствуют требованиям функционирования городской среды (в т. ч. парковочным, эстетическим, историческим, экологическим и т. п.). Мне отрадно, что в Москве этот процесс уже начался. Конечно, для этого потребуется время, чтобы переломить стереотипы в сознании, принять однозначные, простые и открытые правила игры в области городского строительства, разработать дизайн-коды для оформления фасадов городских домов, и многое другое. Но дорогу осилит идущий.
Оригинал