домру

Почётный гражданин Кировской области осудил действия Минкульта

31.03.15
Игорь Олин
директор средней школы поселка Вахруши Слободского р-на, учитель истории
Совсем недавно, в декабре 2014г., нагрудным знаком Почётного гражданина Кировской области был награждён художественный руководитель Московского театра «Et Cetera» Александр Калягин. «Кировская область, город Малмыж, это моя родина, край, где я родился и счастлив этим. То счастье, что я испытываю, стоя на этой сцене (областной филармонии - прим.), не передать словами и не выразить ничем», - сказал он тогда. То, что Калягин - прекрасный и любимый миллионами зрителей актёр, известно всем. Но в наши дни, когда конформизм и страусиная позиция торжествуют, председатель Союза театральных деятелей России проявляет себя гражданином действительно с большой буквы.

Без экивоков Калягин встал на защиту уволенного после скандальной постановки "Тангейзера" директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича: "Рубим сук, на котором сидим. В провинции мало хороших директоров театров. Их дефицит наблюдается и в Москве. Борис Мездрич - опытнейший директор, он поднимал многие театры... Увольняя таких людей, мы можем пробросаться профессионалами". Александр Калягин решительно осудил действия Минкульта. 

Этот шаг внушает уважение тем более после витиеватой речи пресс-секретаря российского президента Пескова. Последний хотя и заявил, что творческая цензура не допустима, однако фактически оправдал действия министерства культуры: "Неоднократно говорилось, что государство через бюджетные субсидии, различные гранты выделяет государственные деньги на производство кинематографической продукции, постановки в театрах. И, конечно, государство вправе ожидать от творческих коллективов корректных постановок - как минимум, не вызывающих такую обостренную реакцию общественного мнения". Формулировка, которой ведомство Мединского сопроводило увольнение опального директора, несколько напомнила времена, когда министр культуры мог позволить себе объявить Зощенко "мещанином и пошляком", а Ахматову - "взбесившейся барынькой, мечущейся между будуаром и молельней". Безусловно, риторика современных министров не столь жёсткая, но ведь и не вечер. Итак, Мездрич уволен «за нежелание учитывать в своей деятельности сложившиеся в обществе ценности, за неуважение к мнению граждан и невыполнение рекомендаций учредителя», обвинён в «упрямом высокомерии, неготовности к диалогу и нежелании разъяснять свой замысел». 

Большой резонанс в связи с возникшей конфликтной ситуацией также вызвало предложение заместителя главы президентской администрации М.Магомедова ввести процедуру предварительного просмотра спектаклей в государственных театрах перед их показом зрителям. Заговорили о неких экспертных группах, то есть фактически начали подумывать о возрождении Главреперткома. Цензура, конечно, недопустима, но отмена постановок и увольнение неугодных режиссеров - какая же это цензура? "Война — это мир. Свобода — это рабство. Незнание — сила. Ложь — это Правда". Запрет спектаклей и преследование театральных деятелей - это отсутствие цензуры. Не трудно догадаться, кого в этих экспертных комиссиях захотят видеть носители духовных скреп: креатуры местных отделений партии власти, епархий, "авторитетных граждан", незамеченных в попытках иметь мнение, отличное от мнения руководства. 

Приятно, что наш выдающийся земляк А.Калягин оказался на стороне коллег, отстаивающих свободу творчества. Режиссёр А.Звягинцев сравнил общественное обсуждение "Тангейзера" на заседании Минкульта с советскими "чистками", "коллективными судилищами", "пропесочиванием инакомыслящих", которых лишают возможности выражать собственную позицию, называя ее "выпадом против общественного мнения". Российский КиноСоюз опубликовал заявление с требованием восстановить в должности Б.Мездрича и отправить в отставку самого министра культуры Мединского, "который уже не впервые нарушает Конституцию РФ посредством введения цензуры и преследует несогласных с его антикультурной политикой". Заявление подписали режиссеры Андрей Смирнов, Виталий Манский, Марина Разбежкина, Юрий Богомолов, Гарри Бардин, Андрей Прошкин, Алексей Федорченко и др., чей вклад в развитие отечественной культуры, в отличие от г-на Мединского, заметен.

Источник
Комментарии пользователей >>
Внимание! Ваш IP-адрес фиксируется. Будьте предельно корректны, уважайте своих оппонентов и их точку зрения.
31.03.2015, 12:12Людмила
Игорь, Вы молодец! читаю и все время восхищаюсь Вами. Жаль, что так умно, емко и по граждански правильно могут говорить единицы.Ответить
31.03.2015, 13:05ALEXXX
Отсутствие маломальской цензуры в головах "выдающихся" деятелей культуры приводит лишь к расколу в обществе. Экспериментируйте сами на себе, а не на зрителе.Ответить
31.03.2015, 13:36Кузьма
В погоне за дутыми сенсациями наши театральные "новаторы" исказили всех классиков. Создать что-либо своё у них толку не хватает. Вятские "демократы" из кожи лезут, чтобы примазаться к столичным сенсациям и таким образом заявить о себе.Ответить
01.04.2015, 00:32Игорь Олин
Борис Мездрич возглавил Новосибирскую оперу в 2001 году и оставался ее директором до 2008-го. Провёл грандиозную реконструкцию театра. При Мездриче сибирский театр стал постоянным участником и лауреатом «Золотой Маски». 2002 год — «Маска» за лучший спектакль в балете ушла новосибирской «Коппелии». 2004 год — четыре «Золотые маски» у оперы «Жизнь с идиотом». 2005 год — четыре «Золотые маски» у «Аиды». 2007 год — две «Маски» у балета «Золушка». 2009 год — две «Маски» у «Баядерки». После ярославского периода в 2011г. Мездрич вернулся в Новосибирск. Гастроли по всему миру. Вот что, вероятно, имел ввиду Калягин.Ответить
31.03.2015, 14:36Альбина
Игорь! вы опять попали в точку! Абсурд нарастает во всех ипостасях! Я не видела этого спектакля, и вполне допускаю, что там что-то непотребное вылезло! Но это- дело сугубо творческое, и судить может лишь зритель. Беда в том, что у нас, особенно на периферии, нет ни научной, ни культурной среды , которая могла бы оценить достоинство происходящего. Всякие попытки навязать мнение "сверху"- подчистую "выжигают" даже почву для формирования культурной среды, а это гораздо хуже некоего "непотребства", показанного со сцены! Тем более непонятно, как намерен руководить театром (считай-жить в нем)заезжий питерский приказчик, пусть даже успешный и компетентный в своем деле. (хотя,по моему мнению,порядочный человек на такое бы не согласился!).Ответить
31.03.2015, 18:36Светлана
спасибо за статью.Ответить
Пожалуйста ответьте на вопрос, который Вы видите на картинке.