домру

Глава Рособрнадзора С.Кравцов: "Прекратите сравнивать школы по результатам ЕГЭ!"

01.06.15
Игорь Олин
директор средней школы поселка Вахруши Слободского р-на, учитель истории
В Кирове в здании областного правительства прошла встреча руководителей школ и пунктов приема экзаменов с главой Рособрнадзора С.Кравцовым. На дворе горячая пора ЕГЭ и ОГЭ, и визит чиновника такого ранга не с задачей контроля, а с целью ознакомления с положительным опытом - хороший показатель работы региональной системы образования. Глава надзорного ведомства оставил приятное впечатление не только молодостью и импозантностью, но и соображениями насчёт организации государственной итоговой аттестации выпускников и вопросами, с нею связанными. 

Прежде всего, он призвал прекратить сравнивать по результатам экзаменов образовательные учреждения и учителей, тем более использовать это сравнение для неких оргвыводов. Привёл в пример высказывание одного из губернаторов, заявившего, что он будет увольнять директоров тех школ, которые показали низкие результаты ЕГЭ. С.Кравцову пришлось договариваться о личной встрече и убеждать главу этого региона в ошибочности такого подхода: "Если вы хотите более высоких, но необъективных результатов, то с подобной установкой они у вас будут". Ещё пример. В Дагестане в 2013г. средний балл на ЕГЭ по русскому языку был 72 балла, а в 2014г. - 36. Там удалось переломить ситуацию с массовым списыванием и помощью учителями выпускникам прямо на экзаменах. По мнению главы Рособрнадзора, надо оценивать и поощрять чёткую, без нарушений, организацию проведения ЕГЭ, а не средний балл. Он оговорился, что этот подход не будет означать отказа от анализа результатов, но применение его необходимо в ином ключе: выяснять, какие методики дают серьёзный эффект, и распространять их по другим школам; где видны проблемы - оказывать помощь. Какой смысл, на его взгляд, в сравнении результатов учреждений с разным контингентом учащихся? "Некоторым учителям, которые научили на 60 баллов, надо премию выписывать", - констатировал Кравцов. 

Выступающий также осветил перспективы совершенствования итоговой аттестации. Пофантазировал, что когда-нибудь в России откажутся от видеонаблюдения на ЕГЭ, потому что ученики забудут шпаргалки и начнут подавать в суд на педагогов, которые будут стремиться им подсказывать - такие случаи он знает в опыте отдельных азиатских стран. Будет ужесточаться процедура аттестации для девятиклассников: со следующего года им предстоит сдавать вместо 2-х уже 4 экзамена, в дальнейшем, возможно, шесть. Делается это с целью обеспечения мотивации школьников учить не только математику и русский язык. Для всех экзаменов сохранится формат ОГЭ - основного государственного экзамена (то есть письменная работа проверяется вне рамок учебного заведения). С.Кравцов привёл любопытную статистику международных исследований качества образования, согласно которым российские школьники вполне конкурентоспособны после начальной школы, достойные результаты демонстрируют и наши старшеклассники. А вот в в 5-8 классах наблюдается определённый провал. В настоящее время продумывается система всероссийских контрольных работ в среднем звене, которая, считает руководитель ведомства, подстегнёт и педагогов, и учащихся к более качественному труду. 

Соглашаясь с большинством прозвучавших идей, в целом с политикой, направленной на достижение большей объективности в оценивании результатов образования, не могу не вспомнить важное возражение, озвученное в одной из статей Е.Ямбургом, и которое нельзя забывать. Приведу большую цитату: "Проблема в том, что дети уже рождаются не равными. Они сильно отличаются по состоянию физического и психического здоровья, склонностям и способностям, реальным учебным возможностям. Это означает, что значительная часть выпускников девятых классов в предписанной законом форме ГИА не сдаст. Потому что среди них масса детей с особенностями в развитии. Дабы не утомлять читателей профессиональными подробностями, приведу лишь пару примеров, хотя их сотни.
...Мальчик, у которого дислексия и дисграфия. Такие дети при письме пропускают буквы, переставляют слоги, им требуется помощь специалиста по коррекционной педагогике. (Эти специалисты в большинстве школ отсутствуют.) При поступлении к нам в седьмой класс он делал до 50 ошибок в диктанте. Интенсивная работа с ним специалистов привела к тому, что на выходе из девятого класса он делает 10 ошибок. Замечательная динамика развития данного конкретного ребенка! Но по нормам выставления оценок десять ошибок — это «двойка».
...Девочка, при рождении которой были осложнения: стремительные роды, асфиксия, несколько секунд кислород не поступал в мозг. В результате — трудности с пространственным восприятием. Она легко справляется с алгебраическими задачами, но геометрия и стереометрия для нее тайна за семью печатями. Чем эти дети провинились перед государством, которое не выдаст им свидетельство об окончании девятого класса и тем самым отрежет пути дальнейшего продолжения образования?
Оставлять их на второй год бессмысленно и несправедливо, «лучше» для ГИА они от этого не станут. Обращаю внимание на то, что в приведенных примерах речь идет об абсолютно нормальных детях с сохранным интеллектом, но с особенностями в развитии. Из них могут получиться замечательные художники, музыканты... А один из таких двоечников, которому лет пятнадцать назад школа помогла сдать экзамены за девятый класс, стал уникальным специалистом по ремонту машин. Каким-то особым чутьем он мгновенно улавливает и устраняет неполадки. В автосервисе к нему — очередь.
А учащиеся вечерних школ? Мы не забыли об их существовании? Как правило, там обучаются подростки со сложной судьбой, из неблагополучных семей, с опозданием осознавшие необходимость получения образования, которое даст им жизненный шанс. Заслуга вечерних школ уже в том, что они удерживают этих подростков за партой. Очевидно, что в предписанной законом форме они экзамен не сдадут и за парты для повторного обучения не вернутся. Тем самым «справедливое» государство отправляет их на улицу, а точнее — в криминал. Это ли не проблема национальной безопасности?"

По-моему, нельзя спорить, что из 9-х классов должны выходить все ребята, и все они должны иметь возможность получать профессию. Как решить этот вопрос, учитывая, что ОГЭ для части школьников станет непреодолимым препятствием? Может быть, оставлять прочерки в аттестате по предметам, которые не сданы, или указывать фактически набранный балл и выпускать с "двойками"? Но плодить новые беды для детей со сниженными возможностями интеллекта точно нельзя.

Источник
Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
Комментарии отсутствуют
Пожалуйста ответьте на вопрос, который Вы видите на картинке.