домру

Путин поручил разрешить школам то, что и так разрешено

24.09.15
Игорь Олин
директор средней школы поселка Вахруши Слободского р-на, учитель истории
Очередную бурю в стакане воды вызвало поручение президента подготовить до 15 ноября доклад о возможности введения скользящего графика начала учебного года. 

Инициатором стал бывший министр транспорта Левитин, которому не понравилось, что в бархатный сезон семьи с детьми вынуждены спешить к торжественным линейкам первого сентября и создают очереди в аэропортах. То, что у нас на порядок больше граждан проводят время в бесконечных очередях за оформлением пособий и субсидий, конечно, министру транспорта знать неоткуда. Но именно проблемой несчастных отдыхающих озаботился глава государства. 

Самое смешное, что по новому, как и по старому, закону РФ «Об образовании» определение годового календарного учебного графика, в том числе времени начала и окончания учебного года, является прерогативой образовательного учреждения. Случившийся казус, наверное, простителен президенту – не может же он знать все юридические тонкости, но это, безусловно, повод поговорить о вытекающих из ситуации попутных проблемах. 

Во-первых, десятки тысяч школ за два десятилетия так и не воспользовались возможностью перенести начало занятий с 1 сентября. С одной стороны, вероятно, удобна устоявшаяся традиция – всеобщий праздник, День Знаний, добрый и красивый обычай, объединяющий в каждом конкретном учебном заведении всех, кто к нему причастен. С другой стороны, может быть, действительно в каких-то случаях возникала необходимость отклониться от строгой даты - например, не успевали с завершением большого ремонта. Однако отсутствие линейки, посвящённой началу учебного года, всегда означало бы одно - скандал. Даже в случае выпадения 1 сентября на воскресный день, решения о дате начала учебного года всегда принимались на уровне региона. Потому как провозглашённая в законе и помпезно декларируемая самостоятельность школы – всего лишь фикция. На самом деле сложилась система мелочной регламентации всей деятельности школ. Поэтому совсем не случайно никому в окружении президента не пришло в голову, что определение рамок учебного года может быть компетенцией образовательного учреждения. А хуже того, что эта система извела и учителей-новаторов, и инновационные учебные заведения, которые расцветали в 90-е и стали гордостью образования. Ну, не появляются они в наше время! Это ведь не талантливых людей меньше стало. Это не стало возможностей у талантливых людей. 

Во-вторых, что значит сдвинуть начало учебного года в условиях тотального контроля специальных структур, уполномоченных выносить гигантские штрафы, за каждым учебным часом? Дошло до абсурда. Занимаясь по триместрам, школы вынуждены объявлять каникулы не на полную неделю, а со вторника или даже среды. Ведь нужно вывести всю программу с 1 сентября до 31 мая, выдав по шестидневке 204 учебных дня, соблюсти другое требование закона – не менее 30 каникулярных дней за данный период. Факт наличия праздничных дней никого не волнует. Тот, кто хотя бы раз сидел за составлением годового учебного графика, знает, что порою 1-2 дня – уже практически неразрешимая проблема. Потому перенос начала учебного года на две недели в обязательном порядке потребует переноса настолько же его окончания. А у нас уже в 20-х числах мая идёт ЕГЭ, государственная аттестация выпускников 9-х классов. Значит, придётся сдвигать сроки экзаменов. Кроме того, июнь – время лагерей с дневным пребыванием воспитанников при школах, которыми охватывается куда большая часть детей, чем любыми другими формами отдыха. Детей из тех, в основном, семей, которые не могут себе позволить ежегодный вояж на море. А так как последующие летние месяцы – пора учительских отпусков (56 календарных дней), то, получается, заботясь о семьях в аэропортах, мы забываем про семьи не столь обеспеченные? 

В-третьих, как бы ни иронизировали по поводу словосочетания «национальные духовные скрепы», они есть. И их надо оберегать. Одна опасность, когда в их число надуманно подсовывают какие-то вещи из-за политической или иной конъюнктуры. Другая опасность – своеобразный нигилизм, отрицание любого национального опыта. Первое сентября, как праздник первоклассников и выпускников, праздник школы и детства общероссийского масштаба, имеет значение для нации ничуть не меньшее, чем проведение Олимпийских игр, чем любой государственный праздник. Священную корову из него тоже, естественно, делать не стоит, но ломать традицию сверху, по искусственным поводам – по-моему, глупо. 

У нас же столько вопросов, только возьмись за их решение федеральная власть – и мы бы аплодировали! Но нет, опять какая-то ерунда. При Петре Первом принималось в среднем 8 законов в месяц, при Павле – 42. Однако несопоставимо качество этих законов. Можно реформировать страну глубокими преобразованиями, а можно установить, во сколько часов жители города должны гасить свет в своих домах и запретить носить широкие букли. Так вот разговоры о 1 сентября – это, увы, разговоры всего лишь о буклях. 

Оригинал
Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
24.09.2015, 12:44Selivan
Уважаемый Игорь, Ну что Вы в самом деле удивляетесь тому что гарант конституции не в курсе законов в собственной стране)Ответить
Пожалуйста ответьте на вопрос, который Вы видите на картинке.