Повышение качества образования: проблемы известны, пути ясны, возможностей нет
30.09.15
Игорь Олин
директор средней школы поселка Вахруши Слободского р-на, учитель истории
В Кировской области при участии Института развития образования разработана региональная комплексная программа «Повышение качества образования в общеобразовательных организациях» на 2016-2018 годы.
Документ отличает лаконичный и абсолютно честный анализ состояния областной системы образования.
Среди наиболее острых проблем названы:
- невозможность обеспечить условия в соответствии с требованиями новых федеральных стандартов для всех школ (прежде всего, подразумевается материально-техническое обеспечение учебного процесса);
- невозможность обеспечить отрасль высококвалифицированными кадрами и низкая динамика обновления педагогических коллективов молодыми специалистами (здесь есть некое противоречие: молодые специалисты априори ещё не могут обладать высокой квалификацией; я бы уточнил, что в образовании в течение последних полутора десятилетий был нарушен естественный процесс смены поколений, учительство в целом становилось всё старше и консервативнее);
- недостаточность мер по созданию условий для интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- невозможность создать условия для развития способностей талантливых детей.
Между тем уже очень давно главной целью системы образования декларируется предоставление возможности каждому жителю вне зависимости от места проживания, социального и имущественного статуса и состояния здоровья получить качественное и доступное образование на любом уровне. В программе звучит вывод, что уровень развития регионального образования по ряду позиций не соответствует потребностям общества.
Из всего обилия цифр, сопровождающих проведённый анализ состояния качества образования, приведу самые интересные:
- в настоящее время в области имеются 584 школы, в которых обучаются 125 тысяч учеников (помню, когда школ было около 800);
- средний возраст учителей и педагогических работников 46-48 лет (по России несколько лет назад он составлял 53 года), при этом каждый четвёртый учитель – пенсионер;
- доля мужчин в школе – 11% (кстати, проблеме феминизации системы образования опять никакого внимания не уделяется, хотя рядом в тексте присутствуют спорные тезисы о недостаточной квалификации руководителей учебных заведений или вреде совместительства);
- только половина школ располагает информационно-библиотечными центрами и помещениями для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью;
- в 60% школ не только не осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, но вовсе отсутствует психолого-педагогическая служба как таковая (учитывая, что примерное штатное расписание для большинства школ не предусматривает ставки психологов и вообще не предусматривает ставки логопедов и дефектологов; для образовательной организации с числом классов-комплектов за сорок оно позволяет вводить «до 1 психолога»);
- по всем предметам, сдаваемым выпускниками в форме ЕГЭ, результаты выше среднероссийских;
- с 2007г. Кировская область прочно заняла место в «золотой дюжине» субъектов РФ, ученики которых наиболее успешно выступают на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников;
- удовлетворенность населения региона качеством общего образования в 2014г. составила 87,6%, и это очень высокий показатель.
Комплекс мер по достижению нового качества образования включает в себя развитие кадрового потенциала, научно-методическое сопровождение преобразований, мониторинговые исследования, поддержку талантливых и одарённых детей, поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, информатизацию образования…
Вроде всё здорово, всё хорошо. Продолжится та большая, добросовестная работа, которую традиционно ведут педагогические коллективы. Однако при отсутствии дополнительных вливаний ожидать серьёзных перемен к лучшему не приходится. В программе не обнаруживается ни одной позиции, которая бы привлекала какие-то существенные финансовые ресурсы и, значит, предвещала кардинальные изменения.
Приведу пример с давно перезревшей проблемой обучения в общеобразовательных школах детей с ОВЗ, прежде всего, со сниженным интеллектом. Программа предлагает вести банк данных детей, принять участие педагогам во всероссийском съезде дефектологов, детям – в специализированных конкурсах и спартакиаде. Что изменится? Эти дети как учились в переполненных общеобразовательных классах по правилу «три пишем, два в уме», так и будут учиться. Как преподавали у них учителя с немыслимой для организации индивидуального подхода нагрузкой по полторы-две ставки, так и будут преподавать. Психологов, которых катастрофически не хватает, в рамках оптимизации, боюсь, как бы ещё меньше не стало. Логопедов и дефектологов не появится. За счёт интенсификации учительского труда (обучить на курсах коррекционной педагогики, заставить написать адаптированные программы для конкретных школьников внутри класса, требовать индивидуализацию обучения) получать эффект далее не получится – человеческие силы не беспредельны, все резервы исчерпаны.
Аналогично по одарённым детям: банк данных, конкурсы, олимпиады, заочные школы, встречи… Если уж отменили этим летом премию для 30 самых лучших учеников, сэкономив 300 тысяч на год для экономики региона, о чём вообще говорим?
Аналогично по остальным разделам программы. Экономические реалии диктуют вектор развития всем прочим сферам. К сожалению, радужные обещания и надежды предвыборных кампаний приказали долго жить и в системе образования. Многие мечты оказались грёзами, проекты в немалой части – прожектёрством. А решать нужно всё те же системные проблемы, которые отмечались и пятнадцать лет назад, отмечены и в новой региональной программе.
Оригинал